Главная → Греция → Советы → Что пьют в Греции: от водки раки до коньяка Метакса

Что пьют в Греции: от водки раки до коньяка Метакса [Греция]

У японцев есть саке, у корейцев – соджу, в Индонезии и на Бали – туак. В Греции синонимом народного духа называют узо.

Но само это название – «узо» вошло в употребление достаточно поздно, лишь во второй половине XIX века.

Рождением же своим этот исключительно греческий напиток обязан традициям, уходящим корнями в тысячелетнюю историю производства крепких спиртных напитков, появившимся еще в Древнем Египте и Персии.

Да и сама история его рождения окружена ореолом загадочности и мистики. Попробуем же приоткрыть завесу тайны…

Показать больше

Анис и Арак

Растение анис, добавляемое в греческую водку узо. Начнем наше расследование с одной пряности, широко известной с древнейших времен – аниса.

На самом деле, под этим именем скрываются два растения, друг на друга совершенно непохожих, да и распространенных в разных частях света.

Одно из них – анис обыкновенный – это зонтичное травянистое растение, произрастающее в основном на западе Евразии. По-гречески он называется «гликанисос» – сладкий анис.

Другое – бадьян анисовый, распространенное в Восточной Азии – вечнозеленый кустарник. По-гречески он называется – «астероидес анисон» – звездчатый анис.

Но благодаря анетолу – ароматическому эфирному маслу, содержащемуся в том и другом растении в большом количестве, еще издавна были замечены объединяющие их терапевтические и кулинарные качества.

В Древнем Египте анис использовали, наряду с тмином и майораном, для мумификации умерших.

В Древнем Китае анису поклонялись как священному растению.

В древней Греции было известно «вино Гиппократа», дошедшее под этим названием до Римской империи – настойка аниса в вине.

Именно Гиппократа можно считать отцом спиртных напитков, настоянных на анисе.

Развитие и распространение виноделия на территории Древнего мира, породило помимо традиционного процесса, основанного на брожении, также и новую технологию – дистилляцию, т. е. извлечение винного спирта путем перегонки.

Особенное развитие эта технология нашла в азиатских странах, а продукт, получаемый в результате, повсеместно стал называться одинаково – «арак», в переводе с арабского – «пот», что напрямую указывает на процесс перегонки.

Экономической предпосылкой его создания было повторное использование отходов виноделия – жмыха, остающегося после отжима винограда. В него добавляли воду и сахар и после повторного брожения производили перегонку, а затем настаивали 1-2 месяца в дубовых бочках.

В большинстве стран Востока в процессе перегонки в него добавляли анис или бадьян.

Кроме виноградного сырья для производства арака использовали в разных странах инжир, финики, рис, сливу, кокосовый или пальмовый сок, кумыс и другие продукты, поэтому вкус и аромат напитков под общим названием арак может значительно отличаться в каждой стране, где его производят.

Также он отличается и крепостью, которая может быть от 20 до 70-80%.

Такие напитки имеют свои корни в бедности, и кое-где их даже называют «вино бедняков».

Производство основано на желании как можно более выгодно использовать отходы виноделия или садоводства, ценность которых чуть выше мусора.

Экономически слабые классы не только участвовали в создании таких напитков, но и максимально способствовали их распространению.

Это относится и к большинству спиртных напитков Средиземноморья, таким как испанский абсент, итальянская граппа, кипрская зивания, а также балканская ракия.

От Раки до Цикудья и Ракомело

В Балканских странах: Болгарии, Сербии, Черногории, Боснии, Хорватии, Румынии напиток, получаемый путем перегонки продуктов брожения винограда или фруктов, называется «ракия», в Греции – «раки», в Турции – «ракы», все эти названия происходят от азиатского «арака».

Вопреки утвердившемуся мнению, раки не турецкое изобретение, распространившееся затем по другим странам Оттоманской империи.

В исламской Турции, с ее строгими законами шариата, спиртные напитки могли производить и употреблять только иностранцы.

В основном это были православные греки, хранившие традиции виноделия и перегонки спиртных напитков еще со времен Византийской империи.

Они и были главными производителями раки в Турции, а от них эта традиция разошлась по другим странам Балканского полуострова.

В Турции же этот напиток получил повсеместное распространение только в XX в., благодаря «отцу турецкого народа» – Мустафе Кемалю Ататюрку, основателю современного светского турецкого государства.

Говорят, однажды попробовав греческое раки, он воскликнул, что этот божественный напиток способен сделать любого пьющего настоящим поэтом. До конца своих дней Мустафа Кемаль был его поклонником и немало сделал для популяризации раки в Турции.

От греческого раки берут свое начало и такие, известные сейчас спиртные напитки, как ципуро и цикудья. В 1920 году, специальным постановлением греческого правительства крестьянам Крита, только что вошедшего в состав Греции, было разрешено местное производство алкогольных напитков путем дистилляции.

Продукт выжимки винограда, использующийся для этого, называется на Крите «цикудья», от него и произошло название местного напитка, хотя, по традиции, на Крите его до сих пор называют также и «раки». Отличие от традиционной раки только в том, что критская раки-цикудья не содержит аниса.

Производится она на маленьких семейных винокурнях, с использованием традиционных медных перегонных аппаратов. В процессе однократной перегонки получается продукт, крепость которого обычно не превышает 30%, а стоимость находится в пределах 4€ за 0,5 л.

Критские спиртные напитки: раки и ракомело. Благодаря использованию для производства напитка отходов, остающихся от выжимки высококачественных критских вин, качество цикудьи можно поставить на достаточно высокий уровень, несмотря на практически домашнее производство.

На основе раки делают на Крите чудесную и целебную настойку на меде – «ракомело», которая пьется горячей и эффективно помогает при простудных заболеваниях. В охлажденном виде она хороша, как десертный напиток после приятного обеда.

Стоит ракомело около 5€ за 0,5 л. Также известен на Крите напиток из ягод тутовника – «мурнораки», который стоит 35€ за 0,5 л. Кроме Крита раки-цикудья производится и на Кикладах.

В других частях островной и материковой Эллады наибольшее распространение получил другой напиток, своим происхождением обязанный раки, – «ципуро».

Ципуро

Первое документальное упоминание о производстве греческого ципуро в монастырях Святой горы Афон сделано в 1590 году, а существовало оно там значительно раньше, вероятно, уже в XIV веке.

Оттуда же оно получило дальнейшее распространение по территории Западной Македонии, Эпира и Фессалии. До последних десятилетий XX века производство ципуро было только домашним и не существовало в промышленных масштабах. Была запрещена и его широкая торговля, продажа разрешалась только в тавернах и специализированных закусочных – «ципурадико».

В 1988 году появился закон, устанавливающий правила производства, налогообложения, проверки качества, розлива и торговли такими напитками. С этого времени крупные семейные предприятия преобразуются в промышленные, благодаря чему значительно повышается как качество ципуро, так и его соответствие стандартам Евросоюза.

В результате этого закона ципуро и цикудья были признаны защищенными греческими наименованиями продуктов, а ципуро Фессалии, ципуро Македонии, ципуро Тирнаву и цикудья Крита – защищенными торговыми марками.

Традиционно этот напиток производится двух видов: без добавления аниса, и с ним. Кроме аниса, а иногда и вместо него, могут добавляться и другие специи: фенхель, гвоздика, корица.

В большинстве закусочных-ципурадико в Фессалии и Македонии ципуро подается в маленьких бутылочках – «карафаки», емкостью 100–200 граммов.

К каждой карафаки полагается «мезе» – порция легкой закуски в виде сыра, печеных овощей, морепродуктов, маслин и т. п.

Сколько бы порций ципуро вы ни заказали, столько раз вам принесут мезе, причем, каждый раз другое, чем иногда можно поставить в затруднение персонал заведения, когда после пятой–шестой карафаки у них кончается ассортимент закусок, ведь сами греки редко выпивают больше двух порций напитка.

Предшественник ципуро – раки сыграл свою роль и в истории Греческой национально-освободительной революции 1821 года. 21 марта 1821 года в городе Патра произошел инцидент, когда около сотни турецких солдат из гарнизона соседнего городка Рио, изрядно выпив раки в закусочной на центральной площади Патры, убили хозяина заведения и сожгли его дом, в результате начавшегося пожара сгорели и многие соседние дома.

Возмущенные жители города подняли восстание против турок, которое вскоре охватило и соседние провинции. 25 марта, когда греки объявили лозунг восстания «Свобода или смерть», и поныне отмечается как национальный праздник Греческой независимости.

Одним из крупнейших производителей ципуро в Греции считается фирма «Тсандали», основанная в 1890 году. «Македонико Ципуро Тсандали» в стеклянной бутылке емкостью 0,5 л стоит в супермаркете 8,40€.

Узо – напиток эллинов

«Капли датского короля», или грудной эликсир – старинный рецепт лекарственного средства от кашля. А по существу – настой аниса. Вкус его знаком с детства людям среднего и старшего поколения. И это первая ассоциация, возникающая у тех, кто впервые попробовал знаменитый греческий напиток «узо».

В состав хорошего узо входит не только анис, но и бадьян, фенхель, кардамон, корень имбиря, корица и кориандр. Некоторые полагают, что ципуро и узо – одно и то же, но это является глубоким заблуждением. Технология изготовления этих напитков совершенно различная.

Если ципуро получается полностью в процессе перегонки виноградного сырья, то содержание его в составе узо не превышает 20–30%. Смесь семян и ароматических трав для узо настаивается сначала на чистом спирте, затем тщательно перегоняется в медном дистилляторе с обязательным отделением «головной» и «хвостовой» частей. Затем отобранная сердцевинная часть медленно перегоняется второй раз при непрерывном контроле. Полученный спирт разбавляется мягкой водой так, чтобы содержание алкоголя в полученном напитке было не ниже 37,5%.

История появления узо и само происхождение этого слова неразрывно связано с небольшим городком Тирнавос, находящемся в регионе Фессалия. Этот район, издавна славившийся своими винодельческими традициями и производством одной из самых известных марок ципуро, был известен выращиванием коконов шелкопряда для производства натурального шелка. Лучшие образцы коконов отбирались для экспорта во Францию, текстильная продукция которой была знаменита во всем мире, и сырье для нее поставлялось самое качественное.

На ящиках для отправки стояла надпись на итальянском языке «USO MASSALIA» – «использовать в Марселе». Этот таможенный термин в XIX веке воспринимался в торговле, как своеобразный знак качества. Один турецкий офицер, стоявший в то время в Тирнавосе, попробовав ципуро местного производства, сделанное по семейным рецептам, воскликнул: «Это же USO MASSALIA – лучший напиток, какой только может быть»!

В 1856 году семья Катсарос получила первый в Греции патент на производство и продажу нового продукта под торговой маркой «Дистилляция, как USO Тирнаву» – намек на высокое качество своего продукта. С тех пор это название и закрепилось за напитком, а рецепт его изготовления из города Тирнавос быстро разошелся по всей Греции.

После обретения страной независимости многие греки стали переселяться из Турции на территорию Греции, в частности, в Македонию и на остров Лесбос. Они принесли с собой византийские традиции виноградарства, виноделия и производства раки.

В начале XX века во многих странах Европы был введен запрет на производство и потребление полынной водки – абсента, получившего широкое распространение. Популярность его была особенно велика среди низших классов общества. В состав известных марок абсента кроме полыни входили также анис и фенхель, своими ароматами сглаживавшие горечь полыни.

Любители запрещенного напитка стали искать ему замену и быстро нашли ее в анисовых настойках.

Во Франции в это время появляется Пастис и Перно-Рикар, в Италии – Самбука. Любовь к настойкам аниса предопределила и быстро возросшую популярность греческого узо.

В столице Лесбоса Митилини возникает широкое производство узо, быстро завоевавшего популярность в самой Греции и во многих других странах.

Уже в 1930 году на острове насчитывалось 40 мелких и 10 крупных производителей напитка. Такие марки митилинского узо, как «Варваянни», «Мини», «Пломари», «Смирнио», «Самара», «Яннатси» становятся любимыми напитками как самих греков, так и гостей Греции.

Как говорят греки: «Узо – это вся Греция в одном стакане». Узо – это то лучшее, что может сопровождать блюда из морепродуктов или рыбы, вареные, тушеные, жареные или приготовленные на углях блюда. Узо – один из главных героев греческой таверны.

Метакса

Наверное, неспроста местом рождения коньяка «Метаксы» – греческого бренди, входящего в число 50 самых популярных напитков мира, является портовый город Пирей.

В этом порту, крупнейшем в Греции и одном из самых больших в Средиземноморье сходились морские дороги всей Европы, да, что Европы – всего мира.

Множество разноязычных, с разным цветом кожи и разрезом глаз, моряков со своими привычками и пристрастиями сходили здесь ежедневно на берег во время стоянки своих судов и кораблей. Они искали возможности хотя бы на несколько часов забыть о своей нелегкой работе. И интернациональный Пирей старался отвечать им всем дружелюбием и гостеприимством.

Таверны, закусочные и бары работали круглосуточно, а идея создания своего греческого коньячного напитка, подобного тем, что подавали в портовых заведениях Марселя, Гавра и Ниццы витала в воздухе и нужен был только человек, способный воплотить ее в жизнь. И такой человек нашелся. Это был Спирос Метаксас, представитель большого семейства торговых брокеров.

Отец семейства – Ангелис был выходцем с небольшого скалистого, выжженного солнцем и, казалось бы, малопригодного для жизни островка Псара, находящегося поблизости от острова Хиос и недалеко от турецкого побережья.

Этот маленький островок имеет большую историю. Жители его, не имея возможностей развивать земледелие или животноводство, с самых древних времен занимались рыболовством и мореплаванием и считались отличными моряками.

Во время Архипелагской экспедиции графа Алексея Орлова островитяне активно помогали русскому флоту и 7 июля 1770 года участвовали в Чесменском морском сражении, происходившем в непосредственной близости от острова, а в 1821 году они одними из первых поддержали Греческое восстание, переоборудовав все свои торговые суда в военные корабли.

За это турки устроили на острове страшную резню, когда из 20 000 жителей уцелело не более 500 человек. Оставшиеся в живых разъехались по всей Греции, а семья Ангелиса оказалась в Халкиде.

Вероятно в это же время он принимает решение сменить фамилию, а поскольку в Халкиде семья открывает предприятие по торговле шелком, Ангелис записывается под фамилией Метаксас («метаксиос» – по-гречески шелковый). И опять история греческих напитков оказывается связанной с шелком.

После смерти Ангелиса его девятерым сыновьям осталось немалое состояние. Один из них – Спирос, забрав свою долю наследства, решает обосновать свой бизнес в Пирее.

В конце XIX века экономика независимой Греции, основанная на морской торговле, стремительно развивается, и в портовом Пирее кипит торговая и денежная жизнь страны. Перепробовав несколько разных занятий, Спирос, наконец, выкупает небольшой, приходящий в упадок винокуренный завод. Привлекает в дело двух своих братьев, и в 1888 году они регистрируют свою новую компанию и торговую марку «Метакса».

На острове Хиос издавна существовал местный напиток, представлявший собой настойку смолы мастикового дерева на спирте с добавкой различных ароматических и целебных трав, который назывался «Мастиха». Он и сейчас производится только на Хиосе, и больше нигде в Греции.

Так что в создании «Метаксы» были учтены и древние винодельческие традиции Хиоса. А хиосские вина еще во времена Древней Греции и Рима считались самыми ценными и дорогими во всем Средиземноморье.

Выбрав лучшие ингредиенты и ароматические травы, и, связав старинные традиции виноделия и дистилляции с великолепными качествами винограда сорта Мосхато, братья создали новый греческий коньяк, быстро завоевывавший признательность любителей и ценителей всего мира.

Уже в 1895 году он завоевывает золотую медаль на выставке в Бремене. В 1900 году начинаются массовые поставки в США, где напиток получает эпитет «летящий бренди».

В 1915 году «Метакса» завоевывает Гран-При на выставке в Сан-Франциско.

Кроме коньяка предприятие производило абсент, шартрез, бенедиктин, вермут, но со временем все они ушли на второй план.

Бренд «Метакса» пережил две мировые войны, немецкую оккупацию, нелегкие послевоенные годы, Гражданскую войну, хунту, но, несмотря на все превратности, остается одним из самых узнаваемых греческих символов.

Знаменитая семизвездочная «Метакса» в бутылке емкостью 0,7 л в виде старинной амфоры стоит сейчас примерно 21,75€, пятизвездочная – 16€, демократичная трехзвездочная – 13€, пятизвездочная в трехлитровой бутыли на подставке и с краником – 79€, а бутылка «Metaxa AEN» емкостью 0,7 л из бочки №1 – 1410€.

Алкогольные напитки типа бренди имеют свою философию – тех, что пьются на ходу, бездумно, не существует.

Требуется определённый момент и развитое чувство вкуса. Для настоящего ценителя время такого напитка – после хорошей еды.

В отличие от других, дающих быстрое опьянение, здесь нужна медлительность, вдумчивость, игра с ароматом. Высшее качество продукта и ароматическое послевкусие, остающееся во рту от последнего глотка – вот те особенности, за которые ценят «Метаксу» ее поклонники во всем мире.

Греция - Советы и полезная информация

Общая информация
История и культура
Персоны
Покупки
Еда и напитки
Транспорт
Безопасность
Прочее