Главная → Израиль → Советы → Царь Давид

Царь Давид [Израиль]

Царь Давид - второй царь Израиля и одна из самых ярких библейских фигур, его почитают все три монотеистические религии: иудейство, христианство и ислам.

Давид был самым младшим из восьми сыновей Иессея из Вифлеема и принадлежал к колену Иуды.

Он был красив, умен, отважен, красноречив, хорошо играл на гуслях. В юношестве он пас стада овец своего отца. Его путь от простого пастуха до второго царя объединенного еврейского государства связан с кровопролитными сражениями, войнами и интригами.

В те времена происходили постоянные войны между соседствующими племенами. Злейшими врагами еврейских племен были филистимляне - сильные и отважные воины.

Показать больше

В одном из таких сражений встретились войско филистимлян и войско иудеев под предводительством первого израильского царя Саула. Войска расположились на двух холмах, между ними была долина, но евреи не хотели спускаться в долину, так как у филистимлян было бы преимущество за счет колесниц, те же не хотели рисковать в горной местности, где легкое подвижное войско израильтян превосходило их.

Тогда филистимляне выставили своего воина, Голиафа из Гефа, для решающего поединка, что было очень распространено тогда: "Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам". Но никто из израильтян не отважился принять вызов.

Старшие братья Давида служили в армии царя Саула и Давид пришел навестить их. Увидев Голиафа, он вызвался принять бой. Отказавшись от доспехов, так как не был привычен к ним, Давид вышел на бой с одной лишь пращей. Метким броском камня он поразил великана прямо в лоб, а затем отсек голову его же мечем. Фелистимляне в панике бежали.

Молодой Давид был принят на службу к царю Саулу и очень скоро стал опытным воином. Своей храбростью и отвагой, он заслужил любовь всего народа. Царь Саул отдал Давиду в жены свою дочь Мелхолу (Михаль).

Но вскоре всенародная любовь и популярность Давида вызвали зависть у царя Саула и он стал подозревать, что Давид хочет захватить его престол. Он посылал Давида в самые опасные сражения, надеясь на его смерть, но Давид всегда выходил победителем. Когда же однажды Саул подослал к нему наемных убийц, Давид, при помощи своей жены Мелхолы, сбежал из дворца и был вынужден скрываться в пещерах.

К нему присоединились многие недовольные царем Саулом и Давид сформировал отряд из 600 человек. Саул преследовал его, но Давиду удавалось ускользнуть от него. Дважды Давид имел возможность убить царя Саула, но оставлял ему жизнь.

Спасаясь от преследований Саула, Давид идет на рискованный шаг - поступает на службу к злейшему врагу израильтян филистимлянскому царю Анхусу. Анхус, пользуясь древней поговоркой "враг моего врага - мой друг", дает Давиду город Циклаг (Секелаг), в надежде, что оттуда Давид со своими воинами будет совершать набеги на израильские племена. Давид действительно совершает набеги, но не на свой народ, а на южные племена амаликитян, которые не были враждебны филистимлянам. Давид сообщал Анхусу, что разграбляет еврейские поселения, а для того, чтобы ложь не открылась, он безжалостно убивал всех, не оставляя свидетелей.

Отряд Давида действовал по принципу партизанских войн: они стремительно появлялись, нападали на врага и тут же исчезали. Часть добычи он отдает Анхусу, а часть пересылает старейшинам колена Иуды, чтобы расположить их к себе.

Тем временем филистимляне начинают новую войну против израильтян и отряд Давида тоже должен был учавствовать в сражении, но в последний момент военноначальники Анхуса убеждают его, что нельзя полагаться на Давида, так как он один из них и Давид возвращается в Циклаг, не учавствуя в сражении.

Израильтяне были побеждены, погиб и царь Саул со своим старшим сыном Ионафаном, который был другом Давиду и не раз спасал его от преследований отца. Давид горько оплакивает их, он не желал смерти Саулу и неоднократно хотел примириться с ним.

Давид отправляется в Хеврон и колено Иуды провозглашает его своим царем. Царем над другими племенами Израиля стал сын Саула Иевосфей.

Мечтой Давида было объединить все израилевы колена и создать единое государство. Саул тоже пытался это сделать, но смог объединять разрозненные племена только на время войн. В остальное же время племена продолжали враждовать между собой.

В результате заговора был убит Иевосфей и старейшины остальных колен Израиля пришли к Давиду с предложением стать их царем. Давид был помазан на царство.

Проявив блестящую политическую интуицию, царь Давид понял, что Хеврон не может оставаться столицей Израиля, так как принадлежал колену Иуды, и это ущемляет права других колен.

Его выбор остановился на небольшом городе Иевусе, который принадлежал племени евусеев. Как вы понимаете, это был Иерусалим. Этот город находился на перекрестке дорог, его легко можно было защищать и, самое главное, он не принадлежал ни одному из колен Израиля.

Существует версия, по которой воины царя Давида проникли в город по специальной системе водоснабжения. Позже археологи действительно откопали тоннели, прорытые еще задолго до завоевания Иерусалима Давидом.

Город был назван "градом Давида", укреплен и отстроен. Давид перенес сюда и Ковчег Завета, главную святыню иудеев, сделав таким образом Иерусалим символом единства нации. Позже царь Давид хотел построить Храм в Иерусалиме, но так как за свою жизнь он вел очень много войн, то этой миссии удостоился только его сын Соломон.

Филистимляне, обеспокоенные объединением иудеев, предприняли попытку напасть на Иерусалим, но были разгромлены. Новый царь продолжал расширять и укреплять свое государство. Он покорил моавитян на востоке, захватил царство Эдом на юге, разгромил арамейцев на северо-востоке. Власть царя Давида распространилась далеко за пределы владений колен израелевых.

Давид реорганизовал и укрепил свою армию. Он создал подразделения наемников (главным образом филистимлян), народное ополчение (каждый боеспособный мужчина мог быть мобилизован в случае необходимости), создал постоянные подразделения со своими командирами, которые могли действовать независимо друг от друга, смотря по ситуации, использовал национальные традиции и навыки разных племен (так воины из колена Беньямина были вооружены луками и пращами, а воины из колена Иссахара были хорошими разведчиками).

Для управления государством царь Давид создал административный аппарат, подчинявшийся непосредственно царю.

На вершине своего могущества царь Давид впал в грех, ставший причиной многих бед, обрушившихся на него.

Как-то он гулял по крыше своего дворца и увидел прекрасную женщину, принимавшую ванну на крыше своего дома. Он послал узнать, кто она. Ему сказали, что это Вирсавия - жена одного из его воинов Урии Хеттеянина. Давид призвал ее к себе и Вирсавия забеременела от него. Желая скрыть свое отцовство, Давид вызвал Урию домой, надеясь, что отцом ребенка посчитают Урию. Но он отказался войти в свой дом, ссылаясь на то, что когда его воины на полях сражений, он не может спокойно отдыхать дома со своей женой. Тогда Давид приказал отправить Урию в самое тяжелое сражение, чтобы его убили в бою, что и произошло.

К царю Давиду явился пророк Нафан и рассказал ему притчу: "В одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему".

Давид разгневался и сказал, что этот человек достоин смерти и должен заплатить за то, что сделал. "И сказал Нафан Давиду: ты - тот человек, который сделал это". Нафан сообщил Давиду, что за этот грех ему будет суждено непрерывно вести войны и беда коснется его собственной семьи.

Сын, родившийся у Вирсавии, умер, но впоследствии она родила Соломона, который станет третьим царем Израиля.

Старший сын царя Давида, Амнон, изнасиловал свою единокровную сестру Фамарь. Давид ничего не предпринял, но другой его сын, Авессалом, убил Амнона, отомстив за сестру.

Позже Авессалом поднял восстание против отца. Давид не хотел наказывать сына и при подавлении восстания просил оставить его живым, но военноначальники не послушали царя и Авессалом тоже был убит.

В последние годы жизни царя Давида его третий сын - Адония, решил захватить престол и, обзаведясь союзниками, уже готов был объявить себя царем, но Вирсавия убедила Давида помазать на царство их сына Соломона, и Адония, испугавшись, отказался от своего плана.

Несмотря на большое количество жен и наложниц, Вирсавия оставалась любимой женой Давида и, по-видимому, имела на него большое влияние.

Царь Давид правил 40 лет (приблизительно в 1005-965 годах до н.э.).

В Священных Писаниях царь Давид предстает перед нами противоречивой личностью: мудрый полководец, тонкий политик, отважный и жестокий воин, не очень хороший отец и не очень верный муж, создатель прекрасных лирических произведений - псалмов, искренне верующий в Бога, но не лишенный человеческих пороков.

До недавнего времени археологи и историки ставили под сомнение существование царя Давида, как исторической личности - не было найдено никаких доказательств его существования и слишком уж неправдоподобными казались им подвиги и свершения Давида.

Но в 1993 году при раскопках в северном Израиле на месте под названием Тель Дан, был найден фрагмент базальта, встроенный в стену со словами о "доме Давида". Согласно древнему обычаю, широко распространенному на востоке, многие цари ставили памятники своему величию и достижениям.

Эта надпись как раз и свидетельствовала о победе сирийского царя над царями из "дома Давида", что служит доказательством существования и самого Давида, так как у "мифического царя" не могло быть наследников.

Трудности археологических исследований в Иерусалиме заключаются в том, что значительная часть объектов, интересных для археологов, представляет собой святыни различных вероисповеданий, либо находится в непосредственной близости к этим святыням, и раскопки могут задеть религиозные чувства верующих.

Тем не менее в начале нашего века проводятся интенсивные раскопки в Граде Давида, находящегося за стенами Старого города, которые уже дали значительные результаты. Так был обнаружен фрагмент печати, которой пользовались в период Первого Храма, то есть при царе Соломоне, клад из 250 золотых монет, датируемых 7 веком н.э., статуэтка мужчины-боксера, которую археологи датируют 2-3 веком нашей эры.

Раскопки продолжаются, и нам остается только ждать новых открытий археологов.