Церковь Темппелиаукио (Церковь в скале) [Хельсинки]

The Temppeliaukio Church / Temppeliaukion kirkko
Церковь в скале — необыкновенное место. Увенчанная обширным медным куполом, с воздуха она смотрится как огромная летающая тарелка, приземлившаяся на вершину скалы и наполовину в нее погрузившаяся.

Описание

Церковь Темппелиаукио в скале в Хельсинки — это самая экстравагантная достопримечательность финской столицы и, пожалуй, одна из самых оригинальных церквей в Северной Европе. Это здание воплощает важнейшую отличительную черту Финляндии — сочетание первозданной природы и высоких технологий: церковь вписана в естественный ландшафт и гармонично сочетается с грубыми скальными поверхностями. Уже много лет Темппелиаукио неизменно вызывает восхищение путешественников: одни поражаются экстравагантностью задумки, другие — красотой пейзажа и архитектуры, третьи — потрясающей акустикой.

Визуальные эффекты

Со стороны церковь напоминает упавшую тарелку. Особенно этот эффект виден вечером, когда работает подсветка. Такое НЛО, прилетевшее в гости к финнам.

Показать больше

А внутри оптический обман создает иллюзию, словно стоишь под высоченным куполом. Но на самом деле его высота составляет 12 метров.

Местные жители придумали прозвище церкви — Бункер антидьявольской защиты. Она выглядит именно так из-за своей формы и непроницаемости. Стены помещения остались нетронуты — это камень, который лишь слегка обработали после взрыва. Между куполом и стенами установлены почти две сотни окон.

Акустика

Что интересно, в Темппелиаукио нет колоколов — их звук записан и раздается перед началом служб из динамиков.
Церковь в скале славится своей неповторимой акустикой. Сам знаменитый музыкант Мстислав Ростропович считал, что здесь самая лучшая акустика в мире.

Благодаря своей акустике, в церкви часто проводятся концерты органной и классической музыки. А иногда — даже концерты металл-групп. Видимо, таким образом церковнослужители стараются приобщить к религии молодежь. Ведь в храме исполняются не обычные песни, а фрагменты лютеранской литургии. На большинство выступлений можно попасть бесплатно.

Службы

Службы в Темппелиаукио проводятся по выходным или во время местных праздников. Сначала идут богослужения на финском языке, а затем на английском. Во время исполнения церковных гимнов к пению часто присоединяются все прихожане. Выглядит и звучит такое массовое пение очень красиво.

Рождение церкви в скале

Скалистая территория в северном конце улицы Фредрикинкату (Fredrikinkatu) была отведена под строительство церкви уже по первому утверждённому плану хельсинкского района Эту-Тёёлё (Etu-Töölö) в 1906 году (тогда район назывался Аркадия). В 1932 году был организован архитектурный конкурс на проект церкви на участке Темппелиаукио (Храмовой площади). В конкурсе принимал участие архитектор Паули Бломстедт (P.E. Blomstedt) (1900-1935).

По какой-то причине оргкомитет остался недоволен результатами, и в 1936 году было объявлено о проведении нового конкурса. Победителем стал архитектор Юхан Сигфрид Сирен (Johan Sigfrid Sirén) (1889-1961), автор известного здания Эдускунта (парламента Финляндии) (1931). Однако строительство храма было вскоре прервано из-за начала Зимней и Второй мировой войны.

После войны был объявлен третий конкурс, завершившийся в 1961 году. На этот раз победителями по единогласному решению жюри стали архитекторы братья Тимо и Туомо Суомалайнены (Timo Suomalainen (р. 1928) и Tuomo Suomalainen (1931-1988)). Предложенный ими проект назывался Kivikirkko («каменная церковь»).

Учитывая, что на месте будущего храма из земли наружу выходят горные породы, архитекторы разработали план, согласно которому скала будет в значительной степени оставлена нетронутой, тогда как сама церковь будет вырублена в скале, а остальные приходские службы разместятся по краям холма. Эта концепция полностью соответствовала конкурсным условиям: проект должен был «включать организационный план всей площади Темппелиаукио с ее парковой зоной и автостоянкой и быть ориентирован на максимальное сохранение скалистой части площади».

Заметим между прочим, что первым выдвинул идею прорубить церковь в скале тот самый Паули Бломстедт, участник первого конкурса, однако братья с этим проектом знакомы не были, так что ни о каком плагиате не может быть и речи. К тому же, проект Бломстедта предусматривал создание церкви не собственно внутри скалы, а вплотную к ней, в отдельной «пещере», причем интерьер храма в его варианте не имел никакой связи с природными элементами, был полностью изолирован от скалы, а классический фасад скорее контрастировал с окружающим гранитом. Суомалайненами был предложен совершенно иной проект. Единственной общей чертой было стремление сохранить скалистый ландшафт — часть первозданной природы в этой плотно застроенной части Хельсинки. Но если Бломстедт уделял основное внимание противопоставлению архитектуры и природы, то братья Суомалайнены, наоборот, строили свои построения на идее гармонии между скалой и зданием. Исходя из этих соображений, проект Суомалайненов был признан членами жюри «совершенно оригинальным».

Архитекторы Суомалайнены

Впервые побывав на площадке будущего здания, братья Суомалайнены поняли, что для сохранения оригинального характера этого места необходимо воспринимать саму скалу как церковь и всё, что будет здесь строиться, должно соответствовать этому характеру. Надо сказать, что каменистый ландшафт был очень дорог сердцу архитекторов: они родились и выросли на Суурсаари (Гогланде) — небольшом острове в Финском заливе.

После начала Зимней войны братьям пришлось оттуда уехать (остров перешел к Советскому союзу), но природа родных мест, с многочисленными холмами, расщелинами, пещерами, ущельями, валунами и каменистыми равнинами, запомнилась на всю жизнь, и эти детские впечатления они (возможно, неосознанно) переносили в свою архитектуру. Так и на примере Темппелиаукио они в каком-то смысле воссоздали свой собственный микрокосм, остров Гогланд. Они воплотили здесь навеянное дикой северной природой ощущение невероятной свободы и одновременной защищенности.

Опыт работы со скальной породой у архитекторов уже имелся, поскольку до этого они выполняли проектные работы для Министерства обороны. Кроме того, за свою предыдущую карьеру они разработали уже достаточно много зданий суховатой минималистической архитектуры и теперь были открыты для новых конструктивных решений, более интуитивных и свободных, дающих волю фантазии и даже случайности.

От критики к признанию

Строительство церкви в скале началось в феврале 1968 года.

Часть общественности и консервативно настроенные архитекторы выступили против экстравагантного проекта. В газетах появились статьи, в которых будущее архитектурное чудо называли «мечетью в камне» и «антидьявольским бункером». Люди предпочли бы получить очередную церковь в знакомом традиционном стиле. К экспериментам они были не готовы. Тем более дорогостоящим (в прессе муссировались опасения, что медный купол потребует огромных расходов).

Некоторые активисты выражали свое несогласие конкретными действиями. Так, в июле 1968 года группа членов Студенческой христианской ассоциации, убежденных в аморальности строительства церкви в условиях сложной мировой ситуации, одиннадцать раз написали на бетонном фундаменте храма и окружающих скалах слово Biafra. Авторы граффити требовали направить фонды, выделенные на строительство церкви, жертвам голода, пострадавшим в результате борьбы за независимость республики Биафра (самопровозглашенного государства в Нигерии). Надписи впоследствии были полностью стерты, за исключением одной, оставленной как напоминание об истории строительства церкви.

Церковь в скале была освящена в сентябре 1969 года (через 9 лет после утверждения проекта) и сначала именовалась Taivalahti, а нынешнее официальное название, Temppeliaukio, получила в 1971 году.

Окончательная стоимость строительства составила в итоге лишь 4 миллиона марок — действительно весьма скромная по тем временам сумма, сопоставимая с расходами на строительство среднего школьного здания. Так что все обвинения в «колоссальных капиталовложениях» оказались не более чем инсинуациями. К тому же, уникальный архитектурный облик церкви, большое количество посетителей, начавших стекаться в храм сразу после его постройки, а также многочисленные публикации в иностранных архитектурных журналах быстро заглушили критические голоса. В 1978 году в Италии была выпущена серия книг «Сто памятников» (I Cento Monumenti), посвящённых наиболее интересным архитектурным достопримечательностям мира, и хельсинкская церковь в скале стала единственным включенным в сборник зданием, представлявшим Финляндию .

На родине добиться признания оказалось сложнее, особенно в академических кругах. Например, Музей финской архитектуры тридцать лет упорно сопротивлялся чужим восторгам и согласился выделить церкви в скале часть своей экспозиции только в 1999 году. Однако уже в 2003 году, когда проходившая в музее выставка «Священное пространство» отправилась за границу, Темппелиаукио была представлена очень широко и названа в числе 12 важнейших финских храмов послевоенной эпохи.

В том же 2003 году по результатам опроса, проведенного газетой Helsingin Sanomat, церковь в скале оказалась в первой десятке лучших финских зданий, построенных до и после обретения страной независимости. Наконец, в 2004 году церковь Темппелиаукио была провозглашена охраняемым памятником архитектуры. В заявочной документации храм был охарактеризован как «оригинальное здание, устойчиво ассоциируемое с творением финского духа».

На протяжении своей не такой уж долгой истории церковь в скале прошла долгий и трудный путь от разного рода бюрократических проволочек, препятствовавших завершению проекта, разгромной кампании в прессе и бойкота со стороны консервативных архитекторов к широкому признанию в Финляндии и за рубежом. Вдобавок к этому, необычная церковь стала популярнейшей туристической достопримечательностью Хельсинки, одной из самых известных необычных построек. Из-за нестандартного дизайна церковь особенно полюбили ценители современной архитектуры.

Архитектура

Церковь Темппелиаукио — удивительное произведение современной финской архитектуры и дизайна. Главная ее особенность в том, что она вырублена прямо в скальной породе, в массивном блоке природного гранита, посреди обычного жилого квартала.

Вход в храм расположен на уровне улицы, причем снаружи видна лишь незначительная часть сооружения, лишь медный купол, выступающий из скалы, — тот самый, что напоминает космический корабль, если посмотреть на него сверху.

Снаружи храм можно принять за бомбоубежище или какой-нибудь секретный объект. Чего стоят одни только массивные металлические двери, ведущие внутрь церкви в скале.

От входа посетитель попадает непосредственно в интерьер, подниматься по лестнице не требуется. Это входило в изначальный замысел архитекторов: они стремились сделать вход в храм максимально удобным и привлекательным и сознательно расположили его на уровне самой широкой и высокой из окрестных улиц, Фредрикинкату (Fredrikinkatu). Благодаря такому решению, церковь сразу же воспринимается человеком как гостеприимная, открытая (фото с архитектором внутри церкви.

Посетитель оказывается буквально внутри скалы, от чего создается ощущение надежности и защищенности. Большую роль играет то, что стены оставлены, как есть, из естественного камня. Гранитные скалы, каменистые берега — неотъемлемый элемент финского ландшафта, поэтому интерьер церкви Темппелиаукио воспринимается особенно органично. Природа и архитектура сплетаются здесь в одно целое, причем всё рукотворное по замыслу архитекторов оставлено в явном, неприукрашенном виде (в частности, на шероховатых стенах сохранены «шрамы» — отметины от перфораторов, которыми бурили отверстия, куда закладывалось взрывчатое вещество для разрушения горной породы).

Архитекторам удалось создать уникальную пространственную геометрию. Церковный зал имеет форму овала и окружен поясом стен из грубо отесанного гранита. Использование местного камня позволило строителям храма подчеркнуть связь церкви с природой и создать в интерьере особую атмосферу. Верхняя часть стены, продолжающаяся наружу, выложена бутовым камнем, перевязанным стальными хомутами, а нижняя представляет собой почти необработанную горную породу. Такое решение оказалось непревзойденным с технической, эстетической и акустической точки зрения.

Интересно, что каменные стены не были предусмотрены первоначальным конкурсным проектом Суомалайненов. Хотя архитекторы и вынашивали эту идею, она казалась им слишком радикальной для представления на суд жюри. Но когда дирижер Пааво Берглунд (Paavo Berglund) поделился своими знаниями об акустике лучших концертных залов мира, а инженер-акустик Маури Парьо (Mauri Parjo) составил требования к поверхности стен храма, братья Суомалайнены поняли, что смогут выполнить все акустические требования очень просто — оставив в церковном зале открытые каменные стены.

Раскинувшийся над головой, будто парящий огромный купол еще больше расширяет внутреннее пространство храма, напоминая красноватое металлическое солнце с расходящимися во все стороны лучами балок. Купол представляет собой диск из уложенной в виде спирали медной проволоки и занимает почти три четверти диаметра крыши. На то, чтобы выложить этот гигантский медный круг, ушло 22 км проволоки. Опорами купола служат радиально расходящиеся по периметру крыши железобетонные балки различной длины. Диаметр купола составляет 24 метра, а расстояние от самой высокой точки до пола — 13 метров. Высота стен составляет 5-9 метров.

Особую роль внутри церкви играет свет. Интерьер просто-таки купается в естественном свете, проникающем через 180 узких вертикальных окон (световых люков) разного размера, устроенных между скалистой стеной и куполом. Плавно струящаяся линия, образующаяся на стыке купола и волнистой внешней стены, делит стеклянный потолок на окна разного размера в зависимости от значимости каждой области. Например, алтарная зона отличается большей освещенностью, чем другие части церкви. Лучи света постоянно перемещаются по храму, играя на грубо обработанных гранитных стенах, пробегая по полу, заставляя переливаться медную поверхность купола и балкона. Всё это делает пространство живым, текучим, прозрачным.

С облицованного медью балкона можно полюбоваться замечательным панорамным видом на интерьер церкви. Кроме того, в самой церкви можно найти множество самых разных интересных ракурсов: в зависимости от ваших перемещений вы будете всякий раз находить новый угол и новый повод для восхищения.

В оформлении интерьера церкви в скале преобладают цвета, повторяющие оттенки гранитной породы: красный, серый, лиловый. Цветовая схема была разработана самими братьями Суомалайненами. Помимо гранита и металла, во внутреннем убранстве использован бетон. Например, пол сделан из полированного бетона, а кафедра проповедника — из железобетона. Роль алтаря выполняет величественная скала с расщелиной, образовавшейся в ледниковый период.

Расположенные своеобразным амфитеатром церковные скамьи сделаны из березы. Распятие и купель созданы художником Кауко Мойсио (Kauko Moisio), а убранство из текстиля разработано мастером Теллерво Стрёммером (Tellervo Strömmer).

Также в церкви находится 43-регистровый орган, созданный фирмой финского органного мастера Вейкко Виртанена (Veikko Virtanen) (1975). Внешний облик органа прекрасно вписывается в общий стиль церкви в скале: над дизайном инструмента работали сами архитекторы храма.

Сочетание природных и искусственных материалов делает церковь в скале особенно привлекательной и объясняет ее популярность. Архитекторы идеально продумали соотношение между светом, объемом и пустотой, пространством и человеком. Это квинтэссенция финского дизайна — простого и одновременно волшебного. В «пещерной церкви» с ее строгой северной красотой удивительно уютно. Скудная цветовая палитра, обнаженная фактура поверхностей, отсутствие картин и барельефов, подчеркнутая геометричность и аскетизм — в этой атмосфере защищенности и покоя ощущаешь мир и гармонию в душе, и ничто не отвлекает от главного, будь то размышления, тихая молитва, музыка или слова проповедника. В завершение визита можно поставить свечку.

Еще одна особенность церкви в скале в том, что она не имеет колоколов. Колокольный звон заменяют доносящиеся из динамиков на внешней стене записи колокольной музыки, сочиненной композитором Танели Куусисто (Taneli Kuusisto) (1905-1988).

Интерьер храма отчасти напоминает концертный зал. Благодаря прекрасной акустике, которая создается за счет неровной, почти необработанной скальной поверхности, церковь Темппелиаукио часто используется для проведения концертов классической музыки и, в частности, органных концертов. Расписание мероприятий можно посмотреть на информационной доске при входе (также информация о некоторых концертах в церкви в скале публикуется на сайте www.visithelsinki.fi). В летний период концерты проходят почти каждый день, в остальное время примерно раз в неделю. Основная часть концертов проходит бесплатно. Кроме того, церковь в скале — популярное место венчания в Хельсинки.

Источник информации: www.mishanita.ru

 Адрес: Lutherinkatu 3, 00100 Helsinki
 Телефон(ы): +358 9 23406320

Достопримечательности рядом

Музей естествознания | Национальный музей Финляндии | Здание парламента | HAM - Художественный музей Хельсинки | Дворец конгрессов «Финляндия» | Музей современного искусства «Киасма» | Памятник Маннергейму | Часовня тишины Камппи | Художественный музей Амоса Андерсона | Бар А21

Церковь Темппелиаукио (Церковь в скале) на карте

Хельсинки: как найти «Церковь Темппелиаукио (Церковь в скале)»

Что посмотреть в Хельсинки

Дворцы, замки, усадьбы, дома
Исторические места
Музеи
Ночная жизнь, рестораны, кабаре
Памятники, скульптуры, статуи
Парки и природные достопримечательности
Площади, улицы, фонтаны
Пляжи, аквапарки, купальни, бани, аквариумы
Спортивные сооружения
Театры и концертные залы
Храмы, соборы, монастыри
Активный отдых, аттракционы, развлечения
Прочее

В списке обозначено:
- Топ-достопримечательности
- Для детей

Хельсинки - Советы и полезная информация

Общая информация
История и культура
Персоны
Развлечения и отдых
Покупки
Еда и напитки
Транспорт
Безопасность
Схемы
Прочее