Галерея Бельведер (Австрия, Вена)
Österreichische Galerie Belvedere
Галерея Бельведер — известнейший художественный музей в венском дворце Бельведер. В его коллекцию входят живописные произведения многих эпох, от Средневековья и барокко до XXI века. Основная экспозиция посвящена австрийским художникам эпохи Fin de siècle и югендстиля.
История
Австрийская галерея Бельведер открылась в 1903 г. в оранжерее Нижнего Бельведера под именем «Современная галерея» по настоянию многих современных венских художников, как, например, Карл Молль. В канун смены веков Вена славилась как центр современного изобразительного искусства. Решающую роль в этом сыграло основанное в 1897 г. «Объединение художников — Сецессион». Одним из основоположников Венского сецессиона был художник Густав Климт.
Участники Сецессиона из окружения Климта стремились открыть Вене современное искусство и передали в дар государству в честь открытия Современной галереи ряд картин и скульптур, среди которых «Равнина близ Овера» Винсента ван Гога 1890 г.
В 1909 г. Современная галерея была переименована в «Королевскую австрийскую государственную галерею» и пополнилась произведениями австрийского искусства.
В конце первой мировой войны «Австрийская галерея», как она называлась вплоть до 2007 г. за исключением периода национал-социализма, приобрела большое количество картин, в том числе Густава Климта и Эгона Шиле. До 2000 г. в коллекции Австрийской галереи находилось 33 работы Климта, однако не все, как выяснилось, на законных основаниях.
Споры вокруг «Золотой Адели»
В 1907 г. Густав Климт написал портрет Адели Блох-Бауэр I, супруги венского промышленника Фердинанда Блоха. Изображение Адели Блох-Бауэр в переплетениях золотого и серебряного орнаментов является «пожалуй, самым известным портретом Климта и основным произведением его так называемого Золотого периода», как было указано в каталоге, выпущенном к выставке художника, прошедшей в 2000 году в Австрийской галерее. Портрет часто называют «Золотой Аделью», чтобы отличать от другого портрета Адели Блох-Бауэр, написанного художником позднее. Стоимость картины оценивается в 100 миллионов евро. В своём завещании Адель Блох-Бауэр просила своего мужа передать оба портрета вместе с четырьмя пейзажами кисти Густава Климта Австрийской галерее. Однако этого не произошло, поскольку к моменту своей смерти в 1945 г. промышленник еврейского происхождения Густав Блох-Бауэр находился в эмиграции в Швейцарии. Вся его собственность в Вене подверглась конфискации, а картины Климта по указанию национал-социалистов ещё в 1941 г. были переданы в Галерею Бельведера.
Австрия уклонилась от передачи собственности Густава Блох-Бауэра его наследникам в 1945—1946 гг. Их многочисленные попытки вернуть наследство либо хотя бы приступить к переговорам завершались неудачей. Лишь после того, как наследница Мария Альтманн возбудила в США иск против Австрии (судебные издержки составили для Австрии миллионы шиллингов), Австрия заявила о готовности участвовать в судебном разбирательстве. По окончании процесса, продолжавшегося шесть лет, суд постановил, что картины Густава Климта из Австрийской галереи Бельведер должны быть возвращены проживающим в США и Канаде наследникам Густава Блох-Бауэра, в том числе и Марии Альтманн. Передача картин состоялась в 2006 г.
Реституция
Климт
Австрийская галерея Бельведер проверила происхождение своих фондов и в соответствии с австрийским законом о реституции передала ещё в 2001 и 2004 гг. наследникам пять картин Густава Климта:
- «Яблоня II», в 2001 г. — наследнице Норе Стиасны (Nora Stiasny)
- «Дама в шляпе и боа из перьев», также в 2001 г. — наследнице Норе Стиасны
- «Крестьянский дом с берёзами», в 2001 г. — наследнице Хермине Лейсус (Hermine Lasus)
- «Ферма на Аттерзе», 1914, в 2001 г. — наследнице Дженни Стейнер (Jenny Steiner)
- «Портрет дамы», в 2004 г. — наследнику Бернхарду Альтманну.
В 2006 г. наследникам семьи Блох-Бауэр (в том числе Марии Альтманн) были переданы:
- «Портрет Адели Блох-Бауэр I», 1907
- «Портрет Адели Блох-Бауэр II», 1912
- «Берёзовая роща», 1903
- «Яблоня I», 1912
- «Дома в Унтерахе-ам-Аттерзее», ок. 1916
Поскольку Австрийская Республика обладала правом преимущественной покупки картин, в Вене разгорелись дискуссии о том, из каких средств можно было бы приобрести оцениваемые в 200 млн евро картины из наследства Марии Альтманн с тем, чтобы разместить их в Австрийской галерее Бельведер. Наследники отказались продать картины частным спонсорам, которые бы предоставили их в экспозицию Бельведера. В конце января 2006 г. адвокатами Марии Альтманн была озвучена сумма возможной сделки с Австрийской Республикой в 300 млн долларов. На основании результатов парламентских слушаний 2 февраля 2006 г. австрийское правительство приняло решение об отказе от права преимущественной покупки и соответственно реституции картин.
Мунк
17 февраля 2006 года начался реституционный процесс в отношении написанной в 1902 году Эдвардом Мунком картины «Летняя ночь на пляже», известной также под названием «Морской пейзаж с луной». Картина была подарена Альме Малер-Верфель её мужем, архитектором Вальтером Гропиусом в честь рождения их дочери Манон Гропиус. В 1937 году Альма Малер-Верфель передала картину вместе с четырьмя другими произведениями живописи в Австрийскую галерею Бельведер. На следующий день после аншлюса Австрии гитлеровской Германией, 13 марта 1938 года дочь известного венского художника-пейзажиста Эмиля Якоба Шиндлера была вынуждена бежать из страны со своим третьим мужем еврейского происхождения, поэтом Францем Верфелем.
После отъезда Альмы Карл Молль, отчим Альмы Малер-Верфель, один из основателей Австрийской галереи Бельведер и истовый сторонник национал-социализма, забрал картину Мунка из галереи. В 1940 г. без согласия своей падчерицы он продал её галерее от имени Марии Эбершталлер, сводной сестры Альмы Малер-Верфель, за 7000 марок.
Ещё в 1947 году Альма Малер-Верфель подала иск против Австрийской Республики, который был отклонён Верховным судом Вены в 1953 году. До своей смерти в 1964 году в Нью-Йорке Альма Малер-Верфель безуспешно пыталась вернуть полотно Мунка, которое она называла самой любимой своей картиной. Позднее вопросом реституции картины занялась внучка Альмы Малер-Верфель, Марина Малер. Её иск был отклонён в 1999 году Советом по возврату искусства со ссылкой на решение 1953 года. Решение 2006 года, в соответствии с которым наследнице Адели Блох-Бауэр Марии Альтманн были возвращены пять работ Климта, укрепило Марину Малер в её намерениях вернуть картину. 9 мая 2007 года «Летняя ночь на пляже» была передана растроганной до слёз наследнице Альмы Малер-Верфель Марине Малер, которая обошла молчанием вопрос о будущем месте нахождения известной работы Мунка.
Рейтинг Google | 4.7 |
Адрес | Верхний Бельведер Prinz Eugen-Straße 27, 1030 Wien |
Дата открытия | 10:00-18:00 |
Дата основания | 1903 |
Посещаемость | 1 126 954 чел. (2015 ) 1 154 031 чел. (2016 ) 888 633 чел. (2011 ) 752 588 чел. (2009 ) 812 522 чел. (2010 ) 1 510 468 чел. (2018 ) 1 721 399 чел. |
Сайт музея | www.belvedere.at |
Источник информации: Wikipedia
Отзывы на «Галерея Бельведер»
Общий рейтинг Гугл
(4.7, всего отзывов: 4185). Ниже приведено несколько последних отзывов, полученных от Гугла.Шикарный музей! Огромное количество картин Климта и его современников. Билеты удобнее всего купить прямо там онлайн и предьявить на входе скан-код. В кассу всегда огромные очереди. Туда нужно идти как минимум на полдня. Очень красивый парк со скульптурами.
Прекрасный архитектурно -парковый комплекс,который включает в себя Верхний и Нижний Бельведер.Дворцы были построены в 18 веке ещё.Здесь находятся картины знаменитых художников и скульпторов Австрии.Между нижним и Верхнем Бельведером очаровательный парк,с красиво подстриженными кустами и деревьями ,фонтанами и скульптурами.Безусловно картинная галерея Бельведера не может не произвести впечатление,как одна из самых ценных мире.Здесь находятся картины таких художников как Густав Климт,его знаменитая картина" Поцелуй",Клод Моне,Пьер Огюст Ренуар,Шиле. Бельведер работает ежедневно с 10 до 18.Цена билета 14 евро Верхнего Бельведера.
Красота! Но такие дорогие билеты )))
Пишу отзыв по свежим следам. Сегодня , 3 января 2020 г. , мы посещали Бельведер, верхний дворец. Билеты были куплены через интернет, 16 евро взрослый и ребенок до 18 лет бесплатно. Но чтобы пройти по ним во дворец, пришлось преодолеть некоторый квест. Сначала мы отстояли очередь во дворец, благо недолго, потом выяснилось, что этот билет надо обменять на бумажный. Пришлось отстоять в очереди за билетами вместе со всеми и возле кассира оказалось, что ей надо отправить наш электронный билет по электронной почте в pdf формате. После распечатки билетов пришлось опять стать в очередь для входа во дворец. Опять же повезло, что недолго, минут 10. Верхнюю одежду можно оставить или в гардеробе, или внизу возле туалета в шкафчиках под залог 2 евро, которые потом вам выпадут обратно. Теперь о моих впечатлениях о картинах. Они прекрасны! Увиденное примирило меня с преодолением препятствий. Жемчужинами музея несомненно являются Климт и еще много прекрасных художников. Думаю, что каждый найдёт себе картины, которые захочется долго рассматривать. Мы обошли верхний Бельведер за три часа. Надеюсь, что мой отзыв кому-то окажется полезным. ДА и еще хотела добавить, возьмите аудиогид, он стоит 5 евро, информации он даёт много.
Очень понравило! Обязательно берите аудио сопровожденип, чтобы узнать историю дворца и картин!
Другие музеи Австрии
Ars Electronica Center | Австрийский почтово-телеграфный музей | Академия изобразительных искусств | Архитектурный центр | Башня дураков | Бельведер 21 | Военно-исторический музей | Всемирный музей | Галерея Альбертина | Дом музыки | Коллекция Лихтенштейнов | Кристальные миры Swarovski | Кунстхалле | Кунстхаус | Кунстхаус | Кунстхаус Брегенц | Международный эсперанто-музей | Музей глобусов | Музей естествознания | Музей истории искусств | Музей кофе | Музей Леопольда | Музей прикладного искусства | Музей современного искусства | Музей современного искусства | Музей современного искусства | Музей современного искусства | Новая галерея | Серебряная палата | Технический музей Вены | Хелльбрунн | Шёнбрунн