Главная → Германия → Советы → ​Брамс Иоганнес

​Брамс Иоганнес [Германия]

Наряду с Рихардом Вагнером творческой фигурой крупнейшего значения в немецкой музыке второй половины XIX века является Иоганнес Брамс (1833-1897). Творчество Брамса и творчество Вагнера знаменуют различные, во многом противоположные направления и тенденции развития немецкого музыкального искусства. Брамс по сравнению с Вагнером решал иные творческие задачи, преследовал иные художественные цели.

В отличие от Вагнера, целиком принадлежащего Германии и германской культуре, Брамс, родившийся и воспитанный в Германии, значительной частью своего творчества был связан с Австрией, с Веной; в отличие от Вагнера, посвятившего себя целиком музыкальной драме, Брамс опер не писал и не интересовался этим видом творчества; Брамс также не питал особых симпатий к программной музыке типа той, которую писали Берлиоз и Лист. Но, идя другими путями, Брамс создал симфонические, камерные, фортепианные и вокальные произведения, занявшие достойное место в классическом музыкальном наследии, основанные на жизненных традициях народного творчества и национальной немецкой классики. Как и творчество Вагнера, но в других отношениях, творчество Брамса принадлежит к высшим достижениям немецкой музыки второй половины XIX века.

Показать больше

Иоганнес Брамс родился 7 мая 1833 года в Гамбурге в бюргерской семье. Отец его был музыкантом, играл на нескольких инструментах. В молодые годы он служил валторнистом в военном оркестре городской гвардии, а затем сделал своей специальностью контрабас и играл на этом инструменте в маленьких театрах и ночных ресторанах Гамбурга.

По крайней мере, до пятнадцатилетнего возраста Иоганнес Брамс безвыездно жил в Гамбурге, где получил домашнее музыкальное образование. Он учился игре на фортепиано у местных педагогов, среди которых лишь Эдуард Марксен был его единственным серьезным учителем. Однако всем тем, что мы знаем и ценим в творчестве Брамса, он был обязан не столько своим учителям (тем более что в музыкально-учебных заведениях он не учился), сколько трудолюбию, пытливости, выдающемуся дарованию и осознанию важности и нужности того дела, которому он посвятил себя. И действительно, зрелые произведения Брамса свидетельствуют об овладении им вершинами художественного мастерства.

Занимаясь фортепианной игрой, Брамс делал большие успехи и в короткий срок овладел инструментом настолько, что смог выступать публично в открытых концертах, где он исполнял как свои произведения, так и произведения классиков (Баха, Моцарта, Бетховена). Брамс был крупным пианистом. Если его игра не отличалась виртуозным блеском (подобно игре Листа), то в ней была большая внутренняя сосредоточенность, глубина мысли и чувства.

Еще в юношеские годы Брамсу пришлось работать в качестве пианиста там же, где служил контрабасистом его отец; в городском театре Гамбурга он играл за кулисами, сопровождая танцы; играл и в ночных ресторанах. Это был тяжелый труд, угнетавший Брамса. Тем не менее, для его творческого роста эта работа имела в известном смысле положительное значение: ему пришлось войти в непосредственное соприкосновение с немецкой народной музыкой и с музыкой демократического городского быта (лендлеры и другие немецкие танцы, песни, популярные в репертуаре профессиональных и любительских хоров и в домашнем кругу); вся эта музыка, явившись интонационной основой лучших произведений Брамса, сделала их выдающимися явлениями национально-немецкой демократической культуры. В некоторых случаях Брамс использовал подлинные народные мелодии, в других – создавал собственные мелодии, близкие к немецкой народно-бытовой музыке.

В 1849 году состоялась встреча Брамса в Гамбурге с венгерским скрипачом Эде Ременьи; эта встреча имела большое значение для творчества Брамса. После разгрома венгерской революции 1848–1849 годов в Гамбурге оказалось много венгерских беженцев, принявших участие в революции и отправлявшихся в эмиграцию в Америку. Среди них был и Ременьи. Но обстоятельства заставили его задержаться в Гамбурге на два года, где он встретился с Брамсом, аккомпанировавшим ему в концертах. Сначала они выступали в Гамбурге, а затем и в других городах Германии.

В 1853 году, по возвращении из Америки, Ременьи возобновил творческое общение с Брамсом. Эта встреча и совместная работа имели большое значение для Брамса. В обширном репертуаре Ременьи были венгерские танцы и песни, – многие из них в его собственных обработках. Это способствовало близкому знакомству Брамса с венгерским музыкальным фольклором и определило творческий интерес композитора к этой музыке. Написанные позже знаменитые Венгерские танцы и некоторые другие произведения, в которых использованы характерные мелодические обороты венгерской народной музыки, тому свидетельство. Конечно, жизнь и работа Брамса в Вене в последующие годы закрепили его интерес к венгерской музыке; ведь в многонациональной бытовой музыке австрийской столицы, как известно, значительное место занимала и венгерская народная музыка; но первый творческий импульс в этом отношении был дан встречей Брамса с Ременьи. Брамс принадлежал к тем композиторам невенгерской национальности (среди них также Гайдн, Бетховен, Шуберт, Иоганн Штраус), которые в своем творчестве отдали известную дань венгерской народной музыке.

В 1858–1859 годах Брамс руководил придворной хоровой капеллой в немецком городе Детмольде, находясь на службе у местного князя. Новый для Брамса род деятельности оставил важный след в его творчестве этих и последующих лет: войдя в тесное и непосредственное соприкосновение с хором, дирижируя хоровыми произведениями разных эпох и стилей (от хоров a cappella Палестрины и Орландо Лассо до монументальных хоровых композиций Генделя и Баха), изучив на практике принципы хорового письма, Брамс создал большое количество хоровых произведений. Среди них хоры a cappella и с сопровождением оркестра, хоры для одних мужских и для женских голосов, произведения для смешанного хора. Наиболее крупным и монументальным произведением Брамса для хора, оркестра и солистов является Немецкий реквием, законченный в 1866 году. Немецким этот реквием назван потому, что он написан на немецкий текст, в отличие от традиционного для заупокойной мессы латинского текста.

Из сказанного видно, что в жизни и деятельности Брамса 50-е годы – это годы непрерывных концертных поездок, во время которых Брамс, не живя нигде долго, исколесил почти всю Германию. Лишь два с лишним года работы в Детмольде были в известном смысле передышкой.

Нужно было где-нибудь обосноваться для спокойной творческой работы, и выбор Брамса пал на Вену – один из музыкальнейших городов Европы, город Гайдна, Моцарта, Бетховета, Шуберта, в котором музыкальная жизнь продолжала бить ключом. С 60-х годов Брамс подолгу жил в Вене. Правда, в течение нескольких лет он работал в Гамбурге, Баден-Бадене, Цюрихе и некоторых других городах, но с конца 60-х годов прочно обосновался в Вене, ставшей его второй родиной.

К этому времени Брамс сделался знаменитым композитором, автором большого количества произведений разнообразных жанров. Он имел многочисленных сторонников и поклонников, преимущественно из числа противников Вагнера и Листа. Даже выдающийся дирижер и пианист Ганс Бюлов, ученик Листа и друг Вагнера, впервые продирижировавший в Мюнхене операми Вагнера Тристан и Изольда и Мейстерзингеры, охладел к Листу и Вагнеру и перешел в лагерь Брамса – начал активную пропаганду его симфонической музыки. Первую симфонию Брамса, написанную в 1876 году, Бюлов назвал 10-й симфонией Бетховена. В этом, конечно, имеется известная доля преувеличения. При всех художественных достоинствах и огромном мастерстве симфонии Брамса по идейной значимости не могут быть поставлены на один уровень с симфониями Бетховена; в них нет той силы массового воздействия, той концентрации чувства, мысли и воли. Но само высказывание Бюлова достаточно типично: оно свидетельствует о складывающемся к концу XIX века среди значительной части немецких музыкантов-профессионалов и любителей музыки культе Брамса, имя которого называлось рядом с именами Баха и Бетховена. Культ Брамса существовал параллельно с растущим культом Вагнера. И если между приверженцами Вагнера и Брамса были противоречия, то постепенно эти противоречия сглаживались и к XX веку фактически перестали существовать.

Первые годы своей работы в Вене (в 60-е годы) Брамс руководил концертами венской хоровой капеллы и силами этой капеллы исполнил несколько монументальных произведений хоровой музыкальной классики: Израиль в Египте Генделя, Страсти по Матфею Баха, Реквием Моцарта и некоторые другие. В 1872–1875 годах он стоял во главе Общества друзей музыки и дирижировал симфоническими концертами этого общества.

Но Брамс стремился освободиться от служебных дел, отнимавших много времени и отвлекавших его от творческой работы, которая была основным делом его жизни. Он заключил договор с издательством, где издавались его произведения. Это дало Брамсу материальную возможность оставить службу и заняться исключительно творческим трудом.

Жизнь и работа Брамса в Вене имели весьма важное значение для его творчества. Вена была своеобразным интернациональным музыкальным центром; в ее музыкальном быту скрещивались и переплетались мелодии песен и танцев различных народов: южнонемецкие, венгерские, цыганские, чешские, словацкие, швейцарские, итальянские. На площадях и перекрестках улиц, в ресторанах и кабачках, в общественных садах и парках, в частных домах и маленьких театрах – везде можно было услышать то австрийский лендлер, то венгерский чардаш, то чешскую польку.

Творчество Брамса, немецкое по образному строю и интонационной основе, впитало в себя многонациональный фольклор Вены. И немецко-австрийская народно-бытовая музыка органически сочетается в нем с венгерскими и славянскими (чешскими, словацкими, сербскими) народнопесенными и танцевальными элементами. Кстати заметим, что влияние венгерского и славянского музыкального фольклора характерно вообще для творчества величайших мастеров венской школы (Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта). Все это можно наблюдать в различных жанрах творчества Брамса, начиная от произведений, непосредственно связанных с бытовой музыкой (вальсы, венгерские танцы, многие песни), и кончая камерными ансамблями и симфониями.

Используя в своем творчестве элементы славянских музыкальных культур, Брамс обнаруживал активный интерес и к творчеству выдающегося чешского композитора Антонина Дворжака. Брамс был другом Дворжака, пропагандировал его творчество. По рекомендации Брамса произведения Дворжака издавались у Зимрока в Майнце. Как видно из предшествующего изложения, жизнь Брамса (в отличие от жизни Берлиоза, Листа, Вагнера) была лишена бурных, увлекательных событий. Спокойный творческий труд составлял основное содержание его жизни. Заслужив известность и всеобщее уважение, Брамс удостоился разных почестей: был выбран членом Берлинской академии искусств, получил звание почетного гражданина города Гамбурга (родина Брамса), степень доктора музыки Кембриджского и Бреславльского университетов. В благодарность за это Брамс посвятил Бреславльскому университету Академическую праздничную увертюру. Умер Брамс в Вене 3 апреля 1897 года.

Германия - Советы и полезная информация

Общая информация
История и культура
Персоны
Покупки
Еда и напитки
Безопасность