Кипрский археологический музей [Кипр]
Cyprus Archaeological Museum/Κυπριακό Αρχαιολογικό Μουσείο
Описание
История создания музея
XIX век – век начала и бурного роста научной археологии в Европе и США. В первой половине XIX века в результате археологических раскопок открыты древние цивилизации Двуречья и Египта, продолжаются начатые в XVIII веке раскопки в Греции. Увлечение древностью становится модным и массовым, а археология – не столько наукой, сколько выгодным бизнесом.
Кипр – место пересечения многих древних цивилизаций, представлял для деятельности подобного рода немалый интерес. Особенно «прославился» на этом поприще консул США в Ларнаке, Луиджи Пальма ди Чеснола, за годы своей работы на острове с 1865 по 1877 годы организовавший несколько археологических экспедиций и вывезший незаконно в США 35000 предметов, представляющих археологическую ценность. Коллекция ди Чеснолы легла в основу музея Метрополитен в Нью-Йорке, а сам ди Чеснола стал его первым директором.
Закономерным последствием подобной деятельности стало осознание кипрской общественностью того, что остров грабят. Поэтому в 1882 году инициативная группа, в которую входили представители как греческой, так и турецкой общин Кипра, обратились к британским колониальным властям с петицией, в которой настаивали на законодательном регулировании археологической деятельности и сохранении археологического наследия Кипра. В 1888 году для этих целей был основан Музей Кипра. Сначала это была частная организация, существовавшая на пожертвования, деятельностью которой руководил попечительский совет. В 1935 г. был принят новый закон «Об археологии», в соответствии с которым был создан государственный Департамент древностей, которому и было передано руководство музеем.
Экспозиция
Археологический музей состоит из четырнадцати залов, выставка организована традиционным способом – экспонаты расположены в хронологическом и тематическом порядке.
Зал I посвящен первым археологическим свидетельства пребывания человека на острове –тут представлены инструменты, каменные сосуды и статуэтки времен неолита, каменные и глиняные сосуды, фигурки из пикролита, характерные для энеолита.
В Залах II и III можно увидеть как кипрскую керамику от раннего Бронзового периода до начала Римского периода, так и найденную на острове микенскую, финиккийскую, аттическую керамику разных эпох.
Небольшой Зал IV представляет собой выставку нескольких сотен терракотовых фигур, найденных вокруг кругового алтаря при раскопках древнего святилища в районе деревни Агиа Ирини, находящейся на оккупированной турками территории на юго-западе Кипра.
Залы V и VI посвящены скульптуре. Экспозиция открывается скульптурами, высеченными из широко распространенного на острове известняка песочного цвета или из глины. Очевидно, что создавались они под влиянием египетской и ассирийской традиций. Более поздние статуи, в которых прослеживается эллинистическое влияние, часто создавались из импортируемого мрамора. Бронзовые статуи относятся к римскому периоду.
Зал VII разделен на три секции. Одна из них посвящена изделиям из бронзы и меди, которыми славился Кипр с древнейших времен. Тут можно увидеть сельскохозяйственные орудия, украшения, ритуальные предметы и статуи (Рогатый Бог из Энгоми). Вторая секция посвящена печатям и монетам различных периодов. Третья – украшения и сосуды из стекла и драгоценных металлов.
Залы VIII и IX рассказывают о погребальной культуре, начиная с IV века до н.э. и заканчивая IV в. н.э. Тут можно увидеть саркофаги, погребальные стелы и плиты.
Зал X посвящен эволюции письма на Кипре. Тут можно увидеть образцы недешифрованного до сих пор кипро-минойского письма на глиняных табличках из Энгоми, дешифрованного в XIX веке Дж. Смитом кипрского слогового письма, алфавитного письма, финикийские надписи и прочее.
В зале XI и XIII можно увидеть многочисленные находки из Саламиса, расположенного на оккупированной территории.
Зал XII посвящен древней металлургии – экспозиция рассказывает о процессе добычи и выплавки меди, а также о металлообработке.
В Зале XIV экспонируются глиняные фигурки, начиная с раннего бронзового века до римского периода в тематическом порядке.
Некоторые экспонаты
Далее представлена более подробная информация о некоторых экспонатах музея. Эти экспонаты не являются ни самыми ценными, ни самыми важными или знаменитыми. Выбор их субъективен.
Статуя септимия севера
Римский период в истории острова начинается в 58 г. до н.э., когда Кипр, ранее управляемый Птолемеями официально становится римской провинцией, и заканчивается в 395г. н.э. с разделом Римской империи на Восточную и Западную. После раздела Кипр попадает под юрисдикцию Византии.
Луций Септимий Север (Lucius Septimius Severus) – римский император 193-211 гг н.э., при нем на Кипре строится много общественных зданий (например, театр в Соли), акведук из Саламиса в Китрею. Как и во многих других римских провинциях, на Кипре распространился культ императора, которого почитали вместе с привычными местными богами. Известно, что в Палеа Пафосе наряду с культом Афродиты существовал и официальный культ Септимия Севера, также есть свидетельство, датируемое IIIв. н.э., о существовании на Кипре большого храма, посвященного Септимию Северу и его сыну Каракалле.
Статуя Септимия Севера, в настоящее время экспонирующаяся в Зале VI – единственная большая (высота свыше 2 м) бронзовая статуя, сохранившаяся на Кипре и датируемая Римским периодом. С принятием христианства большинство древних статуй были уничтожены как предметы языческого культа. Точное назначение статуи императора неизвестно – это могла быть как храмовая статуя, так и просто памятник. Любопытно, что император, в отличие от многих прочих статуй и бюстов, сохранившихся в других областях империи, предстает не в одеждах римского патриция, а обнаженным, что более характерно для греческих героев. Положение рук статуи позволяет предположить, что изначально у императора в руках были копье и щит, которые не сохранились.
Статую Септимия Севера случайно обнаружил в 1928 году крестьянин, пашущий поле недалеко от Китреи. Современная Китреа (Κυθραία, Κυθρεα; сейчас - оккупировання территория, турецкое название деревни Değirmenlik) находится на месте древнего города-королевства Хитри. Перед реставраторами Музея Кипра стояла трудная задача – статуя не только пострадала от времени, но еще и была дополнительно повреждена нашедшим ее крестьянином, который был уверен, что внутри обязательно должно быть спрятано сокровище. Сокровище так и не нашлось, а на реставрацию бронзового императора, голова которого была отделена от тела, одна нога отсутствовала, а вторая представляла собой несколько фрагментов, было потрачено много лет. Только в 1940 году статуя была выставлена в музее Кипра.
Помосский идол
Помосского идола видели практически все – именно он изображен на монетах 1 и 2 евро, выпускаемых на Кипре. Выбор изображения для монеты был обусловлен не уникальностью, а как раз типичностью фигуры.
Аналогичные крестообразные фигуры из перита, известняка и других материалов найдены во многих халколитических поселениях Кипра. Их размер варьируется от нескольких сантиметров до полутора метров. Назначение этих фигур доподлинно неизвестно. Есть предположения, что некоторые из них связаны с культом плодородия, некоторые использовались в качестве нашейных амулетов.
Помосский идол – фигура женщины с распростертыми руками, датируемая 3000-2500 гг до н.э., найденная в деревне Помос недалеко от Пафоса. На шее фигуры надет амулет, представляющий собой точно такую же фигуру в уменьшенном варианте.
Святилище рядом с деревней агиа ирини
Деревня Айа Ирини (греч. Αγία Ειρήνη, турецк. Akdeniz) расположена на оккупированной территории недалеко от северо-западного побережья Кипра.
В 1929 году священник Прокопий принес в Музей Кипра верхнюю половину терракотовой фигуры, которую он обнаружил, обрабатывая поле недалеко от деревенской церкви в Айа Ирини. В это время на Кипре работала Шведская археологическая миссия, которую Музей привлек для раскопок в деревне.
В результате было обнаружено небольшое святилище, представляющее собой алтарь, окруженный двумя тысячами терракотовых фигур, лишь две из которых были женскими. Это изображения воинов, молящихся, возможно – жрецов или участников ритуала (на фигурах надеты маски быков), боевых колесниц, быков (возможно, жертвенных) разных размеров, собранных вокруг алтаря для поклонения богу войны и (или) богу плодородия и скотоводства. О самом культе неизвестно практически ничего. Половина скульптур в настоящее время находится в Музее Кипра, другая половина – в Музее древностей Средиземноморья и Ближнего Востока (Medelhavsmuseet) в Стокгольме.
Святилище возникло в конце третьего и последнего периода бронзового века (1200-1050 гг. до н.э.) и просуществовало до V в. до н.э., когда было разрушено наводнением и покинуто. В I в. до н.э. святилище снова начало использоваться, но продолжалось это недолго.
Источник информации: Сайт "visit-cyprus.ru"
Адрес: Museum 1,Nicosia
Телефон(ы): (+357) 22 865 854
Достопримечательности рядом
Отзывы на ««Кипрский археологический музей»» (Кипр)
Общий рейтинг Гугл
(4.5, всего отзывов: 718). Ниже приведено несколько последних отзывов, полученных от Гугла.По археологическим музеям, я немного не справедлив, но я их люблю и все посещаю. Музей хороший, небольшой и очень комфортный. Провёл там два часа. Для сравнения в Афинах это заняло 6 часов. Небольшой музей, но обязателен к посещению.
Несколько залов с находками со всего Кипра. От самых древних артефактов. Много фотографий и схем, рядом с артефактами, мест где их нашли. Пояснения на греческом и английском. На русском маленькая брошюра, которая не даёт представления обо всем, что представленно.
Отличный музей. Рекомендую к посещению. На экспозициях музея представлена история Кипра с древних времён. Очень много истории и экспонатов. Обязательно нужно заказать экскурсовода, чтобы послушать про каждый период жизни. Стоимость посещения 4.5€ с человека
Вполне симпатичный музей, в основном сосредоточенный на античной керамике (других экспонатов немного), с довольно скудными подписями, но с экскурсоводом может быть интересно, на 2-3 часа
Очень интересный, профессионально сделанный, развивающийся музей. История ощущается и познается воочию. Содержательные и грамотно скомпонованные коллекции. Рекомендую всем не равнодушным к истории цивилизации и просто к прекрасному.
Что посмотреть на Кипре
Дворцы, замки, усадьбы, дома
- Дворец Архиепископа
- Замок Буффавенто
- Замок Кантара
- Замок Колосси
- Замок Святого Илариона
- Караван-сарай Бюйюк-Хан
- Киренийский замок
- Лимасольский замок
- Пафосский замок
- Цитадель Кастелло и башня Отелло
Исторические места
- Аббатство Беллапаис
- Аматус
- Ворота Фамагусты
- Героскипу
- Какопетрия
- Китион
- Куклия
- Курион
- Саламис
- Святилище Аполлона Хилатского
- Хирокития
- Царские гробницы
Музеи
- Кипрский археологический музей
- Кипрский музей вина
- Ларнакский замок
- Музей Моря "Thalassa"
Парки и природные достопримечательности
- Археологический парк Пафоса
- Ботанический сад "Cyherbia"
- Водопад Каледония
- Водопад Милломерис
- Голубая лагуна
- Горы Троодос
- Зоопарк в Лимасоле
- Зоопарк Пафоса
- Купальня Афродиты
- Мост Влюбленных
- Мыс Греко
- Национальный парк Акамас
- Парк верблюдов
- Парк скульптур в Айя-Напе
- Петра-ту-Ромиу
- Полуостров Карпас
- Ущелье Авакас
Площади, улицы, фонтаны, районы
Пляжи, аквапарки, купальни, бани, аквариумы
- Аквапарк "Aphrodite" в Пафосе
- Аквапарк "Fasouri Watermania" в Лимассоле
- Аквапарк "Waterworld" в Айя-Напе
- Бухта Фиг Три
- Океанариум в Протарасе
- Пляж Корал-Бэй
- Пляж Лара
- Пляж Нисси
Храмы, соборы, монастыри
- Катакомбы Святой Соломонии
- Мечеть Лала Мустафы-паши
- Мечеть Селимие
- Мечеть Хала Султан Текке
- Монастырь Айя-Напы
- Монастырь Киккос
- Монастырь Махерас
- Монастырь Святого Варнавы
- Монастырь Святого Георгия Аламану
- Монастырь Святого Неофита
- Монастырь Святого Николая (Кошачий)
- Монастырь Святой Феклы
- Монастырь Ставровуни
- Монастырь Троодитисса
- Монастырь Хрисороятисса
- Церковь Архангела Михаила "Трипиотис"
- Церковь Пророка Ильи
- Церковь Святого Лазаря
- Церковь Святого Николая под крышей
Активный отдых, аттракционы, развлечения
- Луна-парк "Parko Paliatso" в Айя-Напе
- Ослиная ферма "Dipotamos"
- Парк развлечений "Lucky star" в Ларнаке
- Шоу танцующих фонтанов
Прочее
В списке обозначено:
- Топ-достопримечательности
- Для детей
Кипр - Советы и полезная информация
Общая информация
История и культура
- Восемь интересных фактов о Кипре
- История Кипра
- Культура Кипра
- Мифология Кипра
- Население и религия
- Праздники и обычаи
Развлечения и отдых
- 10 вещей, которые надо сделать на Кипре
- 10 идей для отдыха на Кипре
- Активный отдых в Айя-Напе и окрестностях: 5 идей для туристов
- Голубой флаг пляжа
- Лучшие пляжи Кипра
- Прогулки на ослах
- Чем занять детей, отдыхая в Лимассоле
- Чем заняться на Кипре - шесть недорогих развлечений
- Что делать на Кипре зимой. 7 лучших мест и интересных занятий
Покупки
- Tax-free
- Практическая информация по получению Tax Free в аэропорту Ларнаки, Кипр
- Что привезти с Кипра
- Что привезти с Кипра - 2
- Шопинг на Кипре
Еда и напитки
- Какие вина попробовать
- Кофе и политика
- Кухня Кипра
- Кухня Кипра
- Мезе - нужно пробовать
- Напитки на Кипре
- Плоды кактуса: вкусно, но больно
- Самогоноварение
- Совет – Кипр, Еда
- Фрукты на Кипре
Транспорт
- Аренда автомобиля на Кипре
- Аренда автомобиля на Кипре - 2
- Аэропорт в Ларнаке
- Аэропорт в Пафосе
- Велосипеды
- Прокат велосипедов на Кипре
- Совет – Пафос, Транспорт
- Схема автобусных маршрутов Лимассола
- Схема маршрутов междугородних автобусов на Кипре
- Такси на Кипре
- Транспорт на Кипре
Безопасность
- Вода из-под крана
- Как «разводят» на Кипре туристов в ресторанах, тавернах и пр.?
- Опасности на Кипре
- Полезные контакты
- Русскоговорящие врачи
- Таможня
- Что не следует делать на Кипре?