Мариацкий костёл [Краков]

Kosciol Mariacki / Kościół Mariacki

Украшает собой Рыночную площадь города, который собирает возле себя ежечасно толпу туристов, желающих послушать "хейнал".

Первое, на что обращает внимание каждый -величественное здание Мариацкого костела, главной святыни средневекового Кракова.

Первый костёл на этом месте был деревянный, и когда отслужил своё - на его месте в 1221-1222 годах был поставлен новый романский, по размерами близкий к сегодняшнему. Но и он был уничтожен во время набега татар. Позднее, фундамент того костёла был частично использован, когда в 1290 году началось строительство нового костёла, уже в готическом стиле. Именно поэтому сегодня он стоит под углом к Рыночной площади - ведь старый костёл строился ещё до введения локационного плана. В XIV-м веке здание было перестроено и приобрело готический стиль. Большая башня имеет высоту 81 метр. В средние века она была сторожевой, а восьмиугольное окончание приобрела в 1478 году; белая корона добавлена в 1664-м. Наконец, в XVIII веке интерьер костёла перестроен в стиле барокко, и у костёла появляется притвор.

Показать больше

Вообще, с Мариацким костёлом связано несколько легенд. Есть даже красивая легенда «для взрослых», связанная со строительством костёла. Построить столь величественное здание, как вы понимаете, задача не из лёгких. Поэтому возведением Мариацкого костёла руководили сразу две семьи – известных в Кракове древних родов, которые находились друг с другом «далеко не в лучших» отношениях. Но строительство продолжалось не один год, а решение возникающих проблем требовало слаженности действий. Тогда главы семей приняли решение о соединении – для этого их дети должны были вступить в брак.

Отец, у которой был сын, заранее радовался: ведь муж – это глава семьи, а это значит, что его род получал бы превосходство. Но представитель другой семьи, у которого была дочь, решил заключить хитрый договор: согласно ему дети руководили строительством двух башен отдельно друг от друга, и семья того, чья башня получится выше и лучше, получала бы превосходство в новом союзе. Семья, отдававшая сына, конечно, согласилась, ведь строительство – не женское дело. Они заранее были уверены в успехе. Не они учли одного обстоятельства... После свадьбы молодая жена стала столь добросовестно исполнять супружеские обязанности, что под утро у молодого мужа просто не оставалось сил. А жена, наоборот, получив заряд бодрости, была полна энергии. В результате строительство её башни продвигалось значительно успешнее, чем у супруга.

Жители Кракова, конечно, знали о договоре, и с любопытством следили за строительством. Отец молодого супруга не раз пытался наставить сына на путь истинный, но как устоять перед женскими чарами? В результате семья, отдавшая дочь, выиграла спор. Однако, за время семейной жизни супруги так искренне полюбили друг друга, что вопрос о том, кто главный в семье (несмотря на то, что это было всё-таки средневековье) уже не возникал.

С высокой сигнальной башни каждое утро трубач возвещал о начале дня, и о том, что городские ворота открываются, а каждый вечер его сигнал возвещал о закрытии входа в город. С краковским трубачом также связана красивая легенда. Согласно преданию, в XV веке трубач первым заметил неприятеля, подступавшего к городским стенам, и успел подать сигнал об опасности. Но при этом он погиб, будучи сраженным татарской стрелой, пронзившей его горло. В память о той легендарной смерти каждый час на четыре стороны света, по очереди, звучит над городом мелодия, неожиданно обрываясь. Сначала мелодия играется на Вавельскую сторону для короля (южная сторона), затем в сторону ратуши для городских властей (на запад), затем в сторону городских ворот для стражников и, наконец, в сторону пожарной охраны (пожарная часть и сегодня расположена в нескольких сотнях метрах, возле Главной почты).

В 1927 году эта мелодия стала позывными 1-й программы польского радио. А вообще трубач ежедневно играл на башне с 1392 года до второй половины XVIII века. Возобновилась эта традиция в 1810 году, и даже время второй мировой войны её исполняли 2 раза в день - в 12:00 и 19:00. Сегодня этот сигнал можно слышать каждый час. Туристы обычно собираются "на прослушивание" во дворике за Мариацким костёлом. На ту сторону трубач играет в последний раз, а затем он машет рукой туристам, что является хорошей приметой.

Легенда о краковском трубаче имела и другое продолжение. Согласно ему, после того, как горло трубача пронзила стрела татаро-монгольского воина, Польша потеряла независимость; и вернуть независимость страны можно было только после того, как польский трубач протрубит свою песнь с самого высокого минарета Самарканда – столицы татаро-монгольского государства. И вот в 1918 году в Самарканде поляк поднялся на минарет и протрубил свою песнь от начала и до конца. Вскоре после этого независимость Польши была восстановлена.

В сентябре 2001 года башня, после долгого перерыва, снова открылась для посетителей. На неё можно подняться во вторник, четверг и субботу с 9:00 до 11:30, и с 13:00 до 17:30, отстояв длинную очередь. (Внимание! Дни посещений могут меняться!) Интересной забавой во время восхождения является подсчёт количества ступеней. Каждый раз оно получается разным. Может быть вам удастся пересчитать их точно?

Обратите внимание на то, что обычно этот костёл разделён на две части - для молящихся и для туристов. Соответственно у костёла два входа: тот, что смотрит на площадь, предназначен для тех, кто пришёл помолиться; через него можно пройти только в заднюю часть костёла. А вот справа находится вход для туристов; здесь за вход берут плату, но зато можно посмотреть главную алтарную часть. Жемчужиной Мариацкого костёла является трёхстворчатый алтарь шириной около 11, и высотой более 12 метров, из липового дерева, покрытый полихромией. Это самое значительное произведение позднеготической деревянной скульптуры в Польше. Для его создания городские власти пригласили знаменитого скульптора Вита Стфоша (Wit Stwosz), который соорудил себе мастерскую на улице Гродсокй, и в течение 12 лет (с 1477 по 1489 год) вместе с помощниками и учениками работал над заказом. Стоил алтарь столько, сколько составлял тогда годовой бюджет всего Кракова!

Роспись костёла - дело рук художника Яна Матейки, которому помогали его ученики во главе с Юзефом Меххофером, Станиславом Выспяньским, Влодимижем Тетмайером. Авторами картин для костёла были знаменитые венецианские художники мастерских Джамбаттисты Питтоне (Giambattista Pittionie), и лучшего художника Венеции Тепола (Tiepol). Именно кисти Питтоне принадлежит образ Благовещения Богоматери.

В центральной части алтаря мы видим Успение Богоматери, а над ним - Вознесение Марии. На боковых крыльях изображены сцены из жизни Христа и Марии. Образы венчает сцена коронации Матери Божей, а по бокам находятся фигуры покровителей Польши - святых Войчеха и Станислава. За алтарём можно увидеть бесценные витражи, созданные в 1370-1400 годах.

Следует обратить внимание также на Распятие Христа (Krucyfiks Szlackerowski), находящееся справа от входа (входа для туристов). Полная экспрессии каменная скульптура изображающая мучения Иисуса на кресте - тоже творение Вита Ствоша. Слева от распятия находится другой заслуживающий внимание объект, выходящий в главную галерею - Святилище (Cyborium). Это место, где хранится святое причастие. Создано оно в 1552 году по проекту Яна Марии Падовано (Jan Maria Padowano). (На святилище обычно находится надпись: "Najswietszy Sakrament - przykleknij", что значит "Пресвятое причастие - встать на колени". Верующие обязаны соблюдать правила.)

Расходы на реставрацию были нешуточные, и тогда настоятель решился на смелый шаг - во время реставрации на костёле разместить коммерческую рекламу. Не все одобряли этот шаг, но когда увидели результат - вопросы отпали сами собой.

Увидеть костёл во всей красе, безо всяких ограничений и совершенно бесплатно можно во время устраивающихся в нём иногда по вечерам концертов органной музыки. Тогда в костёле включается всё освещение и можно осмотреть его целиком. А кроме того, у вас будет возможность насладиться прекрасной органной музыкой. При чём совершенно бесплатно!

Другой достопримечательностью Мариацкого костела являются солнечные часы, которые можно увидеть со стороны внутреннего дворика. Установлены они в 1954 году на месте прежних, бывших здесь с XVII века. Кроме часа, по ним можно узнать также и точную дату.

Источник информации: Сайт "krakow.ru"

Достопримечательности рядом

Хард Рок Кафе | Памятник Адаму Мицкевичу | Комната страха | Костел Святого Войцеха | Суконные ряды | Кафе-бар Wódka | Рыночная площадь | Скульптура Связанный Эрос | Краковский исторический музей | Краковские Плянты | Кондитерская Яна Михалика | Музей Чарторыйских | Театр имени Юлиуша Словацкого | Костёл Святого Франциска Ассизского | Ягеллонский университет | Флорианские ворота | Коллегиум Майус | Барбакан | Церковь святых Петра и Павла | Костёл Святого Андрея | Ресторан Trattoria Mamma Mia | Ресторан Pod Wawelem | Часовая башня | Собор Святых Станислава и Вацлава | Кафедральный музей имени Иоанна Павла Второго | Вавельский замок

Мариацкий костёл на карте

Краков: как найти «Мариацкий костёл»

Краков - список достопримечательностей

Дворцы, замки, усадьбы, дома
Исторические места
Музеи
Ночная жизнь, рестораны, кабаре
Памятники
Парки и природные достопримечательности
Площади, улицы, фонтаны
Спортивные сооружения
Театры и концертные залы
Храмы, соборы, монастыри
Активный отдых, аттракционы, развлечения
Прочее

В списке обозначено:
- Топ-достопримечательности
- Для детей

Краков - Советы и полезная информация

Общая информация
История и культура
Персоны
Покупки
Еда и напитки
Транспорт
Безопасность
Схемы
Прочее
Другие города