Хатынь (Беларусь, Хатынь)

Khatyn

Хатынь (возможно, от белор. хата — дом) — деревня в Белоруссии, уничтоженная 22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких немецких военнослужащих. В соответствии с принципом коллективного наказания 149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны за возможное оказание жителями деревни помощи партизанам. В карательной операции участвовали 118-й батальон шуцманшафта и особый батальон СС «Дирлевангер».

В 1969 году на месте, где находилась деревня, был открыт мемориальный комплекс. Хатынь стала символом массового уничтожения мирного населения, осуществлявшегося нацистами и коллаборационистами на оккупированной территории СССР.

Начало карательной операции в Хатыни

21 марта 1943 года в Хатыни заночевали партизаны из партизанской бригады «Дяди Васи» (Василия Воронянского). На утро 22 марта они ушли в сторону Плещениц. Одновременно из Плещениц им навстречу в направлении Логойска выехала легковая автомашина в сопровождении двух грузовиков с карателями из 118-го батальона шуцманшафта 201-й немецкой охранной дивизии.

Показать больше

В автомашине ехал шеф-командир первой роты капитан полиции Ханс Вёльке, направлявшийся на аэродром в Минске. По пути колонна натолкнулась на женщин из деревни Козыри, работавших на лесозаготовке; на заданный им вопрос о наличии поблизости партизан женщины ответили, что никого не видели. Колонна двинулась дальше, но, не проехав и 300 м, попала в партизанскую засаду, устроенную отрядом «Мститель» бригады «Дяди Васи». В перестрелке каратели потеряли трёх человек, включая Ханса Вёльке. Командир взвода карателей Василий Мелешко заподозрил женщин в пособничестве партизанам и, вызвав подкрепление из батальона «Дирлевангер», вернулся к месту, где женщины рубили лес; по его приказу 26 женщин были расстреляны, а остальные отправлены в Плещеницы.

Гитлеровцы были взбешены гибелью Ганса Вёльке, который в 1936 году стал чемпионом Олимпийских игр в толкании ядра и был лично знаком с Гитлером. Они стали прочёсывать лес в поисках партизан и во второй половине дня 22 марта 1943 года окружили деревню Хатынь.

118-й шуцманшафт-батальон

Костяк батальона был сформирован в Польше в начале 1942 года. Затем формирование 118-го и 115-го шуцманшафт батальонов было продолжено в Киеве преимущественно из пленных бойцов РККА, содержавшихся в киевском и окрестных лагерях военнопленных. Одна из рот 118-го батальона была сформирована из военных 115-го шуцманшафт батальона. Операция проводилась под руководством специального подразделения СС зондербатальона «Дирлевангер» (нем. "SS-Sonderregiment Dirlewanger"). Командовал батальоном бывший польский майор Константин Смовский, начальник штаба — бывший старший лейтенант Красной Армии Григорий Васюра, командир взвода — бывший лейтенант Красной Армии Василий Мелешко. Немецким «шефом» 118-го вспомогательного батальона был майор полиции Эрих Кернер.

Батальон участвовал и в других операциях. 13 мая Васюра возглавлял боевые действия против партизан в районе села Дальковичи. 27 мая батальон проводит карательную операцию в селе Осови, где были расстреляны 78 человек. Далее последовала карательная операция «Коттбус» на территории Минской и Витебской областей — расправа над жителями сёл возле Вилейки — Маковье и Уборок, расстрел 50 евреев у села Каминская Слобода. За успешное выполнение поставленных задач гитлеровцы присвоили Васюре звание лейтенанта и наградили двумя медалями.

Описание преступления

Жители деревни ничего не знали об утреннем инциденте, в ответ на который был применён принцип общего коллективного наказания, нарушающий все правила и обычаи ведения войны.

По приказу Эриха Кернера и под непосредственным руководством Васюры полицейские согнали всё население Хатыни в колхозный сарай и заперли в нём. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни были многодетные семьи: так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких — семеро. В сарае заперли также Антона Кункевича из деревни Юрковичи и Кристину Слонскую из деревни Камено, которые оказались в это время в Хатыни. Сарай обложили соломой, облили бензином, переводчик-полицейский Лукович поджёг его.

Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать; но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов, автоматов и винтовок. Приказ открыть огонь отдали Кернер, Смовский и Васюра. Стрельба прекратилсь лишь тогда, когда затихли крики и стоны, и пока не обвалилась крыша сарая.

В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Спастись тогда удалось двум девушкам — Марии Фёдорович и Юлии Климович, которые чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета (позднее и эта деревня была сожжена оккупантами, и обе девушки погибли). Сама деревня была уничтожена полностью.

Из находившихся в сарае детей семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский остались в живых. Витя спрятался под телом своей матери, которая прикрыла сына собой; ребёнок, раненный в руку, пролежал под трупом матери до ухода карателей из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу пулей, и эсэсовцы приняли его за мёртвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме. Ещё троим — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу — также удалось скрыться от нацистов.

Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский (1887—1973). Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

Одному из выживших жителей Хатыни — Антону Барановскому — 22 марта 1943 года было 12 лет. Он никогда не скрывал правду о событиях в Хатыни, открыто об этом говорил, знал имена многих полицаев, сжигавших людей. В декабре 1969 года — через 5 месяцев после открытия мемориального комплекса — Антон погиб при невыясненных обстоятельствах.

Последний свидетель сожжения Хатыни, Виктор Желобкович, скончался в 2020 году.

Версию событий с рядом отличий опубликовал в 2012 году украинский историк Иван Дерейко в монографии «Місцеві формування німецької армії та поліції у Райхскомісаріаті „Україна“ (1941—1944 роки)». Он пишет, что 118-й полицейский батальон после нападения отряда «Народные мстители» атаковал деревню, где вместо отхода в лес по неизвестной причине решили закрепиться партизаны. В результате штурма деревни было убито 30 партизан и некоторое число мирных жителей, ещё около 20 человек были захвачены в плен. Само же село с оставшимися жителями после боя по приказу обергруппенфюрера Курта фон Готтберга было сожжено Особым батальоном СС под командованием Дирлевангера.

Исполнители преступления

Список исполнителей:

«118-й шуцманшафт-батальон»

  • командиры: майор Эрих Кёрнер, майор Константин Смовский, майор Иван Шудря;
  • начальник штаба: Григорий Васюра;
  • командиры рот: обер-лейтенант Герман, Николай Франчук, Иосиф Винницкий, Иван Нарадько;
  • взводные: лейтенант Василий Мелешко, лейтенант Пасичнык, Дмитрий Гнатенко, Михаил Славутенко;
  • рядовой состав: капрал-пулемётчик Иван Козынченко, рядовые Василий Лещенко, Григорий Спивак, Степан Сахно, Остап Кнап, Тимофей Топчий, Иван Петричук, Владимир Катрюк, Григорий Лакуста, Степан Лукович, Иван Иванкив, Иван Слижук, Семён Щербань, Георгий Субботин, Жора Ильчук, Василий Филиппов, Иван Строкач, Михаил Курка, Иван Лозинский, Юрий Швейко, Павел Поляков, Николай Савченко, Пётр Билык, Павел Кремлев, Сергей Солоп, Сергей Мышак, Савелий Хренов, Николай Гурский, Андрей Власенко, Василий Заяц, Николай Звирь, Павел Ваврин, Михаил Дякун, Михаил Темечко, Дмитрий Ныкля, Николай Каленчук и его брат, Григорий Думыч, Иван Кушнир, Григорий Титоренко, Николай Пыпа, Пётр Дзеба, Иван Василенко, Савко, Почапский, Михаил Бардыш, Павел Вус, Иван Варламов, Панкив, Кмит, Харченко, Лютык, Шумейко, Котов, Кипран, Пинчук, Шульга, Юращук, Сторожук, Унгурян, Абдуллаев, Набережный, Семенюк, Бескандеров, Литвин, Горецкий, Егоров, Погорецкий, Полевский, Дедовский.

Батальон СС «Дирлевангер»

  • командир роты: Иван Мельниченко
  • рядовой состав: Алексей Стопченко, Василий Зайвый, Феодосий Грабаровский, Иван Пугачёв, Иван Тупига, Алексей Юрченко, Леонид Сахно, Василий Ялынский, Михаил Майданов, Александр Радковский, Степан Шинкевич, Мефодий Багрий, Пётр Терещук, Иван Терещенко, Пётр Уманец, Пётр Гудков, Николай Шаповалов, Николай Рожков, Андрей Садон, Степан Слободяник, Афанасий Иванов, Иван Голтвяник, Иван Петренко, Павел Романенко, Г. А. Кириенко, М. А. Мироненков, Слынько, Долоко, Непоп, Хлань, Евчик, Мохнач, Сурков, Сотник, Примак, Макеев, Коваленко, Зозуля, Бакута, Годинов, Рогико.

В советское время факт участия коллаборационистов в преступлении в Хатыни замалчивался. Первые секретари ЦК КП Украины и КП Белоруссии Владимир Щербицкий и Николай Слюньков обратились в Центральный комитет партии с просьбой не разглашать сведения об участии украинцев и русских — бывших советских военнослужащих в зверском убийстве мирных жителей деревни. К просьбе отнеслись с «пониманием».

Судьбы карателей

Переводчик Иосиф Лукович, командир отделения, который поджег крышу сарая, летом 1943 года ехал на мотоцикле и подорвался на мине. Похоронен в Слониме.

Иван Мельниченко, командир роты штрафбатальона «Дирлевангер» до февраля 1945 года скрывался в Мурманской области, потом вернулся на Украину. Промышлял воровством, убил сотрудника Рокитнянского райотдела НКВД. Явился с повинной, в августе 1945 его отправили в Черниговскую область, во время перевозки по железной дороге совершил побег. Застрелили при задержании 26 февраля 1946 года.

В 1961 году в Минске предстали перед судом и были приговорены к смертной казни Грабаровский, Стопченко, Тупига, Кириенко, Шинкевич, Ялынский, Радковский, Майданов, Сахно, Пугачёв и Зайвый, служившие в батальоне Дирлевангера. Выяснилось, что рядовые Уманец и Мироненков не принимали непосредственного участия в расправе над жителями деревни, но их также казнили за совершение других преступлений.

Следственным органам КГБ в начале 1970-х удалось разоблачить рядового 118-го шуцманшафт-батальона Степана Сахно, осевшего после войны в Куйбышеве и выдававшего себя за фронтовика. Его показания после поимки помогли выйти на след других карателей из этого подразделения. Григория Лакусту арестовали в Донецке в 1972 году. При аресте, отвечая на вопрос о деятельности в Белоруссии, он глубоко выдохнул: «Я вас столько ждал…». Жена утверждала, что, когда по телевизору показывали кадры зверств нацистов, он белел и на несколько часов уходил из дома. В начале 1974 года перед судом города Гродно предстали Степан Сахно, Григорий Лакуста, Остап Кнап, Михаил Курка и Иван Лозинский. Заседание длилось почти месяц. Было опрошено около 30 свидетелей. Осматривались вещественные доказательства и документы, проводились экспертизы. Было доказано, что именно подсудимые сжигали и расстреливали жителей деревни Хатынь, повинны в гибели сотен мирных граждан. Сахно приговорён к 25 годам лишения свободы. Лакуста приговорён к смертной казни, расстрелян. Курку, Лозинского и Кнапа также приговорили к смертной казни, но в итоге её заменили тюремным заключением.

Материалы судебного дела позволили разоблачить командира взвода батальона Василия Мелешко. Ранее он уже был судим за коллаборационизм, но службу в 118-м шуцманшафт-батальоне скрывал. После амнистии в 1955 году поселился в Ростовской области, стал главным агрономом колхоза. Арестован в сентябре 1974 года. Гродненским судом был приговорён к расстрелу, приговор приведён в исполнение в 1975 году.

Григорий Васюра после службы в Белоруссии продолжил службу в 76-й ваффен-гренадерском полку. По окончании войны Васюре в фильтрационном лагере удалось замести свои следы. Только в 1952 году за сотрудничество с оккупантами во время войны трибунал Киевского военного округа приговорил его к 25 годам лишения свободы. В то время о его карательной деятельности ничего не было известно. 17 сентября 1955 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Про амнистию советских граждан, которые сотрудничали с оккупантами во время войны 1941—1945», и Васюра вышел на свободу. Вернулся к себе на Черкасчину.

Сотрудники КГБ позднее нашли и снова арестовали преступника. К тому времени он работал заместителем директора одного из совхозов на Киевщине, в апреле 1984 был награждён медалью «Ветеран труда», каждый год пионеры поздравляли его с 9 мая. Очень любил выступать перед пионерами в образе ветерана войны, фронтовика-связиста, и даже именовался почётным курсантом Киевского высшего военного инженерного дважды Краснознамённого училища связи имени М. И. Калинина — того, что окончил до войны.

Вопрос прокурора: «Судя по анкетам, большинство ваших подчинённых до этого служили в Красной Армии, прошли через немецкий плен, их нет нужды водить за ручку?» Васюра: «Да, служили. Но это была шайка бандитов, для которых главное — грабить и пьянствовать. Возьмите комвзвода Мелешку — кадровый советский офицер и форменный садист, буквально шалел от запаха крови. Повар Мышак рвался на все операции, чтобы позверствовать и пограбить. Ничем не брезговали командир отделения Лакуста и писарь Филиппов. Переводчик Лукович истязал людей на допросах, насиловал женщин. Все они были мерзавцы из мерзавцев. Я их ненавидел!».

В ноябре-декабре 1986 года в Минске состоялся процесс над Григорием Васюрой. Во время суда (дело № 104 объёмом в 14 томов) было установлено, что им лично было уничтожено более 360 мирных жителей: женщин, стариков, детей. Решением военного трибунала Белорусского военного округа Григорий Васюра признан виновным и приговорён к расстрелу.

Командир 118-го батальона Константин Смовский после войны был активным деятелем эмигрантских организаций, к ответственности не привлекался; умер в Миннеаполисе, США. Иван Слижук, после войны являлся активным членом оуновской эмиграции, умер в Лионе в 1994 году. Благополучно доживал свой век и Иосиф Винницкий, был деятелем украинской диаспоры в Канаде, умер в Монреале.

На 2015 год единственным оставшимся в живых известным членом 118-го батальона был Владимир Катрюк, с 1951 года проживавший в Канаде. В 1999 году Канада лишила его гражданства после того, как вскрылись изобличавшие его в военных преступлениях сведения, но в ноябре 2010 года суд вернул ему канадское гражданство. В мае 2015 года против Владимира Катрюка возбудил уголовное дело Следственный комитет России по статье 357 УК РФ («Геноцид»), но Канада отказала России в выдаче Катрюка. В том же месяце Катрюк скончался в Канаде.

Легенды и мифы

В настоящее время вопрос участия коллаборационистов из Украины в военных преступлениях, в частности в Хатыни, стал активно использоваться в разных СМИ. По ошибке полицаев из 118-го батальона, уничтоживших Хатынь часто сравнивают с представителями украинского националистического подполья. Спекуляции на эту тему время от времени появлялись в постсоветской печати, в высказываниях некоторых политиков. Первый подробный репортаж о коллаборационистах появился только 10 ноября 1990 года, когда главная московская газета «Рабочая трибуна» вышла со статьёй-передовицей «Неизвестная Хатынь». Данная публикация, с одной стороны, справедливо разоблачала советскую версию о привлечении исключительно немецких оккупантов, но с другой переводила ответственность на бандеровцев. Через две недели белорусская газета «Во славу Родины» напечатала интервью с Виктором Глазковым, подполковником запаса и судьёй по делу Васюры. Последний заявил о безосновательности обвинений в адрес ОУН:

«Вешать Хатынь на бандеровцев тоже нельзя. Это было бы вопреки исторической правде. Хатынь сожгли каратели 118-го полицейского батальона. Так, большинство полицейских происходила из Украины, и сам подразделение было сформировано в Киеве. Но это были не националисты, а обычные предатели, зверства их не имеют границ. Но родились и выросли они в нашей стране, и вскормила их наша земля».

Председатель Прогрессивно-социалистической партии Украины Наталия Витренко в своё время также заявила, что Хатынь якобы сожгли солдаты Украинской повстанческой армии и поименно назвала «националистов-карателей», указывая на их «воинские звания в УПА»: «Куринной Смовский, господин капитан Васюра, взводный Мелешко», хотя ни один из перечисленных не был членом Организации украинских националистов и не служил в УПА. Некоторые ложные утверждения попали также в научные публикации. Так, в книге «карательные акции в Беларуси» утверждалось, что в уничтожении Хатыни якобы участвовал батальон «Нахтигаль» во главе с Романом Шухевичем, который, впрочем, расформировали ещё в 1941 году.

27 марта 2014 года президент Белоруссии Александр Лукашенко в эфире 1 канала заявил, что в сожжении Хатыни принимала участие Украинская повстанческая армия. 28 марта 2014 года, на Youtube был загружен фильм «Позорная тайна Хатыни», который выпустила ещё в 2008 российская компания «Супер Реалити» по заказу Единой телерадиовещательной системы Вооружённых сил РФ. Как отмечают исследователи, цель фильма была направлена на максимальное отождествление сотрудников карательного подразделения с бандеровцами. Подобную риторику повторил министр культуры РФ Владимир Мединский в картине российского журналиста Аркадия Мамонтова «Бандеровцы: палачи героями не бывают». Российский учёный Михаил Кобрин ошибочно пишет, что 118-й батальон состоял в основном из этнических белорусов.

Хотя в состав 118-го батальона действительно принадлежали отдельные участники Буковинского куреня связанного с ОУН-мельниковцами, однако, как отмечает кандидат политических наук Михаил Басараб, эти случаи не позволяют поносить все украинское националистическое движение сопротивления, так же как злодеяния некоторых советских солдат не свидетельствуют о преступной сущности всей Красной армии. По его мнению, «нельзя всех равнять под одну линейку, нельзя выдергивать отдельные факты для обливания грязью сотен тысяч, а то и миллионов, невинных борцов и жертв».

Не соответствует действительности и утверждение, что в Черновцах установлен памятник, посвящённый карательному подразделению. На самом деле речь идёт о монументе героям Буковинского куреня, объединяющем под одним названием 4 различные украинские военные части: формирование в составе Армии УНР, собственно Буковинский курень, Буковинскую украинскую самооборонную армию и подразделение, входившее в состав УПА-Запад. Следовательно, на нём выгравированы 3 даты: 1918, 1941, 1944.

Мемориальный комплекс «Хатынь»

В память сотен белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны, в январе 1966 года было принято решение о создании в Логойском районе мемориального комплекса «Хатынь». В марте 1967 года был объявлен конкурс на создание проекта мемориала. В конкурсе победил коллектив архитекторов: Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор народный художник БССР С. Селиханов. Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 года.

Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс занимает площадь около 50 га. В центре композиции мемориала находится шестиметровая бронзовая скульптура «Непокорённый человек» с мёртвым ребёнком на руках. Рядом сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были сожжены жители деревни. На братской могиле из белого мрамора — Венец памяти. На нём — наказ погибших живым:

Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие.
Мы сгорели живыми в огне.
Наша просьба ко всем:
пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу,
чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле.
Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!

На обратной стороне Венца памяти — ответ живых погибшим:

Родные вы наши. Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами.
Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья.
Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей Советской вовек не погаснет.
Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над нею!

Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где когда-то стояли дома, поставлено 26 символических бетонных нижних венцов срубов и столько же обелисков, напоминающих печные трубы, опалённые огнём. Перед каждым из сожжённых домов установлена открытая калитка, как символ гостеприимства жителей деревни. На трубах-обелисках — бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. Сверху каждого обелиска — печально звенящий колокол. Колокола звонят одновременно каждые 30 секунд.

На территории комплекса находится единственное в мире «Кладбище деревень» — 185 могил, каждая из которых символизирует одну из невозрождённых белорусских деревень, сожжённых вместе с населением (186-я невозрождённая деревня — это сама Хатынь). Одна из таких деревень — Шуневка. Могила каждой деревни представляет собой символическое пепелище, в центре которого расположен пьедестал в виде языка пламени — символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни. На могиле написаны название деревни и название района, в котором стояла деревня.

Ещё один мемориальный элемент комплекса — «символические деревья жизни», на ветвях которых в алфавитном порядке перечислены названия 433 белорусских деревень, которые были уничтожены оккупантами вместе с жителями, но восстановлены после войны.

Мемориальный элемент «Стена памяти» включает мемориальные плиты с названиями свыше 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей на территории Белоруссии.

На территории мемориала также находится мемориальный элемент «Вечный огонь» На квадратном траурном постаменте в трёх углах расположены три берёзки. Вместо четвёртой горит вечный огонь — в память о каждом четвёртом погибшем жителе Белоруссии.

Мемориальный комплекс «Хатынь» включён в государственный список историко-культурного наследия. В 2004 году была проведена реконструкция комплекса.

Как считает Пэр Андэрс Рудлинг, причина, по которой из множества уничтоженных во время войны белорусских деревень советское правительство уделило особое внимание мемориализации именно Хатыни, — созвучие названия этой деревни с Катынью, являвшейся местом расстрела польских военнопленных сотрудниками НКВД, факт которого СССР отрицал до 1990 года.

В культуре

  • Уничтожение деревни легло в основу романа белорусского писателя Алеся Адамовича «Хатынская повесть». Книга, в свою очередь, послужила сценарной основой для советского кинофильма «Иди и смотри».
  • В 1971 году композитором Игорем Лученком была написана песня «Хатынь». Песня прозвучала в исполнении белорусского ВИА Песняры. В 1975 году Александра Пахмутова и Николай Добронравов написали песню «Белоруссия», во втором куплете которой есть также упоминание о Хатыни.
  • Особый взгляд на события в деревне был представлен в книгах белорусской писательницы Елены Кобец-Филимоновой — «Жаворонки над Хатынью» (1973) и «Распятая Хатынь» (2005).

Рейтинг Google4.9
Дата основания5 июля 1969
ОсновательСергей Селиханов, Юрий Градов, Валентин Занкович, Леонид Левин
Посещаемость204 500 чел. (2012)
Сайт музеяwww.khatyn.by

Источник информации: Wikipedia

Показать «Хатынь» на карте

Хатынь на карте

Отзывы на «Хатынь»

Общий рейтинг Гугл (4.9, всего отзывов: 2609). Ниже приведено несколько последних отзывов, полученных от Гугла.

Вячеслав Левонюк, 2020-07-21

Впечатления незабываемые. Нам никогда не понять того ужаса что там произошло. Если есть возможность посетите это место.
Степан Гузовский, 2020-09-16

Здесь должен побывать каждый и в разном возрасте, чтобы максимально осознать и почувствовать что именно здесь произошло.
Татьяна Кондакова, 2020-09-10

Само место отличное. Если это слово уместно. Пробирает до костей... я плакала даже без экскурсовода. Но. Следить за ним нужно получше. На памятниках деревням паутина, в стене городов многие игрушки лучше убрать, слишком потрепаны. Но место.... его стоит посетить. И подумать хорошо.
Анастасия Тимофеева, 2020-09-14

Место, которое заставляет задуматься о жизни. Детей, подростков привозить сюда обязательно, чтобы знали, слышали и ценили свою страну!!!
yevgeny lebed, 2020-07-21

Место боли и скорби белорусского народа. Тишину сожженой деревни нарушают перезвоны колоколов, установленные на стилизованых под камины хат столбов. Здесь находится кладбище сожженых белорусских деревень, которые восстановились и нет после войны. Есть стена с концлагерями, где размещены все лагеря на территории Беларуси с указанием погибших людей. В Хатыни должен побывать каждый, и не важно кто: белорус, россиянин или европеец.

Другие музеи Беларуси

Аптека-музей | Барановичский музей железнодорожной техники | Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны | Берестье | Бобруйский художественный музей | Брестский железнодорожный музей | Брестский областной краеведческий музей | Вилейский краеведческий музей | Витебский музей современного искусства | Витебский областной краеведческий музей | Витебский районный историко-краеведческий музей | Волковысский военно-исторический музей имени П. Багратиона | Гомельский областной музей военной славы | Городокский районный краеведческий музей | Государственный литературный музей Петруся Бровки | Государственный литературный музей Янки Купалы | Гродненский государственный историко-археологический музей | Гродненский государственный музей истории религии | Детский музей | Дзержиново | Дом Ваньковичей | Дом-музей Адама Мицкевича | Евреи Бреста | Жлобинский историко-краеведческий музей | Зоологический музей Белорусского государственного университета | Ивацевичский историко-краеведческий музей | Ивьевский музей национальных культур | Историко-культурный музей-заповедник «Заславль» | Копыльский районный краеведческий музей | Краеведческий музей | Лепельский районный краеведческий музей | Литавец | Мемориальный музей-мастерская З. И. Азгура | Минский областной краеведческий музей | Могилёвский областной краеведческий музей | Могилёвский областной художественный музей имени П. В. Масленикова | Мотольский музей народного творчества | Музей авиационной техники Центрального аэроклуба ДОСААФ имени С. Грицевца | Музей белорусского книгопечатания | Музей белорусского народного искусства в Раубичах | Музей боевой славы | Музей Бялыницкого-Бирули | Музей Владимира Короткевича | Музей землеведения БГУ | Музей истории архитектуры Софийского собора | Музей истории белорусского кино | Музей истории города Минска | Музей истории и культуры евреев Беларуси | Музей исторического факультета БГУ | Музей М. Ф. Шмырёва | Музей Могилёва | Музей Обольского комсомольского подполья | Музей советско-польского боевого содружества | Музей Суворова | Музей традиционного ручного ткачества Поозерья | Музей-библиотека Симеона Полоцкого | Музей-квартира Героя Советского Союза З. М. Туснолобовой-Марченко | Музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнёво» | Музей-усадьба Тадеуша Костюшко | Национальный исторический музей Республики Беларусь | Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник | Национальный художественный музей Республики Беларусь | Национальный центр современных искусств Республики Беларусь | Новогрудский историко-краеведческий музей | Оршанская городская художественная галерея | Природно-экологический музей | Прогулка по Нижне-Покровской | Светлогорский историко-краеведческий музей | Слонимский районный краеведческий музей | Слуцкий краеведческий музей | Столинский районный краеведческий музей | Страна мини | Художественная галерея | Художественный музей Бреста | Чаусский районный историко-краеведческий музей | Шуневка