Национальный художественный музей Республики Беларусь (Беларусь, Минск)

Belarusian National Arts Museum

Национальный художественный музей Республики Беларусь (белор. Нацыянальны мастацкі музей Рэспублікі Беларусь) — крупнейший музей художественного профиля в Белоруссии, Государственная картинная галерея с 1939 до 1957 год, Государственный художественный музей с 1957 по 1993 год. Фонды музея насчитывают более 27 000 произведений. Расположен в столице республики — городе Минске.

История

Довоенный период

Официальная история музея начинается 24 января 1939 года — согласно правительственному постановлению Совета Народных Комиссаров БССР в Минске создавалась Государственная художественная галерея. Она расположилась в пятнадцати залах здания Высшей коммунистической сельскохозяйственной школы, бывшей Минской женской гимназии. Кроме отделов живописи, скульптуры и графики, в Галерее специальным постановлением был организован отдел художественной промышленности. Руководил галереей известный белорусский художник-керамист Николай Михолап.

К началу войны были вывезены и взяты на учет самые ценные произведения культового искусства в церквях и костелах, собраны большие фонды живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.

Показать больше

Основой живописной коллекции Галереи стали произведения из отделов изобразительного искусства исторических музеев Минска, Витебска, Могилева и Гомеля. Несколько произведений из своих фондов подарили Третьяковская галерея и Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Государственный Эрмитаж.

После присоединения Западной Белоруссии к БССР в Художественную галерею были свезены художественные произведения из национализированных усадеб и замков, в том числе и часть коллекции дворца князей Радзивиллов в Несвиже. Таким образом, коллекция пополнилась богатым собранием слуцких поясов, французских гобеленов XVIII в., портретной живописи XVI—XIX вв.

В начале 1941 года фонды ГКГ БССР насчитывали 2711 произведений, из которых 400 находились в экспозиции.

Потери во время войны

С началом войны коллекцию готовили к эвакуации. Но вывезти не успели. Оккупированный Минск посещали Г. Поссе и К. Мюльман. Г. Поссе — директор Дрезденской галереи и лицо, уполномоченное по созданию личного музея Гитлера на его родине, в Линце. К. Мюльман — лицо, уполномоченное по учёту культурных и художественных ценностей на восточных землях. Посетили Минск и представители общества «Наследие», которое возглавлял Гиммлер. Около 170 наилучших произведений русского и западноевропейского искусства были конфискованы Г. Поссе, ценные коллекции отправлены в Рейх и в Кёнигсберг. До сентября 1941 года собрание картинной галереи было практически потеряно. В это время Вильгельм Кубе жаловался А. Розенбергу, что Минск лишился миллионных ценностей, так как «ценные полотна, мебель XVIII—XIX вв., вазы, изделия из мрамора, часы и т. д. СС отдаёт на разграбление вермахту».

Собрание картинной галереи перестало существовать, и его утрата оценивается как необратимая. Судьба довоенного собрания ГКГ до сих пор неизвестна. Поиск его осложняет отсутствие описей. В «Описи музейных ценностей, вывезенных гитлеровцами в Германию и в страны ее сообщников и уничтоженных в результате разбойничьих действий» 1944 года, составленной музейными сотрудниками по памяти, значатся 223 произведения русской живописи, 32 — западноевропейской, мебель из «Синей спальни» Александра II в Зимним дворце, 60 икон XVI—XVIII веков, 89 произведений скульптуры, 48 слуцких поясов, 480 предметов русского фарфора, 800 — западноевропейского, 30 предметов старинного уречского стекла, 200 покрывал ручной работы белорусских ткачих, сотни произведений белорусских художников конца XIX — начала XX века.

Послевоенный период

После войны в Белорусскую ССР вернулась лишь небольшая часть произведений, находившихся накануне войны на выставках в РСФСР (например, бюст князя П. А. Румянцева-Задунайского работы Ф. Шубина) или найденных советскими солдатами в конце войны в городах Восточной Пруссии (коллекция портретов из Несвижа). Некоторые работы были найдены в Минске («Шахтер с лампочкой» Н. Касаткина, «Осень» И. Левитана, «Утро весны» В. Кудревича — из недостроенного здания ЦК КПБ).

Второй этап истории музея связан с самоотверженной деятельностью заслуженного деятеля искусств БССР, директора Галереи с 1944 года Елены Аладовой.

После освобождения Минска галерея получила четыре комнаты Дома профсоюзов на площади Свободы. В августе 1945 года галерея приобрела полотна Б. Кустодиева, В. Поленова, К. Брюллова и И. Левитана. Государственный музей имени А. С. Пушкина передал несколько картин западноевропейских мастеров, Государственный Российский музей — три пейзажа А. Куинджи, пейзаж А. Боголюбова и парадный портрет императрицы Екатерины II. На бывшем Архиерейском подворье в Минске были найдены чудом уцелевшие иконы — в том числе и шедевры белорусской иконописи «Рождество Богородицы» Петра Евсеевича из Голынца 1649 г., «Параскева» и «Вознесение» XVI века.

В 1946 году в фондах было уже 317 произведений. Места для экспозиций не хватало. Аладова получила разрешение на строительство здания для Галереи. Проектирование было поручено Михаилу Бакланову.

Строительство Картинной галереи с десятью просторными залами, расположенными на двух этажах, было завершено в 1957 году. Здание стало одним из первых музейных строений в истории советской архитектуры. 5 ноября представлением новой экспозиции и Всебелорусской выставки торжественно открылся Государственный художественный музей БССР (так стала называться бывшая Картинная галерея с 10 июля 1957 года). Коллекция музея тогда уже достигала трех тысяч произведений русского, советского и белорусского искусства.

С провозглашением независимости Белоруссии после распада СССР изменился статус музея — с 1993 года музей именуется Национальным художественным музеем Республики Беларусь.

В 1957 году было завершено строительство здания Государственной картинной галереи по проекту архитектора М. И. Бакланова. Одновременно в 1956—1958 гг. был разработан проект оборудования художественного музея.

В процессе эксплуатации здания стало очевидно, что предусмотренных экспозиционных площадей, хранилищ, служебных кабинетов не хватает. В 1989 г. на баланс музея переданы дом № 25 по ул. Кирова, в 1999 г. — 5-этажное здание № 22 по ул. Ленина. В 2007 г. введён в эксплуатацию новый музейный комплекс, что завершило первый этап генеральной реконструкции музея.

В 2000 году открыт для посетителей филиал музея в бывшем доме Ваньковичей в Минске с постоянной экспозицией «Культура и искусство первой половины XIX века».

Сегодня это один из самых богатых музеев Восточной Европы. В экспозиции, филиалах и фондохранилищах находится более 27 тысяч произведений, которые формируют 20 коллекций и составляют собрание национального искусства и собрание памятников искусства стран и народов мира.

Архитектура

Здание современного Национального художественного музея Республики Беларусь проектировалось как Государственная картинная галерея (автор проекта М. И. Бакланов).

В пояснительной записке к проектному заданию автором отмечалось: «При проектировании было найдено такое архитектурно-композиционное решение, которое позволило решить задачу застройки этого отрезка и достичь цельного архитектурного решения в объемной композиции всей застройки, в едином комплексе. Здание главным фасадом ориентировано на улицу Ленина. Вход в здание занимает самое выгодное место и подчеркнут лоджией. Стена в глубине лоджии обогащается лепным тематическим горельефом, изображение которого будет выполнено на фоне плоскости стены, обработанной смальтой».

Строительство завершено в 1957 г. Следует отметить, что в ходе строительства были внесены некоторые коррективы в первоначально запроектированное архитектурное оформление. Так, в частности, на главном фасаде были выполнены иные изображения капители колонн и пилястр, во входной части отсутствует тематический горельеф, изменены скульптурные композиции.

В художественном решении музея тесно переплелись две темы — триумф победы (торжественность и монументальность) и храм-хранилище художественных сокровищ. Главный фасад представляет собой синтез архитектуры и скульптурной пластики, переданных с высокой эстетической выразительностью.

Решение фасада музея характеризуется модернизированной интерпретацией классицистической темы, активным выразительным элементом является стилизованный аттик-фронтон со скульптурной композицией в завершении (скульптор А. Бембель). Ниши с аллегорическими скульптурными композициями (скульпторы П. Белоусов, С. Адашкевич, Л. и М. Роберманы) фланкируют входную нишу с колоннадой композитного ордера. Барельефы на плоскости аттика поддерживают членение фасада.

Доминирующим является двухсветовой вестибюль с трехмаршевой лестницей, вокруг которой на втором этаже расположена открытая галерея. Выставочные залы решены анфиладой на том же втором этаже.

Коллекции

Древнебелорусское искусство

Коллекция древнебелорусского искусства (около 120 работ XII — конца XVIII в.) Национального художественного музея Республики Беларусь является самой значимой в государстве. Её активное формирование осуществлялось в послевоенные годы путём научных экспедиций 1946—1978 гг., благодаря которым для потомков сохранились уникальные иконы, образцы резьбы, ткачества и художественного литья.

В экспозиции представлены фрагменты фресок, иконы и резная скульптура, светские портреты, книжная графика и образцы декоративно-прикладного искусства XII—XVIII вв.

Раритетом сбора являются миниатюры рукописного шерешевского Евангелия XVI в. (происходит из церкви г.п. Шерешево Брестской обл., которая не сохранилась). Рядом демонстрируются иконы XV—XVI вв., выполненные с соблюдением традиций византийской художественной школы, — «Богоматерь Одигитрия», «Богоматерь Одигитрия Смоленская». В иконах «Спас Вседержитель» и «Параскева Пятница» гармонично сочетаются влияния византийской, русской и западноевропейской художественной традиций, которые повлияли на формирование самобытной белорусской иконописной школы.

В экспозиции представлен и ряд портретов, переданных Художественной галерее БССР в 1939 году из Несвижского замка Радзивиллов. Согласно инвентарям, фамильная портретная галерея одного из мощнейших магнатских родов Великого Княжества Литовского на 70-е годы XVIII в. насчитывала около тысячи полотен. Портреты создавались как неизвестными местными мастерами, так и придворными зарубежными художниками, к кругу которых относятся такие мастера, как Варфоломей Стробель (1591—1650), Андрей Стех (1635—1697) и др.

Белорусское искусство XIX в.

В результате третьего раздела Речи Посполитой в 1795 г. Беларусь вошла в Северо-Западный край Российской империи. Искусство этого периода в сборе музея представлено художниками, которые учились в Петербурге и Москве и таким образом принесли в белорусское искусство русскую художественную традицию.

В музее находится большая коллекция произведений Ивана Фомича Хруцкого, прославившегося своими яркими декоративными натюрмортами («Цветы и плоды», «Цветы и фрукты», «Плоды и свеча», вторая половина 1830-х). Пейзажи и портреты разных лет представляют в экспозиции творчество уроженца Минской губернии Аполлинария Гиляриевича Горавского, выпускника Петербургской академии искусств и друга Павла Третьякова.

На конец XIX и начало XX в. приходится творчество двух известных пейзажистов, уроженцев Белоруссии — С. Ю. Жуковского и В. К. Бялыницкого-Бирули, которые получили образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и находились под воздействием искусства И. И. Левитана и В. Д. Поленова. Их произведения постоянно появлялись на выставках передвижников, Московского общества любителей художеств, Союза русских художников.

Жемчужиной коллекции является работа белорусско-польского художника Фердинанда Рущица «У костёла» — одна из трёх работ этого художника, находящихся в Беларуси.

Белорусское искусство XX — начала XXI в.

Экспозиция белорусского изобразительного и декоративно-прикладного искусства ХХ — начала XXI века была открыта в 2006 году и является наиболее полной за все годы существования музея. Сейчас в экспозиции находится 380 работ 193 художников.

Фонд современного искусства начал создаваться в 1939 году, но коллекция была практически полностью разграблена во время Великой Отечественной войны. Произведения стали приобретаться снова еще в военное время у художников и частных коллекционеров. В 1947 году из Германии были возвращены некоторые ценности. В конце 1940-х гг. Минску было передано более 200 картин из бывшей Витебской галереи имени Ю. Пэна. С 1944 года началась целенаправленная закупка произведений современных художников Белоруссии. На сегодняшний день фонд белорусского искусства ХХ — начала XXI века насчитывает около 12 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и постоянно пополняется.

Начиная с 1920-х гг. в белорусском изобразительном искусстве наблюдается определённый отход от канонов академизма и живописно-пластических принципов позднего передвижничества в пользу новой образной речи, связанной с традицией авангардизма. Художники не стремятся к детальной моделировке отраженного, отказываются от академических правил рисунка и перспективы, иллюзорности цвета, строят пространственные объемы локальными цветовыми пятнами, достигают обостренного восприятия мира путём деформации и стилизации формы.

Все произведения, представленные на постоянном музейном экспонировании, являются «знаковыми», наиболее ярко отражая тот или иной период в истории белорусского искусства.

Русское искусство XVIII — начала XX в.

Коллекция русского искусства занимает одно из ведущих мест в собрании Национального художественного музея. Охватывает период своего создания с XVIII до начала XX века и включает в коллекцию произведения живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства. Представленные в пяти экспозиционных залах произведения русской живописи дают уникальную возможность проследить основные этапы становления и формирования стилей в русском искусстве от эпохи Просвещения Петра I до эпохи художественных объединений начала XX в. Всего коллекция насчитывает более пяти тысяч произведений, среди которых полотна В. А. Тропинина, Б. М. Кустодиева, В. В. Пукирева, И. К. Айвазовского, И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, И. Е. Репина, В. Е. Маковского, И. И. Левитана, К. А. Коровина, М. А. Врубеля, И. И. Машкова.

Европейское искусство XVI—XX вв.

Начало собирательской деятельности музея в этом направлении необходимо отнести к концу 1940-х годов. Особенно интенсивно фонд европейского искусства пополнился в 1960—1970-е годы. Произведения, экспонируемые в этом зале, позволяют проследить сложный многовековой путь развития искусства Европы начиная с конца XVI и почти до XX века.

С искусством Италии XVI—XVIII веков знакомят портреты, картины на мифологические и библейские сюжеты.

Искусство Голландии XVI века отмечено общими для европейского искусства чертами. В центре внимания художников по-прежнему остаются человек и его неразрывная связь с окружающим миром. Основными сюжетами остаются религиозные, но в трактовке нидерландских мастеров они наполнены большей повествовательностью и любовью к деталям.

Представление о своеобразии фламандской живописи XVII века дают живописные полотна Я. Ф. Блумена, Я. Кесселя Старшего, П. Тиза. В картине «Венера в кузнице Вулкана», написанной П. Тизом (1624—1677/1679), известным мастером фламандской школы и одним из лучших учеников Ван Дейка, на сюжет из «Энеиды» Вергилия, персонажи античной легенды наделяются настоящим фламандским характером, где при безудержной художественной фантазии всё приобретает черты убедительной правды, реальности и достоверности мира, который они отражают. Параллельно с крупноформатными картинами развивалась во Фландрии и так называемая «кабинетная живопись» со всеми её любимыми жанрами, включая цветочный натюрморт «Мадонна в цветах» Даниэля Сегерса, типичный для творчества художника, автора многочисленных гирлянд и венков из цветов, которые обрамляют небольшие сцены религиозного содержания, написанные другими художниками.

Гордостью коллекции французского искусства XVII—XIX веков являются произведения Г. Робера, К.-Ж. Верне, А. Гриму, Ф. Жерара, Ж.-Б. Реньё, Ж.-Ф. де Труа и другие.

С живописью Австрии, Англии, Германии, Дании, Бельгии, Польши знакомят произведения В. Петера, Дж. Морланда «Возвращение охотника», 1792, Т. Баркера, Х. Йенсена, Д. Нотера, Ю. Рапацкого и другие.

Кроме живописи в экспозиции можно увидеть также работы крупнейших скульпторов Италии, Франции XVIII—XIX вв. и изделия известных фарфоровых мануфактур Европы XVIII — начала XX в., таких как Королевская саксонская фарфоровая мануфактура в Мейсене, Берлинская Королевская фарфоровая мануфактура и других.

Искусство стран Востока XIV—XX вв.

Национальный художественный музей Республики Беларусь располагает обширным собранием памятников культуры и искусства народов Востока. История этой коллекции начинается с конца 1950-х годов, когда Министерством культуры КНР было передано в музей значительное собрание произведений декоративно-прикладного искусства Китая. В 1960 году существенную помощь в пополнении коллекции оказал Государственный музей искусства народов Востока в Москве. Приобретения у частных коллекционеров впоследствии значительно пополнили и расширили собрание. Сегодня в коллекции представлены традиционные виды искусства стран Передней, Средней, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, Кавказа и Дальнего Востока: живопись и скульптура, миниатюра и искусство народной картины, ткачество и художественный металл, керамика и фарфор, расписная и перегородчатая эмаль, резьба по дереву, кости, камню, расписные и резные лаки.

Деятельность

Музей проводит научно-исследовательскую, собирательскую и популяризаторскую работу, устраивает выставки произведений белорусских и зарубежных мастеров, осуществляет научную и творческую связь с зарубежными музеями, организовывает выставочный обмен, проводит лекции, экскурсии, занятия клубов искусствоведов и любителей искусства, помогает создавать картинные галереи, художественные отделы в других городах Беларуси. Выдаёт каталоги, альбомы, открытки.

При музее работают библиотека, киноклуб, лекторий, студия детского искусства и арт-кафе.

Научные отделы

  • Отдел древнебелорусского искусства
  • Отдел современного белорусского искусства
  • Отдел русского и зарубежного искусства
  • Научно-фондовый отдел
  • Научно-реставрационный отдел
  • Редакционно-издательский отдел
  • Выставочный отдел
  • Отдел научно-просветительской работы

Филиалы

  • Дом Ваньковичей
  • Музей белорусского народного искусства в Раубичах
  • Музей Бялыницкого-Бирули

Рейтинг Google4.7
АдресБелоруссия, г. Минск, улица Ленина, 20
Дата открытия1939
Дата основания24 января 1939
Посещаемость215 800 чел. (2012 )
Сайт музеяartmuseum.by/ru

Источник информации: Wikipedia

Показать «Национальный художественный музей Республики Беларусь» на карте

Национальный художественный музей Республики Беларусь на карте

Отзывы на «Национальный художественный музей Республики Беларусь»

Общий рейтинг Гугл (4.7, всего отзывов: 3334). Ниже приведено несколько последних отзывов, полученных от Гугла.

Aleh B., 2020-10-08

Весьма и весьма.. достойная коллекция экспонатов разных видов искусства, эпох и периодов. Очень познавательно. Отдельного внимания заслуживает само здание.
Al Holub, 2020-02-22

Прекрасный музей! Получила целую гамму разных впечатлений от того, что за 1,5-2 часа (и это еще довольно беглый режим осмотра экспозиций) можно ощутить совершенно разные эпохи и вехи искусства. Особые впечатления оставила выставка живописи и графики Юрия Хилько «Тень ветра». Работы можно назвать лирическими абстракциями. Перед ними можно стоять часами. Удивила выставка «Нас поймут через 100 лет. Лазарь Хидекель» Все узнали на афише знак "Хэштэг", а ведь это работа «Пересекающиеся линии» , созданная в 1920 году. Хидекель - художник-авангардист, первый в мире супрематический архитектор. Поражают его футуристические проекты, созданные в 1920-1930-х гг. ( Летучий город, Аэроклуб и др.) Они выглядят абсолютно современными на сегодняшний день. И конечно же, Царфин с его совершенно другим взглядом на жизнь и настроением. Было занимательно искать в его картинах -загадках девушек=количеству цветов, охотников и собак!
Андрей Степанец, 2020-07-05

Отличная коллекция русского искусства, представлены слои отечественного искусства и его лучшие образцы. Здание интересное как старая часть, так и новая. Не стоит сравнивать с Эрмитажем или Третьяковской галереей, всё же способ пополнения коллекций разный и отношение советской власти другое. Но коллектив старается и каждый раз придумывает новые проекты.
Виталий, 2020-09-29

Очень интересно. Особенно понравился зал белорусской иконы. Рекомендую однозначно!
Сергей Стахов, 2020-09-24

Очень неплохой разносторонний музей отлично подходящий для ценителей искусства. Может и не столько богатый как хотелось бы, но это не вина музея, зато работники искренне отданы своё работе, могут рассказать много нового и интересного.

Другие музеи Беларуси

Аптека-музей | Барановичский музей железнодорожной техники | Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны | Берестье | Бобруйский художественный музей | Брестский железнодорожный музей | Брестский областной краеведческий музей | Вилейский краеведческий музей | Витебский музей современного искусства | Витебский областной краеведческий музей | Витебский районный историко-краеведческий музей | Волковысский военно-исторический музей имени П. Багратиона | Гомельский областной музей военной славы | Городокский районный краеведческий музей | Государственный литературный музей Петруся Бровки | Государственный литературный музей Янки Купалы | Гродненский государственный историко-археологический музей | Гродненский государственный музей истории религии | Детский музей | Дзержиново | Дом Ваньковичей | Дом-музей Адама Мицкевича | Евреи Бреста | Жлобинский историко-краеведческий музей | Зоологический музей Белорусского государственного университета | Ивацевичский историко-краеведческий музей | Ивьевский музей национальных культур | Историко-культурный музей-заповедник «Заславль» | Копыльский районный краеведческий музей | Краеведческий музей | Лепельский районный краеведческий музей | Литавец | Мемориальный музей-мастерская З. И. Азгура | Минский областной краеведческий музей | Могилёвский областной краеведческий музей | Могилёвский областной художественный музей имени П. В. Масленикова | Мотольский музей народного творчества | Музей авиационной техники Центрального аэроклуба ДОСААФ имени С. Грицевца | Музей белорусского книгопечатания | Музей белорусского народного искусства в Раубичах | Музей боевой славы | Музей Бялыницкого-Бирули | Музей Владимира Короткевича | Музей землеведения БГУ | Музей истории архитектуры Софийского собора | Музей истории белорусского кино | Музей истории города Минска | Музей истории и культуры евреев Беларуси | Музей исторического факультета БГУ | Музей М. Ф. Шмырёва | Музей Могилёва | Музей Обольского комсомольского подполья | Музей советско-польского боевого содружества | Музей Суворова | Музей традиционного ручного ткачества Поозерья | Музей-библиотека Симеона Полоцкого | Музей-квартира Героя Советского Союза З. М. Туснолобовой-Марченко | Музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнёво» | Музей-усадьба Тадеуша Костюшко | Национальный исторический музей Республики Беларусь | Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник | Национальный центр современных искусств Республики Беларусь | Новогрудский историко-краеведческий музей | Оршанская городская художественная галерея | Природно-экологический музей | Прогулка по Нижне-Покровской | Светлогорский историко-краеведческий музей | Слонимский районный краеведческий музей | Слуцкий краеведческий музей | Столинский районный краеведческий музей | Страна мини | Хатынь | Художественная галерея | Художественный музей Бреста | Чаусский районный историко-краеведческий музей | Шуневка