Музей Patek Philippe [Женева]

The Patek Philippe Museum / Patek Philippe Museum
Настоящая сокровищница древних раритетов ведущей швейцарской компании Patek Philippe и самое полное собрание современной литературы и старинных фолиантов о часовом искусстве.

Описание

Настоящая сокровищница древних раритетов ведущей швейцарской компании Patek Philippe и самое полное собрание современной литературы и старинных фолиантов о часовом искусстве… Все это – уникальный Музей часов, разместившийся в роскошном здании в самом центре Женевы.

Идея создания музея не давала покоя целым трем поколениям президентов дома Patek Philippe. И вот, наконец, в 1989 году, в год, когда Patek Philippe пышно праздновал свой 150-вековой юбилей, было принято решение о создании музея часов.

На первом этаже музея посетителей встречают загадочные экспонаты: огромные деревянные столы с висящими по углам кожаными бурдюками. Именно за такими столами создавали свои часы первые европейские мастера. А бурдюки служили для сбора драгоценных деталей часов, дабы неловкие подмастерья не уронили их на пыльный пол.

Показать больше

На следующем этаже представлена коллекция часов, созданных в 40-60-ых годах 16 века. Круглые коробочки и часы в форме крестов. Эмалевые пейзажи, амуры и богини на циферблатах и крышках часов. Миниатюры, изображающие коронованных особ Европы. Уникальные «театрализованные» часы в форме пистолетов, музыкальных инструментов, подзорных труб с махонькими артистами – насекомыми, птичками, зверушками, персонажами commedia dell'arte.

Третий этаж музея посвящен непосредственно часам Patek Philippe. Здесь можно увидеть все коллекции — от классической сдержанной Calatrava до роскошной коллекции часов в ориентальном стиле. Есть здесь и метровый памятник марке Breget, который работает по принципу, до сих пор неизвестному современной науке, и огромная братина – подарок дому Patek Philippe Николаем II. Выполненная из позолоченного серебра 84-ой пробы с 12 ковшиками-чарками и покрытая эмалью, гигантская братина стоит у самого входа в экспозицию. Ее туристам показывают первой.

Четвертый этаж занимает библиотека, где собраны более 7 тысяч томов, посвященных истории часов и часовому ремеслу.

… Антикварные раритеты и знаменитые часы гениев, принадлежащие Льву Толстому, королеве Виктории, Чайковскому, Вагнеру и Киплингу. Самые первые наручные часы, изготовленные Patek Philippe в 1868 г. и хронографом Calibre 89 – одна из самых сложных современных моделей часов (они определяют температуру и рассчитывают дату Пасхи, вычисляют время восхода Солнца и астрономические диаграммы — всего в часах содержится 33 разных механизма). На редкие экземпляры здесь денег не жалеют – ведь это, пожалуй, единственный музей в мире, не имеющий ограничений в бюджете.

Немного истории Patek Philippe

Первого мая 1839 года польские эмигранты Антони Патек и Францишек Чапек подписали в Женеве контракт об образовании часовой фирмы Patek, Czapek & Cie. Сразу возникает несколько вопросов: эмигранты? поляки? Ведь известно, что становлению часовой индустрии в Швейцарии способствовали гонения на французских протестантов и их вынужденная эмиграция в соседнюю страну. Впрочем, события, заставившие Антони Патека, Францишека Чапека и многих других поляков искать приюта вне Польши, были столь же драматичными, как и гугенотские войны во Франции.

Антони Норберт Патек, родившийся в 1811 году в деревушке под Люблином, в 16 лет поступил в Первый польский конный стрелковый полк, поддержал польское восстание 1830–1831 годов, был награжден золотым крестом Ордена воинской доблести, а после подавления восстания был вынужден покинуть пределы Российской империи. Францишек Чапек, поляк чешского происхождения, также участвовал в восстании — был солдатом Национальной гвардии в Варшаве. Однако в Польше Патек и Чапек даже не встречались, а познакомились в Женеве в середине 1830-х. К тому моменту, чтобы их имена лучше воспринимались во франкоговорящем городе, Антони Патек стал Антуаном Норбертом де Патеком, а Францишек Чапек — Франсуа Чапеком.

Польские эмигранты составляли в то время в Швейцарии довольно тесное сообщество, поэтому Патек и Чапек, основавшие часовую фирму Patek, Czapek & Cie, предполагали прежде всего продавать часы своим бывшим соотечественникам. Патек в новом предприятии отвечал за предпринимательскую сторону, а Чапек, по сути, был главным часовщиком.

Идея состояла в том, чтобы приобретать часовые механизмы и корпуса, тщательно декорировать их, доводя до уровня произведения искусства. Корпуса гравировали, украшали эмалевыми миниатюрами и драгоценностями. Тематика диктовалась предпочтениями изначального круга клиентов: ранние «патеки» украшены изображениями Юзефа Понятовского, польского князя и генерала, национального героя Тадеуша Костюшко, великого астронома Николая Коперника, поэта Адама Мицкевича, легендарных королей Мешко I и его сына Болеслава I Храброго.

Впрочем, не все ранние «патеки» были отмечены национальной тематикой. Например, на золотом корпусе карманных часов №1715 превосходно и с большим вкусом выгравирована сцена охоты на кабана, часы №4592 (сейчас в коллекции музея Patek Philippe) украшала эмалевая миниатюрная копия рафаэлевской «Мадонны в кресле». Интересно, что, несмотря на явную ориентацию марки на поддержку со стороны польской эмиграции, среди первых клиентов Patek, Czapek & Cie были и русские. В частности, в коллекции музея Patek Philippe хранятся карманные часы 1840 года, которые, как утверждается, были проданы красавице-авантюристке «княгине Ольге Зубовой».

Партнерство Патека и Чапека продлилось шесть лет. Участвуя в 1844 году в Индустриальной выставке в Париже, Антуан Патек познакомился с французским часовщиком и изобретателем Жан-Адрианом Филиппом. У них нашлась живо интересовавшая их тема разговора — новаторская система бесключевого завода часового механизма. Patek, Czapek & Cie уже работали с подобными механизмами, которые приобретались на фирме Louis Audemars, но у Жан-Адриана Филиппа был свой вариант этой конструкции — на той выставке он получил золотую медаль за ультратонкие карманные часы с разработанным им бесключевым заводом.

Первого мая 1845 года Антуан Патек в партнерстве с Жан-Адрианом Филиппом и Винсентом Гостковски учредил фирму Patek & Cie, где Филипп занял должность технического директора. 1 января 1851 года Patek & Cie была преобразована в Patek Philippe & Co., получив наконец то название, под которым ей будет суждено прославиться. Переименование отразило решение увеличить производство часов, заодно в компании затеяли разработку собственных калибров (как сказали бы теперь, «мануфактурных механизмов»). А также был узаконен статус Жан-Адриана Филиппа как одного из соучредителей фирмы. В том же году королеве Виктории на Всемирной выставке в Лондоне были подарены часы-подвеска, оснащенные фирменной системой бесключевого завода.

С 1848 года часы подписывались уже в «международном» варианте — Patek & Co.: в продажах Антуана Патека все большую роль играли серьезные клиенты вне эмигрантского круга, например нью-йоркская ювелирная фирма Tiffany & Co. Она наладила отношения с Patek в 1851 году и получила статус официального агента Patek Philippe в 1854 году. Первые часы были поставлены Tiffany в феврале 1850 года — четвертной репетир (сейчас хранится в музее Patek Philippe).

В начале 1870-х Чарльз Тиффани решил расширить предложение карманных часов и затеял строительство довольно большой по тем временам и хорошо оснащенной пятиэтажной часовой фабрики в центре Женевы, на площади Корнавен. Фабрика работала с 1874 по 1878 год, за этот период на ней изготовили примерно 12 000 карманных часов. В 1878 году она была продана Patek Philippe.

В Patek до сих пор сохраняются особые отношения с Tiffany. Обычная для второй половины XIX века практика, когда производитель часов ставил название ритейлера на циферблат, зачастую опуская свой логотип, сейчас в Patek немыслима за единственным исключением — это Tiffany. К 150-летию сотрудничества в 2001 году была выпущена лимитированная серия часов Ref. 5150 с годовым календарем (по 150 экземпляров — в Patek любят играть с цифрами — в розовом, белом и желтом золоте), которые прозвали T150. А в этом году к пятилетию магазина Patek Philippe в Нью-Йорке, которым владеет компания Tiffany & Co, лимитированными сериями были изготовлены две модели — мужская Annual Calendar Ref. 5396 и женская Gondolo Ref. 4987; на циферблатах всех этих часов значится Tiffany & Co.

Как уже было сказано, поначалу компания не производила механизмы, предпочитая покупать их у признанных специалистов: среди фабрик-поставщиков, кроме упомянутого Louis Audemars, были Vacheron & Constantin, Breguet, Piguet et Fils и LeCoultre. В 1850 году были закуплены станки, позволявшие производить собственные механизмы. С циферблатной стороны платина помечалась штампом «PP» — и теми же буквами отмечаются все современные механизмы марки.

Так началось производство сложных и сверхсложных часов Patek Philippe, и к концу 1860-х в арсенале фирмы были часы с вечным календарем, хронографом, минутным репетиром и комбинациями этих сложных устройств. Все это привлекало состоятельную клиентуру — промышленников, аристократов и особ королевских кровей.

В 1887 году фирменный стиль Patek, хорошо знакомый нам сейчас, был оформлен официально: 27 апреля была зарегистрирована эмблема с крестом «Калатрава». Фирма стабильно развивалась, и в 1901 году была преобразована в открытое акционерное общество Ancienne Manufacture d’Horlogerie Patek Philippe & Cie S.A. с огромным по тем временам капиталом 1,6 млн швейцарских франков.

Начало XX века отмечено в истории марки выпуском ряда сверхсложных карманных часов, которые сейчас оккупировали первые строки списков аукционных лотов, а сверхсложные карманные часы, проданные нью-йоркскому банкиру Генри Грейвсу, уже 14 лет являются здесь абсолютным лидером.

Настоящие трудности начались для Patek Philippe лишь во времена Великой депрессии — в 1932 году, когда фирма была вынуждена искать источники пополнения оборотных средств. Одно из предложений о покупке поступило от компании LeCoultre, которая к тому времени стала основным для Patek Philippe поставщиком «черновых» механизмов, но это предложение было отвергнуто в пользу другого поставщика — производителей циферблатов Fabrique de Cadrans Stern Freres братьев Штерн, Шарля и Жана, которые выступили, как теперь говорят, в роли кризисных менеджеров.

Основная идея Штернов состояла в том, чтобы усилить позиции Patek в высшем сегменте рынка часов, что полностью соответствовало стратегии, сформулированной отцами-основателями фирмы: бескомпромиссное качество во всех аспектах. Чтобы иметь возможность контролировать качество на всех этапах производства, было решено снижать закупки черновых механизмов и переоснастить фабрику.

Вместе с тем в производство были запущены модели, ставшие впоследствии бестселлерами — например, знаменитые часы Calatrava Ref. 96 образца 1932 года или же «большая» Calatrava Ref. 570 образца 1938 года. С 1937 года началось производство наручных часов с функцией мирового времени на основе механизма, изобретенного Луи Коттье, с 1934-го — наручных хронографов Ref. 130, с 1941-го — наручных вечных календарей (Ref. 1518 с дополнительной функцией хронографа) и с 1942 года — наручных вечных календарей Ref. 1526 (без дополнительных функций).

Анри, сын Шарля Штерна, возглавил фирму в 1958 году — ему предстояло провести Patek Philippe не только по благоприятным для швейцарской часовой индустрии 1960-м, но и по кризисным 1970-м. Именно в этот период, в 1976 году были выпущены знаменитые спортивные часы Nautilus с корпусом необычной конструкции на шарнирном креплении и с интегрированным браслетом (дизайн разработан знаменитым Жеральдом Жента), которые производятся до сих пор без значительных модификаций.

Анри Штерн завершил 1980-е годы небывалым достижением: к 150-летию фирмы были сконструированы и изготовлены самые сложные карманные часы в мире — Calibre 89. Годом позже Анри Штерн передал управление своему сыну Филиппу, который руководил фирмой до 2010 года и в свою очередь передал семейный бизнес в руки сына Тьерри, который сейчас и возглавляет Patek.

Семья Штерн заботится не только о процветании Patek, но также и о сохранении богатейшего исторического наследия марки: в ноябре 2001 года в Женеве был открыт четырехэтажный музей Patek Philippe.

Вопреки ожиданиям, коллекция не посвящена исключительно патековским шедеврам — она охватывает практически всю историю часового дела от ранних настольных часов цилиндрической формы из Германии середины XVI века и превосходных эмалевых часов из Франции XVII века, а ее значительная часть посвящена женевскому часовому мастерству. Основой музея стала собиравшаяся десятилетиями Анри и Филиппом Штернами коллекция часов, изысканных образцов женевской эмалевой миниатюры, инструментов и литературы.

Источник информации: turj.ru

 Адрес: Rue des Vieux-Grenadiers 7, 1205 Genève
 Телефон(ы): +41 22 807 09 10

Достопримечательности рядом

Музей современного искусства mamco | Этнографический музей | Скейт-парк | Концертный зал Виктория-холл | Кладбище королей | Большой театр Женевы | Музей Рат | Парк бастионов | Стена реформации | Скамья де ля Трей | Арсенал | Музей Дома Тавель | Городская ратуша | Музей Барбье-Мюллера | Собор Святого Петра | Старый город | Площадь Бург-де-Фур | Международный музей реформации | Башня Молар | Главные торговые улицы Rue du Rhône и Rue du Marche

Музей Patek Philippe на карте

Как найти «Музей Patek Philippe» в Женеве

Что посмотреть в Женеве

Дворцы, замки, усадьбы, дома
Исторические места
Мосты
Музеи
Ночная жизнь, рестораны, кабаре
Памятники, скульптуры, статуи
Парки и природные достопримечательности
Площади, улицы, фонтаны
Пляжи, аквапарки, купальни, бани, аквариумы
Театры и концертные залы
Храмы, соборы, монастыри
Активный отдых, аттракционы, развлечения
Прочее

В списке обозначено:
- Топ-достопримечательности
- Для детей

Экскурсии в Женеве

Ниже приведены ссылки как на все имеющиеся экскурсии, так и на отдельные категории. Все экскурсии на русском языке.

Все (5) | Обзорные (2) | Гастрономические (1) | История и архитектура (1) | Необычные маршруты (1) | За городом (1)

Женева - Советы и полезная информация

Общая информация
История и культура
Персоны
Покупки
Еда и напитки
Транспорт
Безопасность
Схемы