Колизей [Рим]

Colosseum/Colosseo
Амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени

Описание

Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Его начали строить в 72 году н.э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н.э. амфитеатр был освящен императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.

Предпосылки строительства

История Колизея восходит к 68 году, когда измена преторианской гвардии и осуждение сената вынудили Нерона после четырнадцати лет деспотического управления государством покончить с собой на загородной вилле неподалеку от Рима. Смерть Нерона привела к восемнадцатимесячной гражданской войне, закончившейся в 69 году. Победу в ней одержал Тит Флавий Веспасиан, котopoгo в наши дни называют просто Веспасианом.

Показать больше

До того как стать императором, Веспасиан принимал участие в подавлении восстания иудеев, начавшегося в 66 году. После этого Веспасиан вместе с Титом в богатых восточных провинциях собирал налоги, чтобы привести в порядок государственные финансы, расстроенные Нероном и гpажданской войной. Они возвратились в Рим в 71 году, чтобы отпраздновать победу над иудеями.

Став императором, Веспасиан решил реконструировать центр Рима и упрочить собственный культ, искоренив память о своем предшественнике Нероне. Оставалась нерешенной непростая проблема: что делать с дворцом Нерона, Золотым домом, как eгo называли, который вместе с прилегающим парком занимал в центре Рима площадь в 120 гектаров. Веспасиан решил разместить в нем имперские учреждения, а озеро возле дома засыпать и построить амфитеатр, предназначенный для развлечений народа. Это было хорошо взвешенное решение: постройкой амфитеатра земли, которыми пользовался Нерон, передавались народу.

Строительство амфитеатра

Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее. Об этом сообщает Светоний:

«Предпринял он и новые постройки: ... амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, ещё Августом»

Считают, что амфитеатр строился за счёт средств, вырученных от реализации военной добычи.

По оценкам, 100 тысяч заключённых были доставлены в Рим в качестве рабов после войны в Иудее. Рабы использовались для тяжёлых работ, таких как работа в карьерах в Тиволи, где добывался травертин, для подъёма и транспортировки тяжёлых камней на 20 миль от Тиволи до Рима. Команды профессиональных строителей, инженеров, художников и декораторов выполняли ряд задач, необходимых для строительства Колизея.

Строительство амфитеатра завершено при императоре Тите в 80 году. Этому строительству Марциал в «Книге зрелищ», называя императора Цезарем, посвятил следующие строки:

«Здесь, где у всех на глазах величавого амфитеатра

Сооружение идет, были Нерона труды...

Рим возродился опять; под твоим покровительством, Цезарь,

То, чем владел господин, тешит отныне народ.»

Колизей в Древнем Риме

Открытие Колизея было ознаменовано играми; Светоний пишет по этому поводу:

«При освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань он [Тит] показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный; устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких животных»

Первоначально Колизей назывался по родовому имени упомянутых императоров - Амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium), нынешнее название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Colosseo) утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя.

Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии) (предположительно до строительства под ареной подвальных помещений при брате и престолонаследнике Тита императоре Домициане).

При императоре Макрине в 217 году Колизей сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее практически до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.

Колизей в Средние века и Новое время

Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он был крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея.

В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии (Cancelleria), Павел III — палаццо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.

Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740-58). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.

Колизей в настоящее время находится под охраной, обломки, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура.

Просачивание дождевой воды, атмосферное загрязнение (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрация от интенсивного городского движения привели Колизей в критическое состояние. Первый этап проекта включает реставрацию и обработку аркад водонепроницаемым составом и реконструкцию деревянного пола арены, где когда-то сражались гладиаторы.

Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света.

Архитектура Колизея

Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м, длина арены — 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен — от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 50 тысяч зрителей. Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Амфитеатр Флавиев был построен на фундаменте толщиной в 13 метров.

Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич.

Использованы типичные для римской архитектуры ордерные аркады с ордерной суперпозицией.

Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее и получившее название vomitoria (от лат. vomere «извергать»), применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5. Колизей имел 80 входов, из которых 4 были предназначены для высшей знати и вели в нижний ряд. Зрители попроще входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой (лат. gradus). Нижний ряд, или подий (лат. podium), был предназначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище (лат. pulvinar). Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса (лат. maeniana), соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и всё, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене.

На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза ещё до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны, доныне уцелевшие там, где ещё сохранился четвёртый этаж. Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры (лат. itinera), камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы.

Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор в XVIII столетии дал себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1½ миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима. «Пока Колизей стоит» — говорили пилигримы в VIII столетии — «будет стоять и Рим, исчезни Колизей — исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».

Согласно Хронографу 354 года, амфитеатр вмещал в себя около 87 000 человек, однако по современным подсчетам, Колизей может вместить лишь 50 000 человек. Сидения были разделены на уровни, каждый из которых был предназначен для определённого сословия или группы людей. На севере и юге располагались места для императора и весталок, эти места обеспечивали хороший вид на арену. На этом же уровне находились места для сенаторов, которым разрешалось приносить с собой свои стулья. Весьма примечательно, что на некоторых местах для сената можно найти высеченные имена сенаторов пятого века, которые, по-видимому, служили для резервации мест. Выше уровня для сената находились места для сословия всадников, а выше всадников располагались граждане Рима, разделённые на две категории: для состоятельных граждан, находившихся сразу выше всадников, и малоимущих граждан, которые располагались ещё выше римской знати.

Позже, во времена правления императора Домициана, был пристроен высочайший уровень, предназначавшийся для бедных граждан, рабов и женщин. В большинстве случаев это были стоячие места. Кроме того, некоторым группам людей был запрещен вход в Колизей, в частности могильщикам, актёрам и бывшим гладиаторам.

Источник информации: Википедия

 Адрес: Piazza del Colosseo, 1, 00184 Roma
 Телефон(ы): +39 06 3996 7700
 Купить билеты

Достопримечательности рядом

Colosseum Pub Crawl | Триумфальная арка Константина | Сан-Пьетро-ин-Винколи | Базилика Святого Климента | Холм Палатин | Римский форум | Большой цирк | Холм Капитолий | Капитолийские музеи | Базилика Санта-Прасседе | Витториано | Колонна Траяна | Уста истины | Санта - Мария - Маджоре
Показать «Колизей» на карте

Колизей на карте

Как найти «Колизей» в Риме

Экскурсии в Риме

Все экскурсии на русском языке. Можно сразу выбрать необходимую категорию экскурсий.

Все (272) | Ватикан (26) | Собор Святого Петра (27) | Сикстинская капелла (10) | Групповые (39) | Пешком (211) | Музеи и искусство (49) | Прогулки (211) | Лучшие (145) | Тематические (261) | Музеи Ватикана (4) | Увидеть главное (102) | Искусство и музеи (19) | Площадь Святого Петра (17) | Пешеходные (167) | Летом (82) | Главное в Риме (6) | Весной (220) | Зимой (253) | Обзорные (73) | Экспресс-экскурсии (119) | Летние (158) | В августе (143) | Фонтан Треви (64) | Осенью (135) | На выходные (104) | На Рождество (45) | Колизей и Римский форум (60) | Парки (19) | Монастыри, церкви, храмы (111) | Римский форум (62) | Большой цирк (17) | Форум Траяна (2) | Пантеон (69) | Площадь Испании и Испанская лестница (21) | Пьяцца Навона (27) | Индивидуальные (236) | Гастрономические (26) | Район Трастевере (28) | На английском языке (42) | Мини-группы (26) | Пожить как местный (6) | Уникальный опыт (24) | Дегустации (14) | Вечерние (101) | Площадь Венеции (48) | Ночные (17) | На автомобиле (37) | Замок Святого Ангела (17) | Капитолийский холм (18) | «Уста истины» в церкви Санта-Мария-ин-Космедин (11) | Для детей (10) | Квесты (5) | Развлечения (8) | Театр Марцелла (18) | Что ещё посмотреть (103) | Игры (3) | Крыши и панорамы (17) | Пьяцца-дель-Пополо (7) | Со скидкой (52) | Необычные маршруты (43) | Неочевидный Рим (3) | Нескучные (25) | История и архитектура (84) | Галерея Боргезе (5) | За городом (33) | Экскурсионные туры (33) | Палатинский холм (8) | Базилика Санта-Мария-Маджоре (3) | Авентинский холм (14) | Тиволи (5) | Фотосессии (19) | Набережные (10) | Релакс и романтика (9) | Пинакотека Ватикана (5) | В помещении (5) | Триумфальная арка Константина (7) | Витториано (12) | Латеранская базилика (3) | Однодневные (20) | Караваджо (4) | Алтарь Отечества (10) | Христианский Рим (11) | Парк Боргезе (6) | За городом и природа (8) | Замок святого Ангела (6) | Пьяцца дель Пополо (7) | На выходных (30) | Увидеть самое главное (19) | Искусство (7) | Площадь Торре-Арджентина (5) | Розарий (2) | Активности (7) | Мост Святого Ангела (10) | Трансферы (3) | Лестница Спасителя (2) | На велосипеде (1) | Палатин (4) | Шопинг (2) | Вилла Медичи (2) | Переулки и улицы (27) | На кораблике (1) | В Помпеи из Рима (1) | Почувствовать себя местным (3) | По барам (1) | Усадьбы и дворцы (7) | Италия (5) | Авторские (13) | Необычные дома (2) | Активный отдых (5) | 7 дней (4) | Новые (12) | Рождественские (2) | Мастер-классы (1) | Палаццо Барберини (1) | На мотоцикле (1)

Отзывы на ««Колизей»» (Рим)

Общий рейтинг Гугл (4.7, всего отзывов: 243531). Ниже приведено несколько последних отзывов, полученных от Гугла.

Olena Gonchenko, 2020-02-20

Одно из самых посещаемых мест Рима.Людно,очередь за билетами есть всегда,но идёт быстро, т.к.реально смотреть долго не на что ..Внутри можно пройтись по периметру строения, увидеть развалины трибун и лестниц, часть восстановленной арены,нижние помещения,где в свое время содержали животных и обслуживающий персонал- все! Аудиогид- абсолютная ерунда- информация скудная ,зачитывается монотонным голосом с противным акцентом.Если Вы пришли самостоятельно- без экскурсии и не читали ничего об этом историческом месте ранее, то можете взять один аудиогид на всех- успеете послушать по очереди,т.к.слушать особо нечего, а 6 евро Вам пригодятся.Фото на фоне стен Коллизея,вид на Рим с высоты второго этажа( высокого,древнего), представляем себя зрителем - и можно идти на Палатинский холм- вот там красиво!Но побывать здесь стоит, т.к.на фото из Рима всегда есть Коллизей, а Вы там тоже были!!!
Eduard Solomianyi, 2020-02-23

Это цель и мечта любого туриста и путешественника. Когда попадаешь сюда, то не веришь что вот он рядом и цель достигнута))? Он прекрасен и велик. Хочется сделать массу фото чтобы запечатлеть это творение, но они все равно не передадут тех эмоций. Обязателен к посещению. Во внутрь нужно только с хорошим экскурсоводом.
Павел Успеньев, 2020-02-29

Снаружи красивый, внутри не впечатлило. Хотелось бы увидеть хотя бы часть восстановленной трибуны. Возможно из-за того, что уже ранее видели все основные античные и римские театры в Греции и Турции. Стоимость билета сразу на Колизей, раскопки (напротив Колизея идти в сторону арки), римский форум, имперский форум - 16 евро (действует билет 24 часа).
Анастасия Якубовская, 2020-02-25

Удивительной красоты место. Советую приходить в первой половине дня (до 12 часов), поскольку потом очереди на вход просто нереальные (иногда приходится ждать 3-4 часа). Еще один лайфхак: если хотите сделать красивое фото, где на фоне будет не так много людей - просто обойдите Колизей с обратной стороны от главного входа, поднимитесь по ступенькам и «вуаля» - шикарный вид с красочным фото обеспечен ???
Инна Гаркуша, 2020-03-07

Прекрасное памятное место. Очень-очень людное. При этом всем рекомендую побывать. Есть много локаций для фото, прекрасные виды. Рядом несколько парков. Сразу берите с собой запас водички, если хотите все рассмотреть в солнечную погоду. О истории и самых памятках архитектуры расписывать не буду, этих данных достаточно. Скажу что могу сюда возвращаться десятки раз и все время любоваться!!!! Думаю, при поездке сюда, вы оцените мои рекомендации. Если идти со стороны центра, можно попасть на мостик, с него просто космически красивые снимки получаются и вас и Колизея. Всем рекомендую!!! Не забывайте одевать удобную обувь, запасаться красивыми кадрами и наслаждаться всем этим.

Что посмотреть в Риме

Дворцы, замки, усадьбы, дома
Исторические места
Музеи
Ночная жизнь, рестораны, кабаре
Памятники, скульптуры, статуи
Парки и природные достопримечательности
Площади, улицы, фонтаны, районы
Театры и концертные залы
Храмы, соборы, монастыри
Активный отдых, аттракционы, развлечения
Прочее

В списке обозначено:
- Топ-достопримечательности
- Для детей

Рим - Советы и полезная информация

Общая информация
История и культура
Персоны
Покупки
Еда и напитки
Транспорт
Безопасность
Прочее