Кафедральный собор Монцы [Милан]

Monza Cathedral / Duomo di Monza
Собор хранит в себе множество исторических и художественных ценностей.

Описание

Кафедральный собор города Монцы находится в 800 метрах на юг от королевской виллы. Основанный в эпоху раннего средневековья, он хранит в себе множество исторических и художественных ценностей.

Собор посвящен святому Иоанну Крестителю, основан он королевой Теоделиндой, супругой лангобардских королей, сначала – Аутари, а после – Агилульфа. Согласно преданию, Теоделинда дала обет святому Иоанну Крестителю за то, что он подарит ей радость материнства, пообещав построить в его честь храм. Однажды, когда она скакала на лошади вдоль реки Ламбро, королеве внезапно снизошел святой Дух в облике голубя, который молвил «сейчас», на что Теоделинда ответила «да». Теоделинда возвела церковь, которая представляла собой сравнительно небольшую капеллу при королевском дворце в небольшом тогда еще городке Монца. В 603 году здесь крестили сына Теоделинды и Агилульфа, Аделоальда. Королевская капелла стала резиденцией пап и важным религиозным центром, вокруг которого разворачивалась кампания по обращению лангобардов из арианства в ортодоксальное католичество. После смерти королевы Теоделинды ее тело было погребено в капелле и до сих пор покоится в соборе.

Показать больше

Следующая веха в истории собора начинается в 13 веке и связана с правлением семьи Висконти. Этот могущественный род, правивший Миланом с 13 по 15 век, желая укрепить свои позиции перед Римом, возродил в Монце религиозный центр, основанный Теоделиндой. В середине 14 века было выстроено здание нового Кафедрального собора (при этом некоторые части старого здания не были разрушены и сейчас встроены в стены нового собора). Вторая фаза строительства проходила под руководством Маттео ди Кампьоне. Благодаря этому известному позднеготическому архитектору собор приобрел свои нынешние монументально-торжественные формы. На внешней стене капеллы Розария прикреплена могильная плита, которая свидетельствует о большом уважении и престиже, которые приобрел этот мастер еще при жизни. К шедеврам относятся фасад, кафедра и купель его работы, а также две спаренные капеллы по бокам от апсиды. Интерьер собора декорировался в течение последующего столетия, а в 16 веке в соответствии с декретами Трентского собора была трансформирована апсида и был расширен пресвитерий. Во второй половине 17 века были перестроены своды центрального нефа, а в области ризницы возведена восьмиугольная капелла Сокровищницы. Первая половина 18 века, время расцвета культа святого Гвоздя в Монце, для собора была обозначена новым этапом декорирования его интерьеров, в результате церковь превратилась в своего рода антологию итальянской живописи. В конце 18 – начале 19 веков в период господства неоклассических вкусов в соборе был сооружен большой алтарь и новая кафедра. В конце 19 века были произведены масштабные охранительные реставрации, которые позволили вернуть экстерьеру храма утраченный с веками позднеготический облик.

Массивная башня колокольни, возвышающаяся слева от собора на высоту 75 метров, была построена на рубеже 16-17 веков. Проект этой колокольни демонстрирует влияние стиля Пеллегрино Тибальди – итальянского архитектора, скульптора и живописца эпохи маньеризма. Над возведением башни работал архитектор Эрколе Турати, который также произвел расширение хора в соборе и построил новый баптистерий и крипту. На четырех фронтонах звонницы под гранитными карнизами размещены гербы: на юге – наседка с цыплятами как символ Сокровищницы собора, на западе – епископские митра и посох, на севере – Железная корона и Королевский крест, на западе – агнец Апокалипсиса с книгой и семью печатями.

Собор имеет несколько привилегий, таких, как право протоирея, служащего в нем, облачаться в пурпурные одежды и использовать епископский посох и митру. Но самой важной и уникальной в своем роде привилегией храма является его собственная вооруженная охрана. Эту охрану составляет корпус гвардейцев, вооруженных алебардами. Гвардейцы облачены в форму, утвержденную в 18 веке, – темно-синие камзол, короткие панталоны, и двухуголка, расшитые золотом. Начало традиции гвардейской охраны собора теряется в глубинах истории, но известно, что теперешний ее состав был утвержден Марией Терезией Австрийской в 1763 году. Торжественный караул сейчас выходит только по большим религиозным праздникам и несет службу внутри церкви, возле большого алтаря.

Массивная плоскость западного фасада церкви разделена на пять областей шестью пилястрами, каждая из которых увенчана табернаклем со статуей святого. Фасад украшен несколькими окнами в виде бифориев и трифориев и большой центральной розой, которая помещена в раму, оформленную кессонами с декоративными розетками, масками и звездочками. По своей структуре собор представляет собой романскую конструкцию, но декор отражает позднеготические тенденции в итальянской архитектуре. Типичным декоративным элементом является портик, предваряющий вход в храм. С его крыши свисают горгульи, а по сторонам от арки, в круглых нишах – бюсты Теоделинды и Агилульфа (16 век). Портик увенчан статуей Иоанна Крестителя (15 век). Люнет над центральным порталом (13 век) можно назвать скорее романским, с его упрощенными фигурами, выделяющимися на плоском фоне. В нижней части люнета представлена сцена крещения Христа, а наверху – Теоделинда со своим семейством, передающая Иоанну Крестителю Железную корону Ломбардии.

Интерьер собора состоит из трех нефов, разделенных восьмигранными колоннами с романскими капителями и круглыми колоннами с барочными капителями. Нефы завершены широкими апсидами, а боковые нефы по сторонам открываются в ряды боковых капелл. Первое, что поражает посетителя, – это контрастирующие с готическим экстерьером роскошные барочные росписи стен собора. Стены центрального нефа расписаны фресками Стефано Марии Леньяни в конце 17 века. Здесь также расположены десять картин с эпизодами, рассказывающими истории о Теоделинде и Железной короне. Эти картины были выполнены виднейшими мастерами 17-18 веков, среди которых выделяется венецианец Себастьяно Риччи – последователь стиля Пьетро да Кортона. Трансепты расписаны художниками-маньеристами второй половины 16 века. В южном трансепте – масштабная фреска «Древо Иессея» Джузеппе Арчимбольди и Джузеппе Меде (1558), в северном трансепте – «Сцены из жизни Иоанна Крестителя» Джузеппе Меде (1580).

В соборе также богато представлена фресковая живопись 18 века. Например, тибурий над средокрестием в 1718-19 годах был расписан историями о Кресте Пьетро Джиларди. Боковые капеллы были покрыты фресками других итальянских художников первой половины – середины 18 века, среди которых – росписи капеллы Тела Господня Маттиа Бортолони. В соборе также работал видный представитель итальянского рококо Карло Инноченцо Карлони, он в частности украсил своды боковых нефов аллегорическими сценами, повествующими о святых, которым посвящены соответствующие капеллы.

Один из самых драгоценных предметов в интерьере собора – декоративная панель большого алтаря, которая находится в центре пресвитерия (фото). Она изготавливалась в течение восьми лет с 1350 по 1357 год и представляет собой большую серебряную позолоченную плиту, на которой отчеканены эпизоды из жизни святого Иоанна Крестителя. Самый важный эпизод «Крещение Христа в Иордане» помещен в центре панели и обрамлен мандорлой.

Отдельным музейным пространством внутри собора можно считать капеллу Теоделинды, которая была сооружена в 14 веке. Ее стены покрывают великолепные фрески в позднеготическом стиле, которые были выполнены в 1441 - 1446 годы по заказу одного из герцогов Висконти. Эти росписи иллюстрируют истории, рассказанные итальянскими хронистами Паоло Диаконо 8 века и Бонинконтро Мориджа 14 века. Основная их часть посвящена королеве Теоделинде и собору. Всего сцен 45, они расположены в пять ярусов, покрывая собой в общей сложности около 500 квадратных метров. Если считать с верхнего левого угла с севера на юг, первые 23 фрески описывают жизнь Теоделинды с ее первым супругом, королем Аутари вплоть до смерти последнего. Фрески с 24 по 30 рассказывают о жизни и супружестве Теоделинды и Агилульфа. 31 - 41 фрески повествуют об основании и строительстве первого здания собора и о смерти королевской четы. Во фресках 41-45 рассказывается о поражении византийского императора Константа II (7 век), который безуспешно пытался завоевать Италию в войне с лангобардским королем Гримоальдом. Фрески были выполнены семьей миланских художников Дзаваттари. Исследователям удалось установить, что примерно первую треть выполнил Франческино Дзаваттари, а остальное завершили трое его сыновей. Фрески демонстрируют самые разнообразные техники – росписи по сырой и мокрой штукатурке, темперную роспись, разные типы золочения. Несмотря на то, что в эпизодах повествуется о событиях эпохи Раннего средневековья, все персонажи одеты в костюмы 15 века. Фигуры выполнены на золоченом фоне, линии рисунка элегантны, а цветовая палитра умеренна. Персонажи плоско моделированы, они кажутся невесомыми, легкая скованность их движений подчеркивает их аристократизм. Большое внимание уделено мелким деталям.

Помещение капеллы венчает полигональный реберный свод, который вместе с фронтоном, расположенным над входом в капеллу, украшен фигурами святых и евангелистов неизвестного итальянского художника 15 века. В 2009 году в капелле началась программа реставраций фресок, которая завершится предположительно в 2012-14 годах.

В центре капеллы стоит алтарь, выполненный в неоготическом стиле архитектором Лукой Бельтрами в 1888 году. За алтарем – саркофаг, в который в 1308 году были помещены останки королевы Теоделинды. На алтаре хранится жемчужина собора – так называемая Железная корона лангобардов. Эта корона состоит из золотого обруча, покрытого драгоценными камнями, внутри которого помещается железное кольцо. По преданию, это кольцо было выполнено из гвоздя от креста Спасителя, который был подарен папой Григорием Великим Теоделинде. По ее желанию и была создана эта корона, предназначавшаяся для коронования ее супруга Агилульфа. Кроме лангобардских королей этой короной была коронована большая часть германских императоров, от Карла Великого до Карла V. После основания Итальянского королевства короной венчались Наполеон I и австрийский император Фердинанд I.

При соборе функционирует Музей и Сокровищница собора, вход туда расположен в правом трансепте. Здесь хранятся драгоценные ювелирные изделия поздней античности и раннего средневековья, многие из которых принадлежали самой Теоделинде. Среди них – металлические ампулы с религиозными изображениями, которые сыграли ключевую роль в становлении средневековой иконографии. В частности, на них можно увидеть самые ранние из известных нам изображений Распятия» и Рождества Христова.

Источник информации: Cult-turist.ru

 Адрес: Piazza Duomo, 20052 Monza MB, Италия
 Телефон(ы): +39 039 389420

Достопримечательности рядом

Музей и сокровищница Кафедрального собора Монцы

Кафедральный собор Монцы на карте

Как найти «Кафедральный собор Монцы» в Милане

Что посмотреть в Милане

Дворцы, замки, усадьбы, дома
Исторические места
Музеи
Ночная жизнь, рестораны, кабаре
Памятники, скульптуры, статуи
Парки и природные достопримечательности
Площади, улицы, фонтаны
Спортивные сооружения
Театры и концертные залы
Храмы, соборы, монастыри
Активный отдых, аттракционы, развлечения
Прочее

В списке обозначено:
- Топ-достопримечательности
- Для детей

Экскурсии в Милане

Ниже приведены ссылки как на все имеющиеся экскурсии, так и на отдельные категории. Все экскурсии на русском языке.

Все (57) | Обзорные (16) | Необычные маршруты (24) | Фотосессии (2) | Музеи и искусство (11) | Гастрономические (5) | Озеро Комо (4) | История и архитектура (14) | За городом (5) | На велосипеде (1) | В другой город (5) | Мода и винтаж (3)

Милан - Советы и полезная информация

Общая информация
История и культура
Персоны
Покупки
Еда и напитки
Транспорт
Безопасность
Схемы

Италия. Другие города и интересные места:

Рим, Венеция, Флоренция, Неаполь, Капри, Искья, Помпеи, Салерно..., Римини