Сан-Марко [Флоренция]

Saint Mark/San Marco
Литературное и художественное наследие великих мастеров итальянского Ренессанса хранится здесь! Музей и церковь Святого Марка образуют архитектурный комплекс.

Описание

Архитектурный комплекс Сан-Марко (San Marco) имеет довольно древнее происхождение. По некоторым сведениям, здания Церкви Святого Марка (Basilica di San Marco) и монастыря появились в центре Флоренции в XIII столетии. В свое время к реставрации построек приложил руку талантливейший архитектор Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo). А во второй половине XIX века помещение монастыря было превращено в Национальный музей Сан Марко (Museo Nazionale di San Marco). Среди экспонатов музея числится литературное и художественное наследие великих мастеров итальянского Ренессанса.

Показать больше
Этот музей является не просто хранилищем средневековой итальянской культуры, вплоть до самого мельчайшего экспоната он пропитан духовностью и католической верой.

Историческое прошлое

Достоверно выяснить точную дату создания комплекса Сан-Марко не представляется возможным. Ученые склоняются к мнению, что церковь и монастырские покои были построены в начале XII века. Сохранились лишь упоминания о том, что первоначально монастырь занимали монахи-сильвестринцы, относящиеся к Ордену святого Бенедикта. Этот католический орден имел большое влияние на землях Тосканы и Умбрии вплоть до окончания XIV столетия.

В 1453 году монастырь перешел во владение монахов-доминиканцев. К середине XV века у руля Флорентийской республики стал Козимо Медичи Старший (Cosimo di Giovanni de’ Medici il vecchio). Великий князь Тосканский нашел Сан-Марко в довольно обветшалом состоянии. Заняться реорганизацией и расширением здания монастыря было поручено талантливому зодчему Микелоццо. Помимо благотворительных целей Козимо поддался тщеславным мыслям. Многочисленные гербы и атрибутика рода Медичи украсила стены церкви и монастыря Сан-Марко, после завершения строительных работ в 1442 году.

Микелоццо ди Бартоломео перепланировал и ощутимо расширил монастырь. На первом этаже постройки появился зал капитула, предназначенный для заседания монашеского ордена, а также помещения для трапезы. На втором этаже были размещены многочисленные кельи и библиотечный зал. Также руководитель строительства внедрил на территории монастыря инновационную систему водоснабжения и дренажа. Это позволило разбить при монастыре красивый апельсиновый сад, который также содержал в себе отсылку к гербу Медичи. Изменение внутренней планировки и декораций происходили не слишком гладко. Представители богатой флорентийской аристократии активно сопротивлялись насаждению власти Медичи.

Князь Козимо умудрился не только ущемить права знати, переиначив распределение капелл внутри церкви. По его велению святой заступник Ордена святого Доминика, Фома Аквинский был выведен на второй план по сравнению с покровителями дома Медичи – святыми Дамианом, Косьмой и Марком.

В 1490 году в стенах монастыря Сан-Марко получил кров самый неоднозначный из служителей католической церкви XV столетия, Джироламо Савонарола (Girolamo Savonarola). Ревностный блюститель чистоты католической веры, этот священник регулярно выступал с проповедями в Сан-Марко. Год спустя, Савонарола получил звание приора, то есть настоятеля монастыря. Скрупулезно следуя догматам священных книг, приор насаждал благочестие среди послушников. Стремясь отринуть все земные блага, Савонарола принялся активно избавлять монастырь и орден от предметов роскоши и даже необходимых вещей. Начиная с 1493 года, с молотка ушла большая часть земель, принадлежащих монастырю. Вслед за ними были реализованы личные вещи монахов, представляющие хоть какую-либо ценность. Вырученные средства были отданы нуждающимся и беднякам Флоренции. Аскетичные кельи послушников, в том числе и самого Джироламо Савонаролы, сохранились до наших дней. На них можно посмотреть в рамках экскурсии по Музею Сан Марко.

Превращение монастыря в Музей Сан Марко

К 1866 году послушники католического монастыря Сан-Марко окончательно покинули его стены. Три года ушло на то, чтобы из церковной постройки создать уникальный музей, посвященный творчеству Фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico), что в переводе означает Брат блаженный Ангельский. Фрески этого мастера эпохи раннего Ренессанса украшают внутренние стены монастыря. Обширная монография монаха-живописца выставлена в виде отдельной экспозиции.

Знаменитые шедевры иконописного искусства, посвященные Богородице, Христу и святым, были созданы специально для монастыря и никогда не покидали его стен.

Животрепещущие названия икон и фресок, кисти Фра Анджелико удивительно гармонируют с их содержимым. «Не прикасайся ко мне!» (Noli Me Tangere), «Поцелуй Иуды», «Страшный суд», «Преображение» (Transfiguration), «Благовещенье», лик «Мадонны со святыми» украшает собой монастырский алтарь. Цикл фресок, посвященный пленению, распятию и усопновению святых Косьмы и Дамиана, наполнены сильным энергетическим посылом к зрителю. Многочисленные росписи на тему сюжетов Ветхого и Нового Завета расписаны кельи монахов на протяжении XV столетия.

В бывшем обиталище Савонаролы сохранился портрет ревнителя церкви, кисти Фра Бартоломео (Fra Bartolomeo). Брат Бартоломео являлся служителем монастыря и принимал активное участие в украшении его фресками и художественными произведениями. В 1504 году состоялось знакомство монаха с Рафаэлем, которое переросло в крепкую дружбу. Взаимное влияние художественных стилей нашло свое отражение в поздних работах Бартоломео и формировании общего подхода к живописи молодого Рафаэля.

Не менее значимый экспонат в стенах музея – икона с ликом Святого Максима Грека, выполненная Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), мастером кватроченто (quattrocento). У этой картины есть целая история. Послушник Михаил Триволис, грек по происхождению являлся пламенным поклонником учений Джироламо Савонаролы. Долгое время Триволис провел в стенах монастыря, исполняя свой долг и укрепляя веру. Впоследствии, монах попал на святую гору Афон, где обрел свое новое имя – Максим. Постриженный в католическую веру, Максим Грек много путешествовал по делам церкви. Одним из пунктов назначения монаха была средневековая Москва, где его ждал теплый прием со стороны образованной прослойки населения.

Еще одна знаковая работа Гирландайо «Тайная вечеря» размещена в помещении, ранее служившей трапезной комнатой для монахов Сан-Марко.

Источник информации: Сайт "Italy4.me"

 Адрес: Piazza San Marco, 3,50121 Firenze,Италия
 Телефон(ы): (+39 055) 238 8608
 Купить билеты

Достопримечательности рядом

Площадь Сан-Марко | Статуя "Давид" Микеланджело | Галерея Академии изящных искусств | Базилика Сантиссима-Аннунциата | Площадь Сантиссима Аннунциата | Игровая комната "La bottega dei ragazzi" | Воспитательный дом | Музей Леонардо да Винчи | Палаццо Медичи-Риккарди | Базилика Сан-Лоренцо | Музей Опера ди Санта-Мария-дель-Фьоре | Капелла Медичи | Театр «Пергола» | Джаз клуб | Библиотека Лауренциана | Санта-Мария-дель-Фьоре | Пьяцца дель Дуомо | Баптистерий Сан-Джованни | Колокольня Джотто | Церковь Рождества Христова и Св.Николая Чудотворца | Санта-Мария-Маджоре | Дом-музей Данте Алигьери | Синагога и Музей еврейского искусства и культуры | Пьяцца делла Репубблика | Базилика Санта-Мария-Новелла | Национальный музей Барджелло | Церковь святых Михаила и Каэтана | Орсанмикеле | Театр «Верди» | Музей Гуччи
Показать «Сан-Марко» на карте

Сан-Марко на карте

Как найти «Сан-Марко» во Флоренции

Экскурсии во Флоренции

Все экскурсии на русском языке. Можно сразу выбрать необходимую категорию экскурсий.

Все (148) | Обзорные (29) | Монастыри, церкви, храмы (53) | Санта-Мария-дель-Фьоре (30) | Баптистерий (19) | Музеи и искусство (52) | Групповые (12) | Пешком (102) | Летом (71) | Прогулки (102) | Весной (124) | В августе (147) | Тематические (147) | Экспресс-экскурсии (100) | Мини-группы (11) | Летние (147) | Пешеходные (50) | Осенью (120) | На выходных (60) | Базилика Санта-Кроче (11) | Палаццо Питти (12) | Палаццо Веккьо (18) | Усадьбы и дворцы (9) | Площадь Синьории (32) | Увидеть главное (29) | Уффици (19) | Индивидуальные (136) | Вечерние (53) | Лучшие (81) | Искусство и музеи (19) | Колокольня Джотто (15) | Гастрономические (16) | Тоскана (18) | На автомобиле (16) | На английском языке (17) | Что ещё посмотреть (36) | Со скидкой (6) | История и архитектура (15) | Базилика Сан-Лоренцо (8) | Медичи (20) | Парки (4) | Зимой (83) | За городом и природа (4) | Необычные маршруты (41) | Для детей (8) | В помещении (7) | Галерея Академии (5) | Ночные (5) | Пожить как местный (2) | За городом (13) | Экскурсионные туры (13) | Активности (5) | Микеланджело (9) | Однодневные (3) | Сады Боболи (6) | Музей Барджелло (3) | Авторские (18) | Искусство (3) | Перезагрузка (2) | Фотосессии (4) | Увидеть самое главное (5) | Уникальный опыт (5) | На кораблике (1) | Активный отдых (1) | Переулки и улицы (8) | Мастер-классы (1) | Развлечения (2) | Почувствовать себя местным (2) | Новые (3) | Квесты (1)

Отзывы на ««Сан-Марко»» (Флоренция)

Общий рейтинг Гугл (4.6, всего отзывов: 1834). Ниже приведено несколько последних отзывов, полученных от Гугла.

Игорь Бубнов, 2019-12-05

Ещё один замечательный музей Флоренции. Здесь сохранились фрески Фра Беато Анжелико, Беноццо Гоццоли и Фра Бартоломео. Нигде в мире нет большего собрания работ Фра Беато Анжелико (дословно, Блаженного Ангельского Брата) в миру Джовани Ди Фьезоле. Всего в монастыре 44 кельи, кисти самого Анжелико принадлежат работы в кельях 1,3,6,7,9,10 и 36, 37, 42. Кстати, по-английски и по-немецки монах - "frair". Слово "фраер" пришло в русский язык из немецкого через идиш и трансформировалось из "монаха" в "жениха", так одесские проститутки называли своих клиентов. Какое время аббатом монастыря был Джилорамо ( Иероним) Саванаролла. В музее сохранилась его келья. На площади Сеньории вы увидите место, где он был сожжён. Святой Максим Грек, причисленный к лику святых РПЦ в 1988 г. , провел в монастыре 2 года. Именно здесь, при Лоренцо Великолепном, в саду обители действовала знаменитая художественная школа из которой вышел Микельанджело.
Владимир Машкин, 2020-02-21

Площадь небольшая...рядом отличный музей....если по музеям ещё не ходили...можно зайти...потому что вход самый недорогой..всего лишь 8 евро...
Юрий, 2019-08-25

...П'о своему статусу этот музей - действующий доминиканский монастырь. Для монахов ордена святого Доминика музей - это еще один способ проповеди Слова Божьего. Поэтому входные билеты совсем недорогие, а экспозиция обширна и богата на шедевры. Самое большое собрание работ Фра Анжелико находится именно здесь, поскольку сам автор был монахом и насельником этого монастыря. Фрески, среди которых есть работы, составляющие гордость всей эпохи Кватроченто, главная составляющая экспозиции....?
Юра Кубышкин, 2019-08-10

...Монастырь Сан Марко содержит большое количество работ, в основном, фресок, итальянских художников эпохи Раннего Возрождения, в том числе, Фра Беато Анджелико, Беноццо Гоццоли, Доменико Гирландайо, Фра Бартоломео, Алессио Бальдовинеттии многих других. Особенно стоит отметить работы Фра Беато Анджелико: «Благовещение», «Распятие», «Страшный суд» и алтарный образ «Мадонна со святыми». Внутри монастыря сохранилось уникальное произведение архитектуры флорентинского Ренессанса — аркада Сан Антонио, созданная Микелоццо ди Бартоломео. Музей Сан Марко знаменит также большой коллекцией рукописей, хранящихся в библиотеке.
Sergey Petrykin, 2019-05-07

Интересный музей, не слишком популярный среди туристов, почему-то. Старинный монастырь, прекрасно сохранённый. Кельи, фрески, рукописные фолианты 15-го - 16-го веков. Зайти стоит. Тем более что очереди сюда нет. Вход платный. 8 Евро с человека.

Что посмотреть во Флоренции

Дворцы, замки, усадьбы, дома
Исторические места
Мосты
Музеи
Ночная жизнь, рестораны, кабаре
Памятники, скульптуры, статуи
Парки и природные достопримечательности
Площади, улицы, фонтаны, районы
Спортивные сооружения
Театры и концертные залы
Храмы, соборы, монастыри
Активный отдых, аттракционы, развлечения
Прочее

В списке обозначено:
- Топ-достопримечательности
- Для детей

Флоренция - Советы и полезная информация

Общая информация
История и культура
Персоны
Развлечения и отдых
Покупки
Еда и напитки
Транспорт
Безопасность
Схемы
Прочее