Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) [Париж]

Notre Dame de Paris/Notre-Dame de Paris
15 апреля 2019 г. сгорел самый известный в Европе собор. Здесь венчали на царство монархов и заседал первый парламент Франции, проводились королевские бракосочетания и отпевания, богачи сдавали сюда на хранение свои ценности, а нищие искали тут приют.

Описание

Собор сгорел 15 апреля 2019 г.

Собо́р Пари́жской Богома́тери (фр. Notre-Dame de Paris) — католический храм в центре Парижа, один из символов французской столицы. Расположен в восточной части острова Сите, в четвёртом округе, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера. Строился с 1163 по 1345 гг. Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в южной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.

Показать больше

В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

История

Как считают современные археологи, на месте Нотр-Дам-де-Пари находились четыре различных храма:

  • палеохристианская церковь IV в.,
  • меровингская базилика,
  • каролингский собор (перестроен после пожара в 857 г.),
  • романский кафедральный собор. Последний был разрушен до основания, а его камни строители использовали в фундаменте нынешнего сооружения.

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен. В 1240 году было окончено строительство южной башни, тогда-же было принято решение отказаться от идеи завершения башен шпилями. Северная башня была достроена в 1250 году. В 1315 году закончена и внутренняя отделка.

Строительство западного фасада, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.

Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей (создатель Святой Капеллы. Он умер в 1267 году), работавший с 1250 по 1267 год.

В строительстве собора принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году.

Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа). Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты — первый парламент Франции.

Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII, коронованный в Реймсе. А через полтора века состоялась свадьба Генриха IV, который был королем Наварры, и сестры французского короля Маргариты де Валуа.

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.

Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.

В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие ещё произойдут с нашей помощью в других странах».

Собор был объявлен Храмом Разума.

В июле 1793 года Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви».

Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.

В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери», написав в предисловии: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре».

Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814—1879). Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.

В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.

Архитектура

Главный фасад собора имеет три портала. Над тремя стрельчатыми порталами входов — скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия.

Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия.

На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон.

Двери украшены коваными рельефами.

Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.

Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).

В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.

Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре её Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах — по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.

Большой колокол (звучащий в тоне фа-диез) звонит очень редко. Остальные колокола звонят в 8 и в 19 часов. Каждый из них имеет своё имя:

  • Angelique Françoise, весом 1765 кг (до-диез);
  • Antoinette Charlotte, весом 1158 кг (ре-диез);
  • Hyacinthe Jeanne, весом 813 кг (фа);
  • Denise David, весом 670 кг (фа-диез).

Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. По центру длинного нефа — последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.

В часовнях, расположенных в правой части собора, — картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.

Паникадило собора (люстра) выполнено из посеребренной бронзы по рисунку Виолле-ле-Дюка взамен переплавленного в 1792 году. (В 2007 году взят на реставрацию.)

Галерея Королей

Каменные фигуры, выстроившиеся в ряд между порталами и ярусом с окнами-розами, изображают царей из Ветхого Завета. Во время Революции они были скинуты и обезглавлены. Те, что находятся сейчас, выполнены в XIX веке.

В 1977 году при проведении работ под одним из домов часть статуй была обнаружена. Оказалось, что во время Революции один хозяин дома их выкупил, якобы для фундамента, а на самом деле захоронил их со всеми почестями и возвёл на этом месте свой дом.

Орган

Первый большой орган был установлен в соборе в 1402 году. Для этих целей использовали старый орган, помещенный в новый готический корпус. В течение своей жизни орган неоднократно достраивался и реконструировался. Наиболее важными являются реставрации, реконструкции и расширения Тьерри в 1733 году, Франсуа-Анри Клико в 1788 году, Аристида Кавайе-Колля в 1868, и Бойсо в 1960 году, а также сотрудничество с «Синаптель» в 1992 году, позволившее полностью компьютеризировать орган. Уже со времени реставрации Тьерри инструмент состоял из 46 регистров, расположенных на пяти мануалах. При его строительстве использовалась большая часть труб оригинального инструмента, 12 из которых сохранились до настоящего момента. Орган приобрел и свой нынешний корпус с фасадом в стиле Людовика XVI.

В 1864-67 годах ведущий французский органостроитель XIX века Аристид Кавайе-Колль выполнил полную перестройку органа. Барочный инструмент приобрел типичное для Кавайе-Колля романтическое звучание. Число регистров увеличили до 86, механическая трактура была снабжена рычагами Баркера.

Среди ряда прочих композиторов на этом органе играли Сезар Франк и Камиль Сен-Санс. Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери наряду с должностью органиста собора Сен-Сюльпис считается одной из престижнейших во Франции. С 1900 по 1937 год этот пост занимал Луи Вьерн, при участии которого инструмент был расширен в 1902 и 1932 гг., а его трактура заменена на электро-пневматическую.

В 1959 году консоль Кавайе-Колля была заменена на консоль традиционную для американских органов, а трактура стала полностью электрической, для чего использовалось более 700 км медного кабеля. Однако сложность и архаичность подобной конструкции, а также частые отказы привели к тому, что в процессе очередной реконструкции органа в 1992 году управление инструментом было компьютеризировано, а медный кабель заменен оптическим.

В настоящее время орган имеет 110 регистров и около 7400 труб, примерно 900 из которых из инструмента времен Тьерри и Клико. Это самый большой по числу регистров орган Франции (по количеству труб его превосходит орган церкви Сент-Эсташ). . В 1985 году были назначены сразу четыре титулярных органиста, каждый из которых по традиции XVIII века проводил службы по три месяца в году. С 1990 года титулярными органистами собора Нотр-Дам де Пари являются трое музыкантов: Оливье Латри, Филипп Лефевр, Жан-Пьер Лёгю.

В произведениях культуры и искусства

В художественной литературе

Собор является главным «действующим лицом» следующих произведений:

  • Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери (роман)» (1831).
  • Осип Мандельштам. «Notre Dame» (1912).
  • Елена Чудинова. «Мечеть Парижской Богоматери (роман)» (2004).

В кинематографе

  • Документальный фильм ТВ Франции «Собор Парижской Богоматери. Свидетель истории» (2014 г.).
  • Собор показан в документальном сериале «Жизнь после людей через 2000 лет».
  • В мюзикле «Нотр-Дам де Пари» (1998 г.), Первоначальная версия Франция-Канада, имеет множество версий в разных странах.
  • В мюзикле «Собор Парижской Богоматери», русская версия (2002 г.).
  • В фильме «Собор Парижской Богоматери», по роману Виктора Гюго, (1956 г.).
  • В фильме «Горбун из Нотр-Дама», (1982 г.).
  • В фильме «Горбун из Нотр-Дама», (1997 г.).
  • В фильме «Армагеддон» Нотр-Дам уничтожается вместе с центром Парижа из-за падения метеорита.
  • В фильме «Ван Хельсинг» Ван Хельсинг убивает здесь мистера Хайда.
  • В фильме «Я, Франкенштейн» (2014) в соборе находится штаб-квартира Ордена Горгулий.
  • Показывается сверху в фильме «Мушкетёры» в 3D, (2011).
  • В фильме «Амели» у входа в собор погибает мать главной героини от падения на неё с крыши женщины-самоубийцы.
  • В мультфильме «Тачки 2» собор показан в слегка изменённом виде.
  • В мультфильме «Горбун из Нотр-Дама» собор показан весьма подробно.
  • Упоминается в песне «Вера и свастика» из альбома 2011 года «Animal ДжаZ» группы Animal ДжаZ.
  • Упоминается в крылатой фразе из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965).

В играх

  • В игре «Assassin's Creed: Unity» по ходу прохождения игры вы можете увидеть насколько огромен этот собор, так как авторы «Assassin’s Creed: Unity» воссоздали его в натуральней величине (1:1).

Прочие сведения

  • В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств её не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.
  • Ежегодно собор посещают 14 миллионов человек, он является одним из самых известных памятников в Европе.
  • В 2009 г. фанаты Майкла Джексона, собравшиеся на паперти собора, думали, что колокольный звон раздаётся по случаю смерти их кумира. В действительности же колокольный звон сопровождал крестный ход к собору Сен-Северен.
  • К юбилейным мероприятиям в честь 850-летия собора (которые продлятся почти год — с 12 декабря 2012 до 24 ноября 2013), для собора отлиты девять новых колоколов (общие затраты на создание новых колоколов оцениваются в 2 млн евро), также реконструирован орган. К юбилею приурочен ряд религиозных и культурных инициатив, подготовкой которых занимается совместно парижская архиепархия и власти французской столицы, в январе почта Франции выпустит две памятные почтовые марки. Будет создан специальный «маршрут паломника», следуя которому можно ознакомиться с малоизвестными фактами о прилегающей к собору территории и тайнами двора.
  • В мае 2013 г. известный французский писатель и эссеист Доминик Веннер покончил с собой перед алтарем собора в защиту традиционных ценностей.

Источник информации: Википедия

 Адрес: 6 Parvis Notre-Dame , Place Jean-Paul II, Paris, 75004, France
 Телефон(ы): +33 (0) 1 42-34-56-10

Достопримечательности рядом

Мост Архиепархии | Мемориал жертвам депортации | Остров Сите | Площадь Отель-де-Виль (Гревская) | Дворец Правосудия | Сент-Шапель | Консьержери | Латинский квартал | Остров Сен-Луи | Музей Средневековья | Сорбонна | Фонтан Стравинского | Пантеон | Кафе Прокоп | Центр Жоржа Помпиду | Арены Лютеции | Фонтан Невинных
Показать «Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари)» на карте

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) на карте

Как найти «Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари)» в Париже

Экскурсии в Париже

Все экскурсии на русском языке. Можно сразу выбрать необходимую категорию экскурсий.

Все (271) | Музеи и искусство (59) | Лувр (36) | Групповые (33) | Тематические (270) | Экспресс-экскурсии (164) | Летние (271) | Искусство и музеи (29) | На выходные (91) | Осенью (239) | Зимой (226) | Весной (170) | Обзорные (44) | Триумфальная арка (13) | Пешком (180) | Прогулки (180) | Эйфелева башня (19) | В августе (214) | Люксембургский сад (11) | Елисейские Поля (13) | Елисейский дворец (3) | Увидеть главное (61) | Пешеходные (136) | На Рождество (63) | Монмартр (21) | Индивидуальные (237) | Базилика Сакре-Кёр (10) | Со скидкой (39) | На автомобиле (44) | Набережные (22) | Парки (44) | Лучшие (138) | Опера Гарнье (18) | Сад Тюильри (10) | Остров Сите (20) | История и архитектура (74) | Марсово поле (5) | Смотровые площадки (14) | Вечерние (125) | Нотр-Дам (32) | Монастыри, церкви, храмы (39) | Для детей (17) | На английском языке (52) | Увидеть самое главное (13) | Квартал Маре (29) | Собор Парижской Богоматери (16) | Что ещё посмотреть (142) | Пожить как местный (6) | Летом (59) | Музей Орсе (11) | Мини-группы (15) | Площадь Дофин (5) | Ночные (35) | Уникальный опыт (51) | Проходящий через стену человек (6) | Пантеон (13) | Консьержери (14) | Бонжур, Париж! (5) | Университет Сорбонна (9) | Трансферы (11) | Мост Александра III (7) | Дом инвалидов (10) | На выходных (39) | Новогодние (3) | Необычные маршруты (58) | За городом (35) | Версаль (9) | Экскурсионные туры (34) | Наполеон (7) | Кладбище Пер-Лашез (4) | В помещении (6) | За городом и природа (7) | Нескучные (23) | Галерея Лафайет (3) | Мода (11) | Квесты (3) | Развлечения (7) | Игры (2) | История в лицах (6) | Фотосессии (13) | Гастрономические (21) | Дегустации (9) | Искусство (11) | Активности (7) | Переулки и улицы (32) | Площадь Бастилии (4) | Диснейленд (4) | Нормандия (6) | Мастер-классы (4) | Релакс и романтика (4) | Однодневные (20) | Фонтенбло (2) | На автобусе (3) | Бенедиктинское аббатство Сен-Дени (1) | музей Орсе (2) | Природа (2) | Авторские (19) | Усадьбы и дворцы (8) | Замок Шантийи (1) | Билеты в музеи (1) | Билеты в Версаль (1) | Почувствовать себя местным (1) | Необычные дома (5) | Активный отдых (7) | 7 дней (7) | 5 дней (2) | 6 дней (2) | Этрета (3) | Руан (3) | На велосипеде (2) | Новые (11) | Крыши и панорамы (1) | Центр Жоржа Помпиду (1) | Групповые туры (2) | Авторские туры (2) | На 7 дней (2) | Обзорные на автобусе (2) | Автобусные туры (2) | Круизы однодневные (1) | Водные для детей (1) | Речные прогулки (1)

Отзывы на ««Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари)»» (Париж)

Общий рейтинг Гугл (4.7, всего отзывов: 42006). Ниже приведено несколько последних отзывов, полученных от Гугла.

Batyr Jeparov, 2019-03-05

Это одно из самых красивых знаменитых и интересных мест в мире. От центра лучше доехать на автобусе так как далеко. Перед собором собирается большая очередь длиной до 300 метров. Однако очередь двигается быстро и за час можно дойти до собора. Перед входом стоит охранник с металлоискателем. Разрешается фотографировать и присутствовать на мессе. Собор действует. Перед собором много нищих из африканских стран которые просят подаяние. Время нахождения в соборе никем не лимитируется. Можно наслаждаться красотой архитектуры и скульптуры и зодчества и витража. Можно нанять гида но не уверен сколько он стоит. Обязательно обойдите собор во круг и сделайте фотографии. Потому что с наружи он представляет не меньшую ценность. Некоторые гаргулии были замечены с осколами что удивило.
Сергей Крайнов, 2019-03-19

Сложно давать оценки объектам-легендам. Нотр-Дам - это легенда архитектуры. Внутри круче, чем снаружи. Интерьер растворяет в себе. Удивляют пределы, посвященные китайской Божией Матери и латиноамериканской Божей Матери. Вход бесплатный. В середине марта очередь на вход 5 минут.
Юрий, 2019-01-17

После Руана не так удивил этот собор... но всё же он Впечатляет... Вероятно, французского писателя Гюго следует благодарить за возможность и по сей день любоваться собором. При правлении Людовика XIV, за полторы сотни лет до написания романа, Нотр-Дам серьезно пострадал и лишился всех своих витражей. Да и революция не прошла для него бесследно — Робеспьер хоть и не снес его, но приказал обезглавить украшающие собор статуи. А всего через десять лет после издания романа началась реконструкция, помимо возвращения первозданного вида подарившая Нотр-Даму и знаменитую галерею химер. Строительство собора растянулось почти на два века, что, впрочем, пошло ему только на пользу. На момент заложения первого камня в французской архитектуре господствовал романский стиль, в процессе постройки сменившийся готическим. Благодаря этому Нотр-Дам вобрал в себя лучшее от обоих, получив в итоге свой неповторимый облик. Предполагалось, что собор будет настолько велик, что сможет вместить в себя всех жителей Парижа, которых на тот момент было около десяти тысяч. Собор настолько огромен, что в среднем нефе можно было бы разместить двенадцатиэтажный дом...
_GagMan _, 2019-03-07

Notre-Dame de Paris пожалуй самый красивый и богатый на детали собор из всех что я когда-либо видел. С эти собором связанна наверно моя самая любимая история: в период Французской революции, люди громили храм и обезглавливали статуи библейских персонажей, думая что это короли Франции. Вот что происходит, когда необразованные люди теряют голову. Всем советую посетить этот собор, желательно с экскурсией.
Julia Voznuk, 2018-12-19

Собор Нотр-Дам де Пари - место, которое меня впечатлило и запомнилось больше всего, после поездки в Париж. Сам вход с собор бесплатный, а вот чтобы попасть на башни и увидеть великолепный обзор со смотровой площадки нужно приобрести билеты. В автомате рядом с собором можно приобрести электронный билет на очередь для посещения и покупки самого билета, советую взять заранее на определенное время, чтобы не утруждать себя ожиданием. А тем временем пока ждёте своего времени можно пройти внутрь собора, ведь там действительно есть что посмотреть или же полюбоваться видом на Сену.

Что посмотреть в Париже

Дворцы, замки, усадьбы, дома
Исторические места
Мосты
Музеи
Ночная жизнь, рестораны, кабаре
Памятники, скульптуры, статуи
Парки и природные достопримечательности
Площади, улицы, фонтаны, районы
Театры и концертные залы
Храмы, соборы, монастыри
Прочее

В списке обозначено:
- Топ-достопримечательности
- Для детей

Париж - Советы и полезная информация

Общая информация
История и культура
Персоны
Развлечения и отдых
Покупки
Еда и напитки
Транспорт
Безопасность
Схемы
Прочее