Государственный музей (Рейксмюзеум) [Амстердам]

Rijksmuseum
Входит в первую двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира.

Описание

На набережной одного из каналов Амстердама на целый квартал протянулось огромное здание. Традиционные в Голландии островерхие крыши, красные кирпичные стены роднят его с окружающей застройкой. Здание не отличается особыми архитектурными достоинствами, но естественно входит в общий облик города. Это Рейксмузеум - один из крупнейших художественных музеев мира. Уже в середине прошлого века, через пятьдесят лет после создания музея, было ясно, что прекрасный старый Триппенхейс, в котором он находился, не может вместить быстро растущих коллекций. В 1876 – 1885 годах архитектор Кёйперс выстроил гигантское кирпичное здание. Неоднократно подновленное и переделанное внутри, оно продолжает служить до сих пор.

Показать больше

Рейксмузеум

Амстердамский Рейксмузеум (голл. Rijksmuseum) – это музей истории искусства Северных Нидерландов. В его залах можно получить на редкость широкое представление о художественном развитии страны. Как уже было сказано, от средних веков здесь мало что сохранилось. Лишь начиная с XV столетия наши сведения о художественном развитии этих земель становятся более или менее подробными и полными. В музее показаны образцы деревянной и каменной скульптуры, украшавшей некогда алтари церквей, произведения ювелиров и шитые золотом облачения духовенства.

Однако наибольший интерес несомненно представляет живопись. Уже в XV веке станковая живопись была в Северных Нидерландах ведущей областью искусства, а станковые произведения, как известно, значительно лучше подходят для музейной экспозиции, чем настенные росписи или монументальная скульптура, созданные для украшения определенного здания. Последние утрачивают часть художественной выразительности, когда их переносят в музей, вырвав из первоначальной архитектурной среды. Благодаря преобладанию станковых произведений голландское искусство может быть показано в музее полнее, чем искусство многих других стран.

В XV—XVI веках культура и искусство Северных и Южных Нидерландов (то есть современных Голландии и Бельгии) составляет более или менее единое целое, причем местные школы на Севере испытывают мощное влияние крупных художественных центров, процветающих на Юге. Подобно тому как мы называем Северные Нидерланды Голландией, на Южные Нидерланды обычно распространяют название самой значительной, передовой из входивших в них областей — Фландрии. Уже в эту раннюю эпоху голландские живописцы отличаются от их фламандских собратьев большей интимностью, бытовой простотой и непосредственностью своих произведений.

На Севере первым крупным художником, с чьим творчеством мы достаточно хорошо знакомы, был Гертхен тот Синт Яне (то есть «маленький Геррит из монастыря св. Иоанна»). Гертхен работал в 80-е годы XV века в Гарлеме; там до сих пор сохранилась маленькая, потемневшая церковь монастыря, в котором он был послушником.

Среди первых картин, купленных в 1808 году по приказу Людовика-Наполеона, находилась одна любопытная вещь, внесенная в инвентарь музея под следующим названием: «Ян ван Эйк. Готический храм с фигурами». Ян ван Эйк, великий основатель нидерландской школы живописи, автор Гентского алтаря, был в то время едва ли не единственным нидерландским художником XV века, чье имя было широко известно собирателям; ему приписывали любую вещь, которая казалась достаточно старой. На этот раз его сочли автором «Св. семейства» работы Гертхена.

Написанное на небольшой деревянной доске, произведение Гертхена воспроизводит не канонический текст Евангелия, а апокрифическую легенду. Согласно этой легенде, св. Анна, мать Марии, имела еще двух дочерей, дети которых впоследствии стали апостолами — учениками Христа.

В интерьере готической церкви (церковь — «дом божий») художник помещает престарелую Анну, ее трех дочерей, их мужей и детей. Не только дети, но и взрослые отличаются ясной безмятежностью и наивностью. Женщины нянчат младенцев, старая Анна отдыхает от чтения, положив на раскрытую книгу свои очки. На каменном полу стройного храма, в самой середине картины, расположились трое маленьких мальчиков в длинных теплых рубашечках и шерстяных чулках с красными заплатками на пятках; но будущие апостолы Павел, Иаков и Иоанн играют своими атрибутами — мечом, бочечкой и чашей. Они обладают очарованием забавных живых ребятишек. С восхитительной простодушной непосредственностью Гертхен объединяет в одно целое реальность и фантазию, бытовые детали и величественную архитектуру храма. Для него интересно и привлекательно все — и великое и малое. Рядом висят еще две работы Гертхена: «Корень Иессея» и «Поклонение волхвов» с его замечательным пейзажным фоном.

Иной характер носит творчество крупного голландского художника, работавшего в последней четверти XV века и известного как Мастер Virgo inter Virgines. Условное «имя» анонима происходит от картины, еще в 1801 году находившейся в Национальной художественной галерее и поступившей оттуда в Рейксмузеум. Это «Мария с младенцем и святыми девами», или по латыни «Virgo inter Virgines» («Дева среди дев»).

Подобно свите придворных дам, богоматерь окружают роскошно одетые святые Екатерина, Цецилия, Варвара и Урсула. Их атрибуты (колесо, на котором погибла св. Екатерина; стрела — символ мученичества св. Урсулы) превращены в изящные золотые украшения. Стройные нежные женщины застыли в задумчивости, из которой их не может вывести даже игра с миниатюрным младенцем. Художник повторяет свой излюбленный, очень необычный тип женского лица с непомерно большим выпуклым лбом, тонкими бровями и полуопущенными, чуть припухшими веками. Бледные лица, неяркие, часто сероватые краски, среди которых даже красный цвет теряет свою звучность, — все это вызывает у зрителя странное ощущение чуть печальной, холодноватой отрешенности от всего земного. По своему внутреннему строю картина противостоит произведениям Гертхена, висящим в том же зале.

В творчестве обоих мастеров большую роль играет фантазия. У Мастера Virgo inter Virgines она изысканна и условна, как мадригал придворного поэта того времени, у Гертхена — пропитана реальными впечатлениями и близка к живой, разнообразной фантастике народной сказки. В произведениях многих соотечественников Гертхена сцены из христианских легенд выглядят так, как если бы они происходили в обстановке, окружающей художника и хорошо ему знакомой. Особенно последовательно этого принципа придерживается автор серии картин, изображающих «Семь дел милосердия».

Серия была исполнена в 1504 году для церкви св. Лаврентия в г. Алкмаре, поэтому ее автора условно называют Мастером из Алкмара. Семь картин составляют фриз. На каждой из них благочестивые бюргеры, исполняя завет Христа, то дают одежду нищим, то кормят голодных, то хоронят умерших и т. д. Все это происходит на чистых, вымощенных булыжником улицах голландского города. Каждое из «дел милосердия» благодаря своей бытовой конкретности напоминает жанровую сцену. В толпе уродливых нищих, слепых и калек есть один человек, который не принимает участия в действии, которого не замечают остальные. Это Христос. По мысли художника и его заказчиков, он незримо присутствует здесь, напоминая о религиозном смысле происходящего. Суховатая работа Мастера из Алкмара вводит нас в мир повседневной прозы и сурового морального долга, отдаленно предвосхищая некоторые черты голландского искусства XVII столетия.

Крупнейшие произведения

Рейксмузеум располагает несколькими произведениями крупнейшего нидерландского художника начала XVI века — Луки Лейденского (возможно, 1489—1533). Среди них особенно интересна «Проповедь в церкви». Ренессансное церковное здание заполняет лишь две трети фона; справа вдали видна улица, где богато одетый дворянин раздает милостыню беднякам. На переднем плане тот же самый дворянин с интеллигентным, тонким лицом изображен стоящим у правого края картины; сняв шляпу он слушает церковную проповедь. Возможно, что художник работал по заказу этого человека, и группа людей вокруг него состоит из портретов его родных и друзей. От них заметно отличаются слушатели, усевшиеся полукругом перед кафедрой: тут и странные уроды и оживленный ребенок; красивая молодая женщина с улыбкой смотрит на зрителя, не обращая внимания на слова проповедника; наконец еще одна женщина спит, и на голове ее сидит маленькая сова – символ плутовства и глупости в нидерландском фольклоре. Эта странная жанровая сцена, полная неясных намеков, написана полупрозрачными жидкими мазками светлых, неопределенных красок; и мазок и цвет передают тревожное настроение, характерное для живописи Луки Лейденского.

Крупнейшим пейзажистом первой половины XVII века был Ян ван Гойен (1596—1656). В 1641 году написал он свой «Дальний вид с двумя дубами». Это ничем не примечательная местность с песчаными дюнами, типичными для голландского побережья. На вершине дюны, у подножья корявых старых дубов остановились отдохнуть двое путников; удаляющаяся фигура третьего прохожего уводит наш взгляд вдаль, к плоскому побережью, где на горизонте, слева, виднеется поблескивающая полоска воды. Облака затягивают просторы неба, сквозь них прорывается солнечный луч на дюну и на мощные полузасохшие стволы. Художник как бы изучает их с близкого расстояния, прослеживая неровности коры, почти по-человечески выразительный, напряженный изгиб сучьев. В то же время широкий простор дали воспринимается как их естественная среда и это «родство» с бесконечным пространством помогает нам ощутить величие и мощь гигантских деревьев.

Наряду со своими основными разделами — старого нидерландского искусства и голландской живописи XVII века — Рейксмузеум располагает значительным собранием голландских картин XVIII, XIX и XX веков. Среди произведений XVIII века представляют интерес работы Корнелиса Троста (1697—1750), автора портретов и жанровых сцен, часто воспроизводящих эпизоды из театральных спектаклей. Следуя традициям предшествующего столетия, Трост пишет огромный групповой портрет попечителей приюта в Амстердаме (1729). Однако значительно интересней и привлекательней небольшой этюд одного из попечителей — Яна Лепелтака, висящий в том же зале. Он написан легко и непринужденно. В нем более, чем в большом портрете, заметно воздействие национальной живописной традиции.

Есть в Рейксмузеуме и произведения иностранных мастеров — итальянцев, испанцев, фламандцев. Их немного, но некоторые из них не могут остаться незамеченными: парные портреты флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло и его отца Франческо Джамберти, работы Пьеро ди Коэимо (1462— 1521), «Распятие» Эль Греко (1541—1614), ряд портретов Ван Дейка (1599—1641), «Портрет дона Рамона Сатуэ» (1823), Гойи (1746—1828) и др. Однако, как бы они ни были интересны, они составляют лишь второстепенное, боковое ответвление в коллекции Рейксмузеума.

Источник информации: Сайт "muzei-mira.com"

 Адрес: Museumstraat 1, 1071 XX Amsterdam, Нидерланды
 Телефон(ы): +31 900 0745
 Купить билеты

Достопримечательности рядом

Алмазная фабрика «Костер Даймондс» | Ночной клуб Парадизо | Музей Винсента Ван Гога | Городской музей | Музыкальное кафе Бурбон Стрит | Музей курительных трубок в Амстердаме | Площадь Лейдсеплейн | Музей пива Heineken Experience | Театр Деламар | Концертный зал Консертгебау | Клуб Млечный путь | Ресторан Pasta e Basta | Музей Ван Лун | Foam Музей фотографии | Цветочный рынок | Музей дома на канале Грахтенхейс | Ресторан Ночной Дозор | Монетная башня | Кинотеатр Театр Тушинского | Музей сумок
Показать «Государственный музей (Рейксмюзеум)» на карте

Государственный музей (Рейксмюзеум) на карте

Как найти «Государственный музей (Рейксмюзеум)» в Амстердаме

Экскурсии в Амстердаме

Все экскурсии на русском языке. Можно сразу выбрать необходимую категорию экскурсий.

Все (84) | Обзорные (26) | Площадь Дам (15) | Групповые (6) | Пешком (61) | Прогулки (61) | Тематические (84) | Экспресс-экскурсии (53) | Летние (84) | В августе (84) | Цветочный рынок (10) | Район Йордан (8) | Весной (65) | Пешеходные (25) | Летом (27) | Осенью (61) | На выходных (60) | Увидеть главное (7) | Индивидуальные (77) | Вечерние (45) | Зимой (60) | Церковь Святого Николая (3) | Ньиве-керк (Новая церковь) (7) | Музей мадам Тюссо (1) | Королевский дворец (7) | Ночные (18) | Площадь Спей и двор Бегинаж (1) | Ауде-керк (Старая церковь) (7) | Лучшие (48) | Со скидкой (14) | Квартал красных фонарей (8) | Кофешопы (8) | Что ещё посмотреть (9) | За городом (10) | Заансе-Сханс (5) | Экскурсионные туры (10) | На английском языке (26) | Кёкенхоф (1) | На автомобиле (5) | Парки (7) | Однодневные (4) | Мини-группы (5) | На велосипеде (6) | Центральный вокзал (3) | Активности (1) | Музеи и искусство (11) | Ван Гог (5) | Музей Ван Гога (5) | По каналам (5) | На кораблике (3) | Монетная башня (3) | Гастрономические (6) | Набережные (10) | Рейксмузеум (6) | Рембрандт (6) | Необычные маршруты (21) | Парк Вондела (1) | Эдам (3) | Волендам (3) | Монастырь бегинок (1) | Дом-музей Рембрандта (3) | Музейная площадь (2) | История и архитектура (5) | Гитхорн (1) | Квесты (1) | Развлечения (1) | Билеты в музеи (1) | Для детей (1) | Фотосессии (4) | Дом-музей Анны Франк (2) | Монастыри, церкви, храмы (2) | Увидеть самое главное (3) | Необычные дома (2) | Переулки и улицы (5) | Авторские (5) | Новые (4)

Отзывы на ««Государственный музей (Рейксмюзеум)»» (Амстердам)

Общий рейтинг Гугл (4.6, всего отзывов: 59684). Ниже приведено несколько последних отзывов, полученных от Гугла.

Andy April, 2020-03-06

Главное место в экспозиции отведено «Ночному дозору» Рембрандта (картина принадлежит городу Амстердаму, в музее находится на временном хранении). В 1906 году здание музея было перестроено ради размещения этой картины. В 2019 году в музее представлена экспозиция под названием «All Rembrandts» Рембрандта. Основу художественной коллекции составляют многочисленные работы голландских мастеров XV—XIX веков, в частности, представлены известные мастера XVII века, в первую очередь, Рембрандт, Вермеер и Халс, а также де Хох, Стен, Рёйсдал, ван дер Хелст, ван Скорел и другие. Вход платный, есть раздевалка и камера хранения, туалет, WiFi, аудио гид.
Елена Мироненко, 2020-02-25

Ре́йксмюсеум — художественный музей в Амстердаме. Входит в первую двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира.  Экспозиция музея — это летопись истории Нидерландов с 1100 года до наших дней в самых разнообразных предметах искусства, начиная с изящной фарфоровой утвари, гипсовых бюстов, антикварной мебели и заканчивая работами именитых художников. Основу художественной коллекции музея составляют картины именно голландских художников — Рембрандта, Хальса, Стеена, Вермеера, но есть и работы других живописцев — Эль Греко, Ван Дейка, Веронезе, Гойи, Рубенса, Тинторетто. Самые известные экспонаты музея выставлены в трех небольших комнатах. В настоящее время можно наблюдать за работой реставраторов над картиной «Ночной дозор» Рембрандта.
Maxim Karpenko, 2020-02-15

Отличное собрание картин, оружия и макетов. Если у вас только один музей для посещения, то выбирайте этот даже не раздумывая. Не очень удобная навигация и аудиогид-приложение лучше включить на английском. На русском не вся информация.
Александр Гусев, 2020-02-22

Прятались там от дождя, там как раз играли какие-то музыканты, очень хорошо играли. Рядом сидели молодые люди, и не взирая та тотальный шторм на дворе, сидели себе и спокойно курили траву. Как такое может не понравится ?
Myroslava Stanislavska, 2020-01-01

Нам понравилось. Он огромный. Много интересного. Из-за смены экспонатов разного периода не теряется интерес. Думаю каждый найдет для себя что посмотреть (картины, предметы интерьера, ружья, корабли и многое другое) мы открыто все фотографировали, в отличие от музея Ван Гога, где это запрещено?

Что посмотреть в Амстердаме

Дворцы, замки, усадьбы, дома
Исторические места
Мосты
Музеи
Ночная жизнь, рестораны, кабаре
Памятники, скульптуры, статуи
Парки и природные достопримечательности
Площади, улицы, фонтаны, районы
Театры и концертные залы
Храмы, соборы, монастыри
Активный отдых, аттракционы, развлечения
Прочее

В списке обозначено:
- Топ-достопримечательности
- Для детей

Амстердам - Советы и полезная информация

Общая информация
История и культура
Персоны
Развлечения и отдых
Покупки
Еда и напитки
Транспорт
Безопасность
Прочее