Собор Святого Николая (Кафедральный собор) [Хельсинки]

The helsinki cathedral/Helsingin tuomiokirkko
Собор входит в охватывающий центр Хельсинки архитектурный ансамбль в стиле ампир. Расположенные на кровле фигуры двенадцати апостолов образуют одну из самых крупных в мире единообразных скульптурных групп из цинка. Здание имеет форму греческого креста.

Описание

Расположенный на северной стороне Сенатской площади собор является местом проведения академических и правительственных церковных служб и одной из самых популярных туристических достопримечательностей Хельсинки. Собор входит в охватывающий центр Хельсинки архитектурный ансамбль в стиле ампир. Прибывающие в финскую столицу по морю могут любоваться величественным силуэтом, ставшим символом города. Собор был построен в 1852 году, и за свою историю он сменил несколько названий: церковь Святого Николая (Nikolainkirkko), Большая церковь (Suurkirkko). В данный момент Кафедральный собор является главной церковью Хельсинкской епархии евангелическо-лютеранской церкви Финляндии. Образцом для постройки неоклассического храма послужил находящийся в Санкт-Петербурге Исаакиевский собор. Установленные на крыше собора статуи двенадцати апостолов день и ночь несут свою вахту в небе столицы.

Показать больше

Интересные факты

Кафедральный собор является частью разработанного архитектором Карлом Людвигом Энгелем и планировщиком Йоханом Альбректом Эренстремом проекта ампирного центра города. Проект храма в стиле неоклассицизма разработал Энгель, работу над зданием продолжил после его смерти архитектор Эрнст Бернхард Лорманн. С началом работ по сооружению ансамбля в стиле ампир была снесена находившаяся на Сенатской площади, построенная в 1727 году церковь Ульрики Элеоноры (Ulrika Eleonoran kirkko).

Здание имеет форму греческого (равностороннего) креста. Фронтон поддерживается шестью коринфскими колоннами. Фасад структурирован относящимися к той же группе колонн пилястрами. Внешняя стена украшена рельефами из жизни Христа неизвестного автора, над главным входом на иврите начертано: Яхве, Господь.

Расположенные на кровле фигуры двенадцати апостолов образуют одну из самых крупных в мире единообразных скульптурных групп из цинка. Авторами трехметровых скульптур стали берлинские скульпторы Херманн Шивельбайн и профессор Берлинской академии изящных искусств, академик Аугуст Вредов. Скульптуры размещены по образцу петербургского Исаакиевского собора – над колоннами фронтона. Такой вид расположения скульптур был весьма популярен в архитектуре античности и ренессанса.

Покровитель рыбаков и слесарей, Святой Петр держит в руках ключи от царства небесного. В руках защитника и покровителя архитекторов, строителей и землемеров святого Фомы можно рассмотреть чертежный треугольник. Символом Симона Зелота в церковной символике является пила. В руках Святого Иоанна – защитника печатников, книжников и писателей – книга и чаша. По легенде, яд, находившийся в потире, молитвами Иоанна превратился в змею, выползающую из чаши. Символами Святого Матфея, защитника счетоводов, мытарей и таможенных чиновников, стали письменные принадлежности. Покровитель пастухов и виноделов Варфоломей, с которого согласно преданиям, заживо была содрана кожа, держит в руках нож – орудие собственной гибели. Вместо Иуды Искариота в группе апостолов изображен апостол Павел с мечом. Он считается покровителем палаточников, теологов и церковных журналистов. Иаков старший (сын Зеведея) был защитником паломников, воинов и всадников. В его руках мы можем видеть украшенный ракушкой посох паломника. По преданию, Иаков младший (сын Алфея) погиб от дубины. Брат Петра Андрей был покровителем рыбаков. Его изображение с диагональным крестом рассказывает о смерти апостола. Покровитель плотников, мясников и кузнецов Матфей несет орудие своей смерти – топор палача. Защитник мелких торговцев Филипп держит в левой руке крест – символ своей смерти, а в правой – книгу, символ жертвы во имя слова Божьего.

Поддерживаемый боковыми колоннами центральный купол Кафедрального собора возвышается над уровнем моря более чем на 80 м. Внутренние помещения купаются в щедрых потоках льющегося с разных сторон света. Аскетичный стиль убранства отражает представление Энгеля о сути лютеранского христианства.

Гипсовые статуи великих деятелей лютеранской реформации Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона представляют собой увеличенные копии монумента Лютера, который в 1868 году создал Эрнст Ритшель. Копии были доставлены в Хельсинки в 1886 году. Сделанные в Париже копии оказались меньше запланированных из-за ошибки в расчетах масштаба, но скульптор Карл Магнус фон Райт исправил положение, изваяв для статуй пьедесталы. Автором скульптуры отца финской письменности и реформации Микаэля Агриколы является скульптор Вилле Валлгрен.

По первоначальному замыслу Энгеля на месте алтарной картины находился крест. Алтарное полотно было заказано у придворного художника Роберта Вильгельма Экмана. Но его картина «Спаситель благословляет детей» показалась отцам церкви излишне «детской» для центральной церкви города, и полотно было передано в Старую церковь, где украсило алтарь. Алтарной картиной собора стало написанное придворным живописцем Тимеоном фон Неффом и подаренное собору царем Николаем I полотно «Погребение Иисуса». С обеих сторон полотно обрамляют изображения коленопреклоненных золотых ангелов, выполнение которых было заказано у Аугусту Вредова, однако их автором стал Густав Блесер. Лавровые венки алтарной композиции символизируют четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луку и Иоанна. Эти детали, как и небольшие алтарные рельефы с изображением ангелов, были также заказаны у Вредова.

Энгель спроектировал и кафедру, которую выполнил зеркальщик Х. Хёйер. Декоративные скульптуры кафедры – шведского происхождения. Деревянная поверхность кафедры покрыта штукатуркой и окрашена под мрамор. Завершил работу золотым напылением мастер-маляр Й. Кяллстрем.

В нынешнем, изготовленном в 1967 году на датской фабрике Marcussen & Søn органе 57 регистров. Красивейший фасад органа выполнил архитектор Лорманн по инструкциям автора первого органа Кафедрального собора – Эдварда Фридриха Валькера. Хоровой орган Кафедрального собора был изготовлен в 2006 году шведской фабрикой Åkerman.

После смерти Энгеля собор был украшен разработанными Лорманном угловыми башнями и террасными павильонами главной лестницы. Западный павильон (Länsipaviljonki) является звонницей Кафедрального собора, в нем находятся помещения общины. Летом в нем работает магазин Cathedral Shop. В восточном павильоне (Itäpaviljonki) расположена действующая часовня. Первоначально церковь была окрашена в желтый цвет, как и другие здания ансамбля Сенатской площади, но в конце 19 века фасад был выкрашен в светло-серый цвет с белой отделкой.

Крипта церкви первоначально использовалась как подвал, где располагались системы отопления и дровяной склад. Помещения с земляным полом были отреставрированы в 1970-х годах по плану Тарьи Салмио-Тойвиайнен. Сердцем крипты является небольшая часовня. В 1996–1998 годах в ходе дополнительного ремонта в ней был размещен новый алтарь, алтарная картина Каролуса Энкелля и сакральный текстиль художницы Пяйкки Приха.

Орган часовни склепа был построен в 2006 году на фабрике Martti Porthan. Образцом звучания для него послужили небольшие северогерманские органы 17 века от мастера Арпа Шнитгера. По традиции эпохи барокко, орган настроен на полтона выше современного стандарта.

Во время ремонта 1996–1998 годов были отреставрированы скульптуры апостолов и гипсовые рельефы, обновлена внешняя отделка, лестница, дворовые площадки и внутренние помещения. Реставрация скульптур апостолов была проведена на пожертвования.

Перед собором, на краю очерченной зданиями университета и государственного совета Сенатской площади, существовало еще незадолго до смерти Энгеля сторожевое помещение, созданное в стене из природного камня. По приказу Николая I оно было заменено на лестницу шириной 60 м, считающейся самым высоким из расположенных к северу от Альп подобных сооружений. Материалом для лестницы послужил в большей части добытый на месте гранит, а также доставленный со дна ледниковых озер буроватый гранит из Юго-Восточной Финляндии вблизи Выборга – виборгит, которым были вымощены и соседние с собором улицы.

После завершения строительства собор был назван церковью Святого Николая, в честь начавшего строительство храма русского царя Николая I и Николая Чудотворца, покровителя мореплавателей. После провозглашения независимости Финляндии в 1917 году название храма сменилось на Suurkirkko – Большая церковь. После образования Хельсинкской епархии в 1959 году храм был переименован в Кафедральный собор.

Кафедральный собор является главным храмом епархии Хельсинки и прихода Хельсинки. В храме проводятся ежегодные экуменические службы по случаю начала и окончания работы парламента, а также богослужение ко Дню Независимости. Кроме того, собор проводит службы для Хельсинского университета и других высших учебных заведений.

Кафедральный собор является также популярным местом проведения праздников, концертов и свадеб. Ежегодное количество туристов со всех концов света и посетителей служб превышает 500 000 человек. Концерты и службы проводятся в соборе ежедневно.

Внешний вид собора

Собор построен на холме в стиле классицизма (возможно неоклассицизма), имеет форму симметричного греческого креста (равносторонний крест), пятикупольный. Центральный купол собора символизирующий Христа, окружен четырьмя куполами символизирующие четырех евангелистов (авторы четырех канонических Евангелий: Матфей, Марк, Лука, Иоанн), с каждой из четырех сторон сооружение выделено треугольным фронтоном и колоннадой с шестью коринфскими колоннами, фасады расчленены пилястрами того же архитектурного ордера и украшены барельефами изображающими события из жизни Христа. Над главным входом в собор начертано имя Бога, «Яхве». На крыше собора по углам фронтонов, над колоннами установлены отлитые из цинка фигуры Двенадцати апостолов (апостол — по греч. посланник).

Западный фронтон

Симон Кананит — покровитель кожевников, дровосеков, ткачей в руках пила, Петр - покровитель рыбаков и слесарей в руках у него ключи от Царства Небесного, Фома — покровитель архитекторов, строителей, топографов в руках линейка-угольник.

Южный фронтон

Варфоломей — покровитель ремесленников в руках нож, Иоанн — покровитель семьи и брака а также покровитель всех имеющих отношение к книгам и издательскому делу в руках чаша и евангелие у ног орел одно из лиц тетраморфа (крылатое существо из видений пророка Иезекииля единого с четырьмя лицами; ангела, льва, быка, орла, у протестантов тетраморф представлен в образе четырех живых существ которые охраняют четыре угла Трона Господа и четырех пределов рая, сейчас истолкованы как символы четырех евангелистов), Матфей — покровитель банкиров, таможенных работников, налоговых служащих, бухгалтеров и финансовых служб в руках письменные принадлежности рядом ангел другое из лиц в тетраморфа.

Восточный фронтон

Иаков Алфеев — покровитель людей в безвыходных ситуациях в руках палка, Павел — покровитель проповедников, теологов, церковных журналистов в руках меч, Иаков Заведеев — покровитель паломников, солдат и кавалеристов в руках посох с ракушками.

Северный фронтон

Филипп — покровитель мелких торговцев, валяльщиков в руках крест и открытая книга Андрей — покровитель рыбаков в руках косой крест (Андреевский), Матфий - защитник плотников, мясников, кузнецов в руках алебарда. Трехметровые статуи выполнены в мастерской S.P. Deravanne в 1845-1847 годах берлинскими скульпторами: Hermann Schievelbein (1817-1867) – апостолы Павел, Петр, Фома, Симон Кананит, Иаков Заведеев, Матфий и August Julius Wredow (1804-1891) – апостолы Андрей, Матфей, Иаков Алфеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей. Цинковые скульптуры апостолов установлены в 1849 году. Со стороны Сенатской площади к собору ведет огромная монументальная гранитная лестница шириной 60 метров. Первоначально собор был покрашен в желтый цвет вписываясь в общий ансамбль с другими зданиями Сенатской площади, однако в конце XIX века был выкрашен в три разных оттенка светло серого цвета. Благодаря расположению на холме и белому цвету окраски создается ощущение, что собор парит над городом. Цвет куполов собора зеленый, это говорит о том что он посвящен Святому.

Внутренний вид собора

Интерьер Кафедрального собора Хельсинки отличается простотой, ничего лишнего, полностью отсутствует та помпезность присущая Православным храмам. Внутреннее пространство выкрашено в белый цвет, по углам центральной части собора находятся памятники величайшим деятелям движения реформации церкви: основателю протестантизма Мартину Лютеру (1483-1546), теоретика лютеранства Филиппу Меланхтону (1497-1560) и первому епископу протестанско-лютеранской церкви в Финляндии с 1554 года Микаэлю Агриколе (1510-1557) в четвертом углу центральной части находится кафедра проповедника. Памятники Лютеру и Меланхтону являются увеличенными гипсовыми копиями с памятника Реформации в Вормсе (Германия) работы Эрнста Ритшеля (1804-1861). Памятник Микаэля Агриколы работа финского скульптора Вилле Вальгрена (1855-1940). Алтарь как и положено располагается в восточной части помещения. Алтарную картину «Положение Христа во гроб» выполнил придворный живописец Николая I Тимофей Андреевич Нефф (1805-1876). Фигуры Ангелов по сторонам от главного алтаря создал немецкий скульптор Густав Блезер (1813-1874). В Кафедральном соборе установлен орган насчитывающий 57 регистров, выполнен на датской фабрике Marcussen & Son в 1967 году от предыдущего органа немецкой фирмы Walcker созданного по проекту Эрнста Лормана в 1846-1847 годах сохранился лишь фасад. Для прихожан в соборе установлены кресла-скамейки во время службы прихожане встают только в особо значимых моментах.

Дополнительный сведения

В 1970 году произведена реставрация крипты (подвальное, полуподвальное помещение под алтарем и хоральными частями т.е. сводчатый нижний этаж) собора по проекту архитектора Тарьи Салмио-Тойвиайнен (Tarja Salmio-Toiviainen). После новой реставрации 1996-1998 года в крипте установили новый алтарь с картиной современного финского художника Каролуса Энкеля (Carolus Enckell). Орган в крипте установлен в 2006 году финским органостроителем Мартти Портан (Martti Porthan) в необарочном духе. Крипта вмещает 500 человек, предназначена для проведения собраний общины, концертов и выставок. Крипта работает в летнее время открыта для всех желающих работает кафе Krypta. В 1996-1998 годах были отреставрированы статуи апостолов на крыше собора, также барельефы, лестница и внутренние помещения. В соборе проходят богослужения, праздничные службы, церемонии бракосочетания. Организуются экуменические богослужения (тенденция к объединению различных конфессиональных направлений в рамках одной церкви), знаменующие открытие и закрытие парламентских сессий, ежегодные торжественные богослужения по случаю Дня независимости Финляндии, торжественные богослужения посвященные присвоению научных степеней на различных факультетах Университета Хельсинки и других учреждений высшего образования. В крипте собора летом можно посетить концерты и выставки.

Источник информации: finnish.ru

 Адрес: Unionsgatan 29, 00170 Helsingfors
 Телефон(ы): +358 9 2340 6120

Достопримечательности рядом

Сенатская площадь | Памятник Александру II | Дом сословий | Городской музей Хельсинки | Музей трамвая | Детский город в Городском музеи Хельсинки | Ресторан Olo | Рыночная площадь Кауппатори | Фонтан Хавис Аманда | Президентский дворец | Улица Алексантеринкату | Парк Эспланады | Старый крытый рынок | Музей искусства Атенеум | Успенский собор (Собор Успения Пресвятой Богородицы) | Ресторан Nokka | Финский национальный театр | Ресторан Emo | Военный музей Финляндии | Художественный музей Амоса Андерсона | Музей финской архитектуры | Музее Дизайна | Музей современного искусства «Киасма» | Памятник Маннергейму | Часовня тишины Камппи | Бар А21
Показать «Собор Святого Николая (Кафедральный собор)» на карте

Собор Святого Николая (Кафедральный собор) на карте

Как найти «Собор Святого Николая (Кафедральный собор)» в Хельсинки

Экскурсии в Хельсинки

Все экскурсии на русском языке. Можно сразу выбрать необходимую категорию экскурсий.

Все (23) | Обзорные (9) | Музеи и искусство (9) | На выходные (12) | Летом (13) | Сенатская площадь (6) | Успенский кафедральный собор (6) | Торговая площадь (6) | Зимой (22) | Весной (18) | Пешком (18) | Тематические (17) | Мини-группы (1) | Групповые (3) | Прогулки (18) | Экспресс-экскурсии (17) | Пешеходные (17) | Необычные маршруты (7) | Индивидуальные (21) | Парки (11) | Вечерние (17) | Летние (9) | Нескучные (6) | Увидеть главное (8) | Осенью (8) | На автомобиле (5) | Парламент (2) | Национальный музей Финляндии (1) | Дворец конгрессов (1) | Ботанический сад (1) | Привокзальная площадь (1) | Монумент Сибелиусу (1) | Оперный театр (1) | Церковь в скале Темппелиаукио (2) | По барам (1) | Развлечения (1) | Лучшие (10) | В августе (8) | На Рождество (6) | Для детей (3) | Зоопарк «Коркеасаари» (1) | Ночные (2) | На английском языке (4) | История и архитектура (5) | Трансферы (2) | За городом (1) | На выходных (1) | Экскурсионные туры (1) | Пожить как местный (1) | Церковь Каллио (1) | Активный отдых (1) | 5 дней (1) | 7 дней (1) | 6 дней (1)

Отзывы на ««Собор Святого Николая (Кафедральный собор)»» (Хельсинки)

Общий рейтинг Гугл (4.5, всего отзывов: 8050). Ниже приведено несколько последних отзывов, полученных от Гугла.

Roctiv Kinarat, 2020-03-03

Наверное самая главная достопримечательность Хельсинки. Да у кого из вас нет фотографии с лестницу у этого собора? У меня тоже есть. Вот насколько мне нравится внешний облик здания, который имеет притягательную особенность, настолько внутри собора посмотреть нечего. Лучше любоваться фасадом.
Oleg Korzhanov, 2020-02-08

Кафедральный собор Хельсинки возводился параллельно с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге, но закончен был на 20 лет раньше. А 15 февраля будет уже 168 лет со дня открытия. Всегда поражают величественность и масштабы вложенного труда в строительство таких зданий, тщательность и проработка каждой детали. Восхитительно!
Denys Ageienko, 2020-02-29

Что-то в этом есть. Чувствуется какая-то монументальность сооружения. Если вы любитель фотографироваться на фоне достопримечательностей, то будьте готовы к тому, что у вас за спиной еще будут пару зевак-туристов )))
Evgenii Liu, 2020-03-02

Центральная площадь Хельсинки! Архитектура площади схожа с Санкт-Петербургом. В центре стоит памятник императору Александру Второму. Недалеко порт и рыночная площадь.
Al Ma, 2019-12-06

Не раз посещали собор. Прекрасное место. Хор,орган звучат бесподобно. Крутая лесница вверх. Особый колорит. Сенатсаая площадь всегда радует мероприятиями и развлечениями.

Что посмотреть в Хельсинки

Дворцы, замки, усадьбы, дома
Исторические места
Музеи
Ночная жизнь, рестораны, кабаре
Памятники, скульптуры, статуи
Парки и природные достопримечательности
Площади, улицы, фонтаны, районы
Пляжи, аквапарки, купальни, бани, аквариумы
Спортивные сооружения
Театры и концертные залы
Храмы, соборы, монастыри
Активный отдых, аттракционы, развлечения
Прочее

В списке обозначено:
- Топ-достопримечательности
- Для детей

Хельсинки - Советы и полезная информация

Общая информация
История и культура
Персоны
Развлечения и отдых
Покупки
Еда и напитки
Транспорт
Безопасность
Схемы
Прочее