Национальный музей [Копенгаген]

The National Museum of Denmark / National Museum
Музей представляет историю датских и зарубежных культур. Содержит экспонаты со всего мира, от Гренландии до Южной Америки.

Национальный музей Дании (дат. Nationalmuseet) был открыт в Копенгагене в 1892 году и является крупнейшим музеем истории культуры. Представляет историю датских и зарубежных культур. Музей содержит экспонаты со всего мира, от Гренландии до Южной Америки. Экспозиция музея охватывает 14 тысячелетий истории Дании, здесь выставлены экспонаты от эпохи охотников ледникового периода, викингов, до произведений искусства, созданных во славу Бога в средневековье, когда церковь играла огромную роль в датской жизни.

Национальный музей истории Дании (Nationalmuseet) расположен на улице Стормгаде (в 5 минутах ходьбы от Ратушной площади) в известном историческом здании «Дворец принца» (Prinsens Palae).

Показать больше

История возникновения музея

Этот дворец был возведен в 1743 г. для кронпринца Фредерика, будущего короля Фредерика V, по проекту великого Николая Эйгтведа. «Дворец принца», построенный в стиле рококо, имеет два фасада: один выходит на улицу Стормгаде, а другой — на канал Фредериксхолм, отделяющий остров Слотсхольмен от остальной части Копенгагена, и смотрит прямо на дворец Кристиансборг.

Когда в 1849 г. датский король Фредерик VII решил добровольно ограничить свою власть, приняв первую Конституцию страны, он одновременно с этим передал датскому народу значительное число зданий, которыми до этого владела королевская семья. В их числе был и «Дворец принца». Король также передал народу Королевскую кунсткамеру — коллекцию различных раритетов и предметов старины, оружия и старинной утвари, основанную в 1650 г. Фредериком III. Королевская кунсткамера, размещенная во «Дворце принца», и составила основу коллекции Национального музея истории, который официально открылся здесь в 1892 г.

В Музее собраны предметы, являющиеся символами исторического прошлого страны и хорошо знакомые каждому датчанину.

Главным сокровищем и гордостью Музея являются два золотых рога V в. (Guldhornene), найденные в местечке Галлехус в южной Ютландии. Первый рог нашли в 1639 г., второй — в 1734 г.у почти сто лет спустя, при том, что места, где были найдены рога, разделяло всего... 15 метров. На рогах имеются надписи — автографы древнего мастера, который их сделал. Роги достигают в длину 80 сантиметров и весят 3,2 килограмма. Они богато украшены фигурками древних скандинавских богов Тора, Оди-на, Фрейра, валькирий, воинов с менами, переплетенных змей и драконов, рыб и звезд. Существует версия, что рот принадлежали древнему датскому королю Ауитгасту, который храбро сражался с гуннами, саксами и бургундами, отстаивая право датчан жить на своей родной земле, и использовались им во время пиршеств и священных обрядов.

Первый золотой рог был найден крестьянской девочкой Кирстен Свендсдаттер 20 июля 1639 г. Она просто шла по вспаханному полю и увидела, как кончик рога торчит из земли. Рог был доставлен в сокровищницу Кристиана IV, который щедро наградил Кирстен.

Второй рог был найден 21 апреля 1734 г. крестьянином Эриком Лассеном. Он передал его графу Шакенборгу, который, в свою очередь, вручил его королю Кристиану VI. Оба рога хранились в Королевской кунсткамере (Det kongelige Kunstkammer). Однако 4 мая 1802 г. произошла трагедия: неудачливый ювелир и часовщик по имени Нильс Гейденрейх, промышлявший подделкой «древних» индийских монет и украшений, подобрав ключи от внутренних помещений Кунсткамеры, сумел похитить оба бесценных рога. На следующий же день пропажу обнаружили, и за возвращение древних рогов была обещана гигантская по тем временам награда — тысяча ригсдалеров. Но было уже поздно: Гейденрейх еще в ночь похищения переплавил фантастические по красоте роги в бесформенные золотые слитки. В 1803 г. Гейденрейха разоблачили и арестовали. Его бросили в тюрьму, из которой он вышел лишь 37 лет спустя и вскоре умер. Те, кто купил у него переплавленное золото — все, что осталось от рогов, — вернули его королевской казне. Но вернуть сами роги было уже невозможно. За два года до похищения итальянский кардинал Бенелли захотел сделать копию рогов для своей коллекции, и с этой целью по его заказу в Копенгагене были сделаны точнейшие гипсовые слепки с рогов. Но корабль, на котором их отправили в Италию, попал в жесточайшую бурю и затонул у берегов Корсики. Поэтому роги пришлось отливать заново, придерживаясь не точного слепка, а сверяя их детали по различным рисункам, которые с них были сделаны на протяжении многих столетий. В 1980 г. ученые произвели грандиозную работу, заново проштудировав все старые рисунки с изображениями рогов и сверив их с накопленными за эти годы знаниями о древнескандинавской мифологии, и отлили новую, улучшенную копию рогов. Эта копия и представлена сейчас в экспозиции музея.

Другой гордостью музея и Дании является Гундеструпская серебряная чаша (Gundestrupkarret). Эта чаша — гораздо более древняя, чем золотые роги: она относится к II столетию до н.э. Чашу обнаружили люди, добывавшие торф на торфяном болоте Ревемосе (Raevemose) в местечке Гундеструп (Gundestrup) 28 мая 1891 г.

Гундеструпская чаша — это самая крупная серебряная чаша, сделанная в Европе в эпоху железного века. Она достигает 69 сантиметров в диаметре и 42 сантиметров в высоту. Сделана она из одного серебряного слитка, что само по себе свидетельствует о высочайшем искусстве изготовления чаши. Исследуя чашу с помощь электронного микроскопа, ученые установили, что над ней трудился не один мастер, а целых три.
Изображения на чаше представляют собой удивительную смесь кельтских божеств Сернаннаса и Таранниса, ирландского божества Дагды, индийских слонов и Будды. Ученые считают, что чаша была изготовлена по заказу вождя кельтского племени скордичи (Scordisci) во Фракии местными мастерами, которые пользовались огромной популярностью в Европе из-за своего непревзойденного умения обращаться с драгоценными металлами. Причем мастера эти изготовили чашу из переплавленных персидских монет. Впоследствии чаша попала в руки кимвров, завоевавших те области Фракии, где жили скордичи, а потом уже оказалась в Дании. Кельты использовали эту чашу для проведения важных религиозных церемоний, для посвящения мальчиков в воины, а также для церемонии посвящения избранных юношей в кельтские жрецы.

Другим важнейшим предметом в экспозиции музея является Солнечная повозка (Solvognen). Она относится к 1350 г. до н.э. Нашел ее 7 сентября 1902 г. крестьянин Фредерик Виллумсен в местечке Трундхольм-Мосе. В тот день он решил вспахать новый участок земли, к которому до этого никто не прикасался плугом, и на поверхности оказалась бронзовая фигурка лошади, которая тянула за собой повозку с установленным на ней позолоченным солнечным диском. Сначала Виллумсен решил, что нашел просто старинную детскую игрушку, и отдал ее своему сыну поиграть. И только потом крестьянин понял, что нашел настоящую археологическую редкость, и передал ее в руки ученых.

Солнечная повозка является наглядной иллюстрацией мифологических воззрений древних скандинавов, считавших, что солнце ночевало в мореу а ранним утром рыбы доставляли его на своих спинах на корабль, корабль перевозил солнце на сушу и там оно погружалось на повозку, которую весь день потом тянули солнечные лошади. На закате солнце вновь перегружали на корабль и на спинах рыб доставляли обратно в море, чтобы на следующий день солнечная повозка могла вновь везти его по небосводу. Ученые считают, что найденная в Трундхольм-Мосе Солнечная повозка широко использовалась во время религиозных церемоний и заклинаний древних людей, для которых Солнце являлось главным божеством. Ничего подобного этой бронзовой Солнечной повозке в других странах не найдено — существуют лишь вы,биты, на камнях ее изображения, но датская Солнечная повозка является пока единственной и уникальной в мире.

Еще одним важнейшим экспонатом музея является древний корабль бронзового века (Hjortspringsbaaden). Он был обнаружен в Хьортспринг-Мосе в 1921 г. Корабль был построен древними датчанами за 350 лет до рождения Христа. В длину он достигает 19 метров, вес его составляет 530 кг, и он мог легко нести на своем борту 24 человека с тяжелым вооружением. Корабль сделан из искусно подогнанных друг к другу липовых досок, скрепленных лубом, а весла, которыми гребли сидевшие в нем люди — из клена. Это самый древний корабль Скандинавии. Он является прародителем знаменитых драккаров викингов, бороздивших океанские просторы задолго до Колумба и Васко да Гама.

Незабываемое впечатление на всех посетителей музея производит знаменитая Эгтведская девушка (Egtvedpigen). Прекрасно сохранившиеся в болотистых слоях земли останки этой девушки, возраст которой равнялся 16—18 годам и которая умерла в 1370 г. до н.э., нашли в 1921 г. в местечке Эгтвед. Рост девушки равняется 160 сантиметрам, у нее длинные светлые волосы и ухоженные ногти. Она была похоронена в гробу, который был точно сориентирован на местности в направлении восток—запад. Девушка лежала в гробу в одежде из льна и тщательно выделанной кожи, на ее запястьях были бронзовые браслеты, а ее талию опоясывал пояс с большой бронзовой пряжкой. В голове у нее лежала берестяная шкатулка, в которую были вложены шило, бронзовые заколки и сеточка для волос. В ногах у нее лежали связки листьев тысячелистника и мирта, бочонки с пивом, медом и моченой брусникой.

В музее находится одна из самых обширных коллекций лур — длинных труб, в которые во время важнейших религиозных церемоний трубили жрецы в древней Скандинавии, и которые затем использовались глашатаями в эпоху викингов.

Здесь также представлены различные предметы, связанные с открытием викингами Америки, которую они посетили за пятьсот лет до Христофора Колумба. В Музее хранятся редчайшие гренландские амулеты, которые викинги выменивали у гренландских инуитов, и те копья и стрелы, которыми коренные обитатели Америки в конце концов поразили пришельцев из далекой Европы, отсрочив тем самым колонизацию Америки на добрых пятьсот лет.

В музее хранятся египетские мумии из раскопок в Долине царей, каменные фигуры индийских богов, полные самурайские облачения и доспехи эпохи мэйдзи, включая мечи, и другие редчайшие исторические и культурные сокровища, за много веков накопленные в Дании.

Внимание же русских путешественников неизбежно привлечет целая серия прижизненных портретов русских царей, которая вот уже несколько столетий хранится в датском музее. Это — портреты Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых, аналогов которым нет даже в нашей стране. Но даже на их фоне выделяется своей уникальностью парсуна с изображением Ивана Грозного (1530—1584). Это единственный существующий в мире портрет знаменитого царя. История его появления столь же необычна, как и он сам. Как известно, в ту пору в России портреты писать было не принято. За этим очень строго следили церковные и светские власти. Единственное исключение царь Иван Грозный сделал., для самого себя. И вызвано это было тем, что он мечтал о браке со знатной иностранкой и активно сватался к самым именитым невестам Европы — незамркней английской королеве Елизавете I, сестре польского короля Ягеллонке, шведской королеве Екатерине, сестре шведского короля Эрика Цецилии. Ведя переговоры о браке, русский царь требовал присылки ему портретов всех тех знатных невест Западной Европы, за которых сватался.

Но и они, в свою очередь, требовали того же и от него. Поэтому в нарушение всех правил и канонов Иван Грозный решился на то, чтобы придворные художники сделали его изображение. Оно было написано на традиционном для иконописи дереве липы, причем для того, чтобы доска никогда не изогнулась и изображение не покоробилось, дерево специально срезано косо и расписано с внутренней стороны по отношению к сердцевине. Оно должно было быть направлено в Лондон — не сумев сговориться о браке с самой английской королевой Елизаветой I, Иван Грозный начал свататься к ее молодой родственнице Марии Гастингс. Но их свадьба так и не состоялась: царь умер, и помолвка расстроилась. А портрет Ивана Грозного попал к датскому послу в России Якобу Ульфельдту (1535—1593), который и привез его в Копенгаген, где он оказался в Королевской кунсткамере — предтече Национального музея истории.

В музее существует несколько постоянных выставок, в том числе "Древняя Дания", "Дания в Средние века и эпоху Возрождения", "Истории Дании с 1660 по 2000 г.", "Античное искусство", "Народы мира", "Этнографическая сокровищница" и "Детский музей". Среди собственно датских экспонатов – сокровища гробниц викингов, хорошо сохранившиеся болотные находки, потрясающие предметы средневекового церковного обихода и крупнейшее в мире собрание золотых алтарей.

Помимо основной экспозиции, в музее часто проходят временные выставки.

Источник информации: http://vikingtours.ru, https://pharaom.livejournal.com

Достопримечательности рядом

Копенгагенская ратуша | Новая глиптотека Карлсберга | ​Музей военной истории и оружия | Музей Торвальдсена | Музей Ганса Христиана Андерсена | Музей Рипли | Памятник Г. Х. Андерсену (возле здания ратуши) | Ратушная площадь | Кристиансборг | Парк Тиволи | Променад Стрёгет | Королевская библиотека | Церковь Богоматери | Фонтан аистов | Копенгагенская фондовая биржа | Круглая башня | Музей мировых рекордов Гиннесса | Парк Орстед | Королевский театр Дании

Национальный музей на карте

Копенгаген: как найти «Национальный музей»

Что посмотреть в Копенгагене

Дворцы, замки, усадьбы, дома
Исторические места
Мосты
Музеи
Ночная жизнь, рестораны, кабаре
Памятники, скульптуры, статуи
Парки и природные достопримечательности
Площади, улицы, фонтаны
Пляжи, аквапарки, купальни, бани, аквариумы
Театры и концертные залы
Храмы, соборы, монастыри
Активный отдых, аттракционы, развлечения
Прочее

В списке обозначено:
- Топ-достопримечательности
- Для детей

Копенгаген - Советы и полезная информация

Общая информация
История и культура
Персоны
Развлечения и отдых
Покупки
Еда и напитки
Транспорт
Безопасность
Схемы
Прочее