Успенский собор (Собор Успения Пресвятой Богородицы) [Хельсинки]

The Uspensky cathedral / Uspenskin katedraali

Самый большой православный собор Северной и Западной Европы, высота которого 51 метр (на время строительства Финляндия входила в состав Российской империи). Он выполнен в псевдовизантийском стиле и принадлежит финской православной церкви.

Успенский собор — величественное краснокирпичное сооружение с поблескивающими золотом луковками куполов — фотогенично возвышается на скале у западной оконечности квартала Катаянокка. Когда прибываешь в Хельсинки на пароме, на подходе к Южной гавани перед тобой открывается живописная городская панорама с двумя доминирующими силуэтами — этого православного храма и его белоснежного лютеранского собрата.

Успенский собор — одна из самых узнаваемых достопримечательностей Хельсинки. Это главный храм Хельсинского православного прихода и Хельсинской епархии. Он также известен как самый крупный в Северной и Западной Европе православный собор. Во время поездки в Хельсинки собор обязательно стоит посмотреть и, возможно, даже побывать на службе и послушать чудесное пение. Но Успенский собор интересен не только тем, что это живой действующий храм. Это еще и памятник архитектуры с интересными деталями декора и впечатляющим интерьером. В этой заметке мы расскажем об истории и архитектуре Успенского собора в Хельсинки, также будет приведено описание и фотографии внутреннего убранства.

Показать больше

История Успенского собора и православного прихода в Хельсинки

Успенский кафедральный собор (Uspenskin katedraali) — важнейший православный храм Хельсинки и всей Финляндии. Как лютеранский собор Хельсинки доминирует над Сенатской площадью, так Успенский собор подчиняет себе остров Катаянокка (Можжевеловый мыс).

Строительство Успенского собора положило начало градостроительному развитию этого «маргинального» района Хельсинки, который до второй половины XIX века кишел убогими бараками и лачугами и не самой порядочной публикой. Какое-то время собор был единственным полноценным зданием в районе Катаянокка, но зато каким! С собора-то всё и началось. Район с некогда дурной репутацией перестал быть прокаженным. К нему стали присматриваться богатые коммерсанты, заказывавшие себе модные жилые дома, и вот в на рубеже веков грянул самый настоящий строительный бум, за каких-то десять лет превративший Катаянокку в заповедник финского модерна. После того как на месте бывших лачуг выросли все эти удивительные шедевры финского югендштиля, прежде заброшенная территория превратилась в элегантный район близ центра Хельсинки, а Успенский собор оказался его почтенным старожилом.

Успенский собор называют памятником эпохе российского правления в Финляндии. Он был построен в царствование императора Александра II, когда Финляндия входила в состав Российской империи как автономное Великое княжество Финляндское.

До возведения Успенского собора в Хельсинки (Гельсингфорсе) была лишь одна полноценная православная церковь — Свято-Троицкий храм, построенный в 1825-1827 гг. по проекту Карла Людвига Энгеля. Однако эта церковь вскоре стала слишком мала для растущей православной общины Хельсинки. Если в момент освящения Свято-Троицкой церкви в Хельсинки проживало лишь 600 православных, то к 1850-м годам их число уже приближалось к 2 тыс. (причем в летние месяцы добавлялось еще столько же туристов, приезжавших на лечение минеральными водами), а с началом Крымской войны увеличилось еще больше за счет роста гарнизона.

В 1854 году настоятелем Свято-Троицкой церкви стал энергичный молодой священник Николай Попов, поднявший вопрос о возведении нового, более вместительного храма: старая церковь была настолько маленькой, что во время крупных праздников верующим приходилось тесниться на улице. К тому же, к тому времени на Сенатской площади появился огромный лютеранский собор, заслонивший скромную православную Свято-Троицкую церковь.

За помощью священник обратился к генерал-губернатору Финляндии Ф. Ф. Бергу, и уже в марте 1857 года был издан документ о необходимости постройки нового обширного православного храма, «который наружным благообразным великолепием и большею вместительностью соответствовал бы... общему усердию религиозному». В апреле 1859 года граф Берг получил разрешение у обер-прокурора Синода пригласить в Хельсинки архитектора Горностаева. Вероятно, Алексей Максимович был знаком Бергу по работам в Валаамском монастыре. Хотя Берг и был по вероисповеданию лютеранином, он оказался ревностным деятелем на благо православной церкви.

Автор проекта Успенского собора в Хельсинки — русский архитектор Алексей Максимович Горностаев (1808-1862) (фактически собор строился уже после его смерти, в 1862-1868 гг.). Алексей Горностаев родился в семье бывшего крепостного Максима Горностаева, самородка, дослужившегося до главного управляющего Выксунских металлургических заводов И. Р. Баташева, но скончавшегося, когда Алексею было всего несколько месяцев. Алексей Горностаев вырос на Выксунских заводах, в семье генерала Д. Д. Шепелева, затем учился в Москве, а в 1829 года поступил в Царскосельское дворцовое управление помощником архитектора к А. П. Брюллову, принял участие в строительстве Михайловского театра в Санкт-Петербург. В 1834 году Горностаев получил аттестат Академии художеств и отправился в путешествие по Европе, выполнив ряд рисунков и чертежей, за что ему по возвращении было присвоено звание академика архитектуры (1838).

Алексей Горностаев работал в Санкт-Петербурге, на Валааме, в Троице-Сергиевой пустыни и других местах. Он много ездил по России, изучал и зарисовывал старинную церковную архитектуру. Не случайно Горностаеву ставят в заслугу возрождение национального стиля в русской архитектуре. Особенно его интересовала церковная шатровая архитектура.

Горностаев приехал в Хельсинки летом 1859 года и выбрал местом для будущего собора скалистый холм на острове Катаянокка, напротив императорского дворца (нынешнего президентского). Скала составила естественный фундамент для здания храма. К этому времени относится первый эскиз западного фасада собора, выполненный Горностаевым в виде акварельной миниатюры (хранится в Государственном архиве Финляндии). Первый эскиз Успенского собора, выполненный А.М. Горностаевым в 1859 году.

В том же году академик подготовил чертежи с акварельной раскраской, а в январе 1860 года проект Горностаева был утвержден Александром II. Император желал освятить новый собор во имя Успения Пресвятой Богородицы и устроить три придела, однако в итоге храм получился однопрестольным из-за нехватки места. План Успенского собора, выполненный архитектором Горностаевым.

Контракт с архитектором Горностаевым был заключен осенью 1860 года, после чего начался сбор средств (добровольных пожертвований) на строительство собора. Храм строили всем миром: император Александр II выделил 20 тыс. рублей, у Синода удалось исхлопотать 15 тыс. рублей, а цесаревич (будущий император Александр III) в ознаменование своего бракосочетания с принцессой Дагмарой прислал 2 тыс. руб. Вдобавок к этому, более 30 тыс. было собрано по всей России от простых верующих. От московского купечества поступило 20 тыс. Кроме того, утверждается, что на Успенский собор пожертвовал каждый русский купец в Хельсинки. В число жертвователей вошел и сам генерал-губернатор граф Берг: он передал священнику Николаю Попову 500 рублей серебром. В целом постройка Успенского собора обошлась в 223 тыс. рублей.

Торжественная закладка Успенского собора состоялась 15 августа 1862 года в присутствии великих князей Алексея Александровича и Николая Константиновича, совершавших плавание по Балтийскому морю. Это произошло уже при новом генерал-губернаторе бароне П. И. Рокасовском. На начальном этапе строительством руководил сам архитектор Горностаев. Но он не отличался крепким здоровьем и 18 декабря 1862 года умер в возрасте 54 лет. После его смерти работы продолжил И. А. Варнек. В проект Горностаева он никаких изменений не внес, только звонницу заменил колокольней.

Окончание строительства собора ускорилось благодаря назначению и прибытию в Хельсинки в 1866 году нового генерал-губернатора Финляндии графа Н.В. Адлерберга.

Утварь для внутреннего убранства собора пожертвовали частные лица: купеческая вдова Д. Салтыкова подарила собору дарохранительницу, серебряный крест и 2 хоругви, хельсинкский купец Н. В. Табунов пожертвовал плащаницу и гробницу к ней, граф Адлерберг заказал позолоченное паникадило, а московские купцы А. И. Хлудов и Н. Ф. Шубин подарили восемь колоколов. Самый большой из этих колоколов весил около 5 тонн (300 пудов). С этим колоколом произошла забавная история. Когда колокол не поместился в колокольне, ее пришлось частично разобрать и расширить, причем это было сделано за счет самого дарителя.

Стены собора решено было возводить из кирпича, поскольку он строился на месте, обдуваемом влажными морскими ветрами, так что штукатурка была признана неподходящим материалом. Любопытная деталь: красный кирпич для Успенского собора привезли в Хельсинки по морю из крепости Бомарсунд, которая располагалась на Аландских островах и была разрушена в 1854 году во время Крымской войны. Взорванные стены крепости Бомарсунд были использованы при возведении многих построек на территории Хельсинки: не пропадать же хорошему нетронутому кирпичу.

Как сообщает мемориальная доска внутри собора, храм освятил 13 октября 1868 года епископ Выборгский Павел. В память об освящении Успенского собора была выбита памятная медаль, а основные жертвователи и строители, а также священник и художник были награждены ценными подарками и орденами. Через 25 лет (в 1893 году), уже в царствование Александра III, собор был переосвящен после реставрации, проведенной силами статского советника Якова Чернышева. Купец и меценат Яков Логгинович Чернышев (1826-1906) активно проявил себе еще на этапе строительстве собора: он пожертвовал значительную сумму и выступил в качестве главного подрядчика.

После этого собор приходилось ремонтировать еще несколько раз. Основательный ремонт был произведен перед столетним юбилеем храма в октябре 1968 года. При ремонте заделали трещины в наружной стене, крышу и купола покрыли медными листами, главки и кресты заново позолотили, внутренние стены оштукатурили и окрасили, сохранив при этом прежнюю расцветку и орнамент, отреставрировали иконы. В 2004-2007 годах была вновь обновлена позолота куполов.

В настоящее время Успенский собор относится к числу важнейших достопримечательностей финской столицы. Его ежегодно посещает около 500 тыс. человек (больше, чем лютеранский собор Хельсинки, но меньше, чем церковь в скале). Успенский собор является вторым по величине зданием в центре Хельсинки и главным храмом Хельсинского православного прихода.

Первоначально Хельсинский православный приход был русскоязычным и состоял главным образом из русских, проживавших в Хельсинки и окрестностях. После того как Финляндия обрела независимость, он почти полностью стал финскоязычным, однако после Второй мировой войны в связи с различными волнами иммиграции приход приобрел более интернациональный состав. На сегодняшний день большинство членов общины говорят на финском, вторая по численности группа — русскоязычная (14%). В Хельсинском приходе сегодня насчитывается около 17 тыс. членов. Богослужения в Успенском соборе проводятся на финском языке (службы на церковнославянском языке можно посетить в Свято-Троицкой церкви Хельсинки). Православие является в Финляндии второй государственной религией, его исповедует около 1,1 % населения.

Архитектура и интерьер Успенского собора в Хельсинки (внутреннее убранство, иконы)

Архитектурный стиль Успенского собора определяют как псевдовизантийский или русско-византийский с элементами романского. По некоторым данным, в качестве образца для собора послужила старинная церковь XVI века в Коломенском, недалеко от Москвы. Исследователи также отмечают, что Горностаев во многом ориентировался на деревянное зодчество Русского Севера, вот только деревянную резьбу заменил более прочной кирпичной кладкой.

Успенский собор представляет собой квадратное в плане сооружение с выступающей полукруглой алтарной частью и трехъярусной колокольней с южной стороны. Колокольня соединена с основной частью храма многоступенчатой галереей. Общая высота собора — 51 м.

Снаружи нарядный краснокирпичный храм украшают выступы, колонки, углубления, карнизы, рельефы, а венчает его обширный центральный шатер (главный купол) с позолоченной главой. Крыльцо с западной стороны поддерживают две гранитные колонны. Главный купол окружают 12 переливающихся на солнце маленьких позолоченных главок по периметру собора и еще одна над колокольней, что оживляет силуэт собора и делает его особенно живописным. Тринадцать основных главок символизируют Христа и 12 апостолов. Также существует мнение, что каждая главка напоминает горящую свечу и олицетворяет душу христианина, стремящегося к высшему идеалу. Интенсивно-красные стены храма красиво контрастируют с зелёными куполами и золотом луковичных глав.

Известный искусствовед и художественный критик В. В. Стасов считал Успенский собор вершиной творчества А. Горностаева: «Это самое большое и многосложное сооружение Горностаева, — писал он. — Стиль совершенно своеобразный, но, по разным подробностям, он всего более приближается к стилю то новгородской, то суздальской полосы нашей».

Интерьер Успенского собора в Хельсинки очень просторный и светлый, с обилием легких красочных орнаментальных византийских росписей, покрывающих арки и своды храма. Внутреннее оформление собора выполнено по эскизам архитектора Горностаева. Центральный купол опирается изнутри на четыре массивные колонны, высеченные из монолитного камня (местной гранитной скалы) и искусно отполированные.

Верхняя часть центрального свода и арочное перекрытие над алтарной частью представляют собой голубое звездное небо, причем над алтарной частью на фоне звездного неба изображен символ Святого Духа — голубь.

Над главной алтарной аркой помещено изображение Господа Саваофа, а высоко в арке над клиросом — изображения святых Иоанна Златоуста и Василия Великого. В западной части храма в арке изображены апостолы Иуда Фаддей и Матфий.

В парусах центрального купола помещаются овальные изображения московских святителей: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а на арках свода — библейские изречения на славянском языке: «Приидите ко мне, все труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вы», «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе спасе моем», «Верующий во мя имут живот вечный» и «Благословен грядыи во храме святыя славы Твоея».

В местах смыкания четырех массивных гранитных колонн и арочных сводов написаны образы апостолов: Иакова брата Господня, Филиппа, Андрея, Иакова Зеведеева, Фомы, Иакова Алфеевва, Варфоломея и Симона Кананита.

Резной двухъярусный иконостас украшен богатой позолотой. Иконы написаны в академическом стиле. Они были выполнены в Санкт-Петербурге русским художником Павлом Шильцовым на полотне по золотому фону. Над Царскими вратами помещена картина «Тайная вечеря» по Леонардо да Винчи, а по сторонам от нее на втором ярусе иконостаса — евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн с символами. Над Тайной вечерей возвышается икона Воскресшего Христа Спасителя.

В планировке интерьера Успенского собора в Хельсинки прослеживаются византийские традиции. Обширное подкупольное пространство увеличивается за счет отсутствия сидений, а относительно близкая постановка колонн к стенам создает впечатление целостности: весь видимый богомольцами объем храма воспринимается как единый общий зал. Это впечатление дополнительно усиливается тем, что внутренние стены собора окрашены в цвета, близкие по оттенку к гранитным колоннам. В соответствии с православными канонами, во время богослужений прихожане стоят. Имеющиеся у стен скамьи предназначены для пожилых и слабых здоровьем.

Особое внимание привлекает центральная массивная люстра — изящное позолоченное паникадило со 144 свечами, изготовленное по особому заказу генерал-губернатора Финляндии графа Н.В. Адлерберга. Восемь роскошных подсвечников, подвешенных перед иконами иконостаса, изготовлены монахами Валаамского монастыря.

В соборе хранится несколько ценных икон. Большинство икон поступило в храм после 1918 года и накануне Второй мировой войны. Среди них стоит выделить икону преподобного Серафима Саровского с мощами, старинные иконы великомученицы Варвары и святителя Николая Чудотворца.

Особая ценность собора — почитаемая Козельщанская икона Божией Матери. Это список с чудотворной Козельщанской иконы, находящейся в Рождество-Богородичном монастыре села Козельщина Полтавской области. Этот список принадлежал некогда Иоанну Кронштадтскому и стал его молитвенным благословением родителям тяжело больной девочки, которая чудесным образом излечилась.

Сначала икона находилась в Выборге, а в 1940 году была вывезена в Хельсинки, вместе с тремя вышеназванными. В 2010 году икону из Успенского собора похитили, но воры были вскоре найдены, а в 2011 года обнаружили и саму икону, и сегодня она возвращена в храм. Украшенная бисером чудотворная икона Божией Матери Козельщанской, привезенная из Выборга, находится у левой (северной) стены собора. В окладе иконы располагаются многочисленные подвесы (крестики и другие ювелирные изделия, переданные верующие в дар храму в благодарность за чудеса, совершенные иконой).

Привезенная из Выборга икона Николая Чудотворца была похищена из собора в 2007 году и до сих пор разыскивается.

Помимо вышеупомянутых икон из Выборга, после Зимней войны 1939 г. в Успенском соборе появились иконы из русских церквей с Карельского перешейка и с Валаама. Отдельно стоит отметить икону священномученика Александра Хотовицкого (1872-1937), который был настоятелем Хельсинского (Гельсингфорского) прихода в 1914-1917 годах (канонизирован в 1994 году). Александру Хотовицкому также посвящена часовня в крипте Успенского собора.

У правой (южной) стены собора можно увидеть надгробие — пустую гробницу, которая служит символом Гроба Господня и используется во время богослужений на Страстную Пятницу.

Источник информации: www.mishanita.ru

Достопримечательности рядом

Ресторан Nokka | Президентский дворец | Ресторан Olo | Детский город в Городском музеи Хельсинки | Городской музей Хельсинки | Музей трамвая | Рыночная площадь Кауппатори | Сенатская площадь | Памятник Александру II | Дом сословий | Старый крытый рынок | Собор Святого Николая (Кафедральный собор) | Фонтан Хавис Аманда | Военный музей Финляндии | Парк Эспланады | Ресторан Emo | Улица Алексантеринкату | Музей искусства Атенеум | Музей финской архитектуры | Музее Дизайна

Успенский собор (Собор Успения Пресвятой Богородицы) на карте

Хельсинки: как найти «Успенский собор (Собор Успения Пресвятой Богородицы)»

Хельсинки - список достопримечательностей

Дворцы, замки, усадьбы, дома
Исторические места
Музеи
Ночная жизнь, рестораны, кабаре
Памятники
Парки и природные достопримечательности
Площади, улицы, фонтаны
Пляжи, аквапарки, купальни, бани, аквариумы
Спортивные сооружения
Театры
Храмы, соборы, монастыри
Активный отдых, аттракционы, развлечения
Прочее

В списке обозначено:
- Топ-достопримечательности
- Для детей

Хельсинки - Советы и полезная информация

Общая информация
История и культура
Персоны
Развлечения и отдых
Покупки
Еда и напитки
Транспорт
Безопасность
Схемы
Прочее
Другие города