Художественный музей Дидрихсена [Хельсинки]

The Didrichsen Art Museum / Didrichsenin taidemuseo

Здесь регулярно проходят выставки выдающихся художников и скульпторов Можно увидеть постоянные выставки коллекций из Азии, экспонаты доколумбийского периода, в парке скульптур – шедевры из Финляндии и других стран.

Художественный музей Дидрихсена в Хельсинки (Didrichsenin taidemuseo) — очень интересное место со своей особенной атмосферой. Это частная художественная галерея, расположенная на модернистской вилле среди задумчивой северной природы острова Куусисаари (Kuusisaari). Хотя музей находится не так уж далеко от центра города — всего каких-то 20 минут езды на автобусе от вокзала — он незаслуженно мало знаком российским туристам.

Музей Дидрихсена входит в десятку самых популярных художественных музеев Финляндии, и здесь регулярно проходят выставки выдающихся художников и скульпторов, причем не только финских. Пример тому — выставка работ Эдварда Мунка, которая продлится до февраля 2015 года. Своими впечатлениями от выставки мы поделимся в отдельной заметке, а сегодня наш рассказ — о супругах Дидрихсен, их коллекции и замечательной вилле.

Показать больше

Как родился музей Дидрихсена. Искусство национальное и интернациональное

Музей родился из любви двух людей — и их любви к искусству. Он был основан Гуннаром Дидрихсеном (Gunnar Didrichsen) (1903-1992) и его женой Марией-Луизой, урожденной Гранфельт (Marie-Louis Granfelt) (1913-1988).

Датский бизнесмен Гуннар Дидрихсен впервые приехал в Финляндию в 1927 году и, увидев огромный потенциал этого региона, решил остаться здесь жить и наладить свое дело. В 1928 году он основал компанию Trans-Meri Ab, которая специализировалась на производстве технохимических изделий (компания существует и поныне и теперь называется просто Transmeri). Дидрихсен руководил предприятием в течение 60 лет, до 1988 года.

Дидрихсен познакомился с Марией-Луизой в 1938 году и вскоре влюбился в эту невысокую энергичную девушку. Период ухаживаний был интенсивным и беззаботным. Оба были прекрасными танцорами и, несмотря на разницу в росте, поражали окружающих слаженностью движений. В апреле 1939 года, всего через несколько месяцев после знакомства, Гуннар и Мария-Луиза поженились.

Объединила их не только любовь, но и страсть к искусству, благо процветающий бизнес позволял коллекционировать картины и скульптуры. При этом у супругов было такое правило: покупать то или иное произведение только в том случае, если оно нравится обоим. Первым совместным приобретением четы стала картина Пекки Халонена «Обед» («Трапеза в избе») (Ateria) (1889), которую они купили в 1942 году.

Ядро коллекции сформировалось в 1950-1960-х годах. Большинство произведений для своего собрания Дидрихсены приобретали у европейских галерей, но кое-что покупали и непосредственно у самих художников: так было, например, в случае с Генри Муром, Робертом Якобсеном и Соней Делоне. Интересно, что когда в 1966 году в хельсинкском музее Атенеум проходила выставка Василия Кандинского (одним из ее организаторов была Мария-Луиза), то было поставлено следующее условие: как минимум три работы художника должны быть проданы в Финляндии. В итоге одну из них (гуашь) купили как раз Дидрихсены. Кроме того, в 1967 году они приобрели у вдовы Кандинского красочный осенний пейзаж Мурнау.

Открытие Художественного музея Дидрихсена для публики состоялось в 1965 году. На торжестве присутствовал президент Финляндии и другие официальные гости. Открытие нового музея широко освещалось в прессе и на телевидении. Оно стало крупным событием в культурной жизни Хельсинки, тем более что количество художественных галерей в городе в то время было значительно меньше, чем сегодня.

Хозяйка дома и сама не была обделена вниманием журналистов. Мария-Луиза была женщиной общительной, любила устраивать званые обеды и вечера с игрой в бридж. Благодаря тонкому вкусу, умению вести беседу и — не в последнюю очередь — элегантным нарядам от лучших мировых модельеров, она часто становилась героиней светской хроники.

Госпожа Дидрихсен проявляла интерес к неординарным художественным произведениям и нередко могла предсказать, какое искусство станут ценить в ближайшем будущем. Вместе с мужем она нередко выбирала для коллекции вещи, которые тогда считались спорными, а сегодня всемирно признаны.

Поначалу Дидрихсены коллекционировали предметы традиционного финского искусства (Аксели Галлен-Каллела, Пекка Халонен, Ээро Ярнефельт, Алвар Кавен, Магнус Энкель, Хелена Шерфбек), но с 1960-х годов переключились на современное интернациональное искусство (Пикассо, Фернан Леже, Генри Мур, Джакометти, Миро, Кандинский), которое и по сей день остается главным достоянием музея, его основной «фишкой». Коллекция работ Генри Мура является крупнейшей в скандинавских странах.

Из современных финских авторов в коллекции представлены Рейдар Сярестёниеми, Лайла Пуллинен, Юхани Линноваара, Эйла Хильтунен.

Гуннар Дидрихсен увлекался не только изобразительным искусством, но и литературой, а также музыкой. Часть его собрания книг можно увидеть в библиотеке. Кроме того, он собрал замечательную коллекцию марок и медалей. А поскольку Гуннар и его супруга были любителями музыки, в музее часто устраивались концерты.

Уникальность музея еще и в том, что здесь хранится единственная в Финляндии коллекция искусства доколумбовой эпохи. Также на нижнем этаже находится собрание восточного искусства (преимущественно китайского).

В 1970-х годах коллекция Дидрихсенов продолжала расширяться, а музей приобрел мировую известность. В начале 1990-х годов был проведен ремонт, расширено выставочное пространство. После смерти Гуннара и Марии-Луизы дело родителей продолжили их четверо детей.

Весной 2013 года в музее началась обширная реконструкция, после завершения которой он вновь открыл свои двери в 2014 году. В ходе этих работ был благоустроен и парк скульптур вокруг виллы.

В результате реконструкции комплекс стал еще больше напоминать популярный датский музей современного искусства «Луизиана» (Louisiana), который тоже известен парковыми скульптурами и видом на море. Основатель «Луизианы» Кнуд В. Йенсен был хорошим другом Гуннара Дидрихсена. Из-за сходства архитектуры, природы и художественных коллекций музей Дидрихсена даже называют «мини-Луизианой».

Сегодня в Художественном музее Дидрихсена 2–3 раза в год проводятся временные выставки.

Архитектура виллы Дидрихсена. Творение Вильо Ревелла

Вилла, в которой разместился музей, интересна и сама по себе — как пример гармонично вписанной в ландшафт современной архитектуры.

В 1940-х семья Дидрихсенов жила в центре Хельсинки — на улице Merikatu 1, с видом на парк Кайвопуйсто (Kaivopuisto). Но в 1950-х годах коллекционеры захотели переехать поближе к природе и построить собственный дом, для чего пригласили знаменитого архитектора и дизайнера Алвара Аалто (многие читатели, наверное, помнят его библиотеку в Выборге).

Обратившись к Алвару Аалто, Дидрихсены мечтали получить дом в духе знаменитой виллы Майреа (Villa Mairea), возведенной Аалто для Гарри и Майры Гулликсен в 1938-1939 годах в Ноормаркку (район города Пори).

Аалто, сославшись на загруженность, от предложения отказался, но порекомендовал Вильо Ревелла (Viljo Revell) (1910-1965). Как выразился Аалто, Ревелл — «единственный, кто способен сделать проект так же хорошо, как я». К тому времени Ревелл не только успел поработать помощником Аалто, но и сам был уже состоявшимся мастером. Наиболее знаменитыми произведениями Вильо Ревелла являются Стеклянный дворец в Хельсинки (1935, в соавторстве) и особенно — ратуша Торонто (1966), хотя архитектор и не дожил до завершения ее строительства. По сей день день Ревелл — один из всемирно известных финских архитекторов.

Вилла Дидрихсенов на острове Куусисаари была построена по проекту Ревелла в 1958-1959 годах. В 1964-1965 году архитектор добавил к вилле специальное музейное крыло, куда и была перенесена художественная коллекция. Тогда-то и возникла идея демонстрации собрания широкой публике, и уже в следующем году, как мы знаем, музей открылся для всех желающих.

Вильо Ревелл был терпелив, вдумчив и обладал даром предвидения: он чувствовал, в каком направлении будет развиваться архитектура, и опережал свое время в решении технических проблем. Его здания отличались четкими прямыми линиями, были прогрессивны, но при этом всегда строились для людей, были удобны для проживания.

После Второй мировой войны Ревелл стал поклонником «интернационального стиля». Представители этого направления строили здания, составленные из геометрических форм, а их излюбленным материалом был бетон. Апогеем этой новой поэтики стал зародившийся в Великобритании под влиянием Ле Корбюзье брутализм, подчеркивавший грубую обнаженную структуру бетона. Бетон не шлифовали и никак не облицовывали, а намеренно оставляли шероховатым, со следами опалубки. Здание музея Дидрихсена стилистически относят как раз к архитектуре «бетонного брутализма». Как и другие здания в этом стиле, оно отличается подчеркнутой горизонтальностью. При этом оно гораздо легче, прозрачнее — и, конечно, миниатюрнее, — чем характерные для брутализма угрюмые и тяжеловесные сооружения типа «колбасного дома» Makkaratalo в центре Хельсинки (тоже проект Ревелла).

Вильо Ревелл разработал не только проект самого дома, но и дизайн интерьера виллы, включая почти всю мебель и даже такие мелочи, как шкафчик для ликера (на фотографии ниже), дверные ручки, аквариум. Вся мебель изготавливалась из тикового дерева. Технических новинок и находок была масса. Например, во время обеда в столовой хозяйка могла незаметно для гостей вызвать горничную, нажав ногой на кнопку в полу. Кухню оборудовали самой современной бытовой техникой из Америки, а в зимнем саду установили одну из первых в Финляндии систем для плавного регулирования уровня яркости освещения (диммеров).

Замысел Ревелла состоял в том, чтобы гармонично объединить три элемента: искусство, архитектуру и природу. Благодаря большим окнам — один из главных источников освещения — интерьер перетекает в парковый ландшафт, стирается четкая граница между внутренним и внешним пространством.

Коллекция Дидрихсенов представлена не только в музейном здании, но и вокруг него. Чтобы увидеть этот парк скульптур, даже не обязательно покупать входной билет в музей.

По парку можно побродить совершенно бесплатно. Всего в парке — около 15 современных скульптур, как из собственной коллекции музея, так и из других фондов.

К числу произведений из собственной коллекции музея относятся работы Генри Мура, Бернарда Медоуза, Лайлы Пуллинен, Эйлы Хильтунен, Ээро Хииронена. Эти скульптуры, созданные из разных материалов, ведут диалог с архитектурой дома и окружающей природой.

История парка восходит к 1961 году, когда архитектор виллы, Вильо Ревелл, предложил установить у входа в музей скульптуру Генри Мура. Как мы уже знаем, сегодня музей Дидрихсена в Хельсинки располагает крупнейшей в скандинавских странах коллекцией работ Генри Мура. Сначала была приобретена «Лежащая фигура на пьедестале» (Reclining figure on pedestal) (1960) (ее можно увидеть у бассейна), а затем — «Атомная энергия» («Атом») (Atom piece / Nuclear Energy) (1964) (у входа в музей), изображающая нечто среднее между ядерным грибом и черепом человека, символизируя этическую двойственность атомной бомбы.

Первый вариант этой скульптуры Генри Мур создал в 1963 году по просьбе Чикагского университета. С помощью данного памятника университет хотел увековечить работу Ферми в области ядерной физики. Изначально скульптура называлась Atom Piece («Атомный фрагмент»), но затем Мур переименовал ее в Nuclear Energy («Атомная энергия»), поскольку в английском языке слова piece («фрагмент») и peace («мир») звучат одинаково.

Генри Мур был другом архитектора Ревелла, и, пожалуй, наиболее известным примером их сотрудничества может служить ратуша Торонто, перед зданием которой Ревелл счел необходимым водрузить монументальную абстрактную скульптуру Мура «Лучник». Позднее Мур выполнил «Лучника» меньшего масштаба, уже из мрамора, и Дидрихсены ее приобрели для своей коллекции. Всего в музее на сегодняшний день более десятка работ Генри Мура.

Вокруг виллы Дидрихсенов много и другой интересной современной скульптуры: например, недалеко от входа в музей у парковки установлена композиция «Крещендо» (Crescendo) (1982) — работа скульптора Эйлы Хильтунен (она автор знаменитого памятника Сибелиусу), посвященная Марии-Луизе Дидрихсен (In Memoriam Marie-Louise Didrichsen).

Из работ, временно украшающих парк, отметим скульптуры «Мама Африка» (Тилла Кекки, 2008) и «На волнах» (Йенни Тиеахо, 2013).

Последняя напоминает модель корабля викингов и органично смотрится на фоне живописной природы острова. Ладья до того здорово вписывается в ландшафт, что даже жалко, что через какое-то время ее заменят другой инсталляцией.

В парке виллы, в тихом месте с видом на море, есть скромная могила супругов Дидрихсен. Надгробный памятник «Пустая гробница» создал в 1985 году финский скульптор Арво Сийкамяки.

Памятник не случайно так называется: имеется информация, что в соответствии с желанием супругов их прах был развеян над гладью моря, у побережья рядом с виллой. Впрочем, сама надгробная композиция была заказана еще при жизни Марии-Луизы, которая скончалась от рака в 1988 году.

Источник информации: www.mishanita.ru

Художественный музей Дидрихсена на карте

Хельсинки: как найти «Художественный музей Дидрихсена»

Хельсинки - список достопримечательностей

Дворцы, замки, усадьбы, дома
Исторические места
Музеи
Ночная жизнь, рестораны, кабаре
Памятники
Парки и природные достопримечательности
Площади, улицы, фонтаны
Пляжи, аквапарки, купальни, бани, аквариумы
Спортивные сооружения
Театры
Храмы, соборы, монастыри
Активный отдых, аттракционы, развлечения
Прочее

В списке обозначено:
- Топ-достопримечательности
- Для детей

Хельсинки - Советы и полезная информация

Общая информация
История и культура
Персоны
Развлечения и отдых
Покупки
Еда и напитки
Транспорт
Безопасность
Схемы
Прочее
Другие города