Главная → Россия → Санкт-Петербург → Советы → Франческо Бартоломео Расстрели

Франческо Бартоломео Расстрели [Санкт-Петербург]

Среди славной когорты зодчих, создавших неповторимый облик Петербурга, особое место занимает итальянец Франческо Бартоломео Растрелли, или, как его ещё называли на русский манер, Варфоломей Варфоломеевич. Он прожил большую и, безусловно, интересную жизнь. Сорок восемь лет провел в России. Прибыв в Петербург юношей, учеником своего отца, Растрелли достиг всех возможных для архитектора почестей, а умер отставленным от дел и в скромном достатке.

Личность архитектора

Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году в семье известного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки. Дела у Бартоломео Карло шли не очень хорошо, заказов было мало, поэтому в конце 1715 года он с радостью принял предложение от российского посла поехать в Россию на три года на службу к Петру I. Уже в феврале 1716 года Карло Растрелли прибыл в Петербург с шестнадцатилетним сыном — своим ближайшим помощником. Франческо Бартоломео оказался в пору своей юности на огромной стройке новой русской столицы, с поразительной быстротой выраставшей на островах невской дельты. Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ни у себя на родине, ни в других странах Западной Европы, да и нигде в мире не было в ту пору строительства, хотя бы отдаленно схожего по своим масштабам и смелости замысла с застройкой Петербурга.

Показать больше

Работы и проекты

Первый заказ, который получает Бартоломео Карло, — обустройство мызы Стрельна, создание там великолепного парка с каналами, водяными каскадами. Модель будущего ансамбля отец поручает сделать своему сыну Франческо. Так начался творческий путь будущего великого архитектора на российской земле.

Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было строительство с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира. Как отмечают исследователи творчества Франческо, это была ещё ученическая работа. Тем не менее, в компоновке объемов чувствовался талант ученика. Между 1727 и 1730 годами Растрелли создает проект каменного Дворца с садом для князя Ивана Долгорукого и проект нового здания Арсенала в Москве. В 1730 году Растрелли приступил к сооружению в Московском Кремле деревянного дворца, несколько позже перенесенного в новую царскую резиденцию на берегу Яузы.

Становлению таланта архитектора способствовали не только его целеустремленность и увлеченность работой как в мастерской, так и на строительной площадке, но и общение с поистине великими архитекторами. В дом Растрелли-старшего, что на Первой Береговой улице, часто заходили Земцов, Трезини, а также Гаэтано Клавери, прославившийся позже своими творениями в Дрездене при Королевском дворе Августа.

По-настоящему талант Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны. Первый заказ от всесильного фаворита императрицы Бирона Растрелли получил весной 1732 года: построить на пустыре между Невским и Большой Морской вместительный и удобный манеж. С этим заданием он успешно справляется. Осенью 1734 года Бирон вновь призывает к себе архитектора для того, чтобы поручить ему возвести замок в Курляндии в Руентале. День закладки дворца — 24 мая 1736 года — стал праздником для архитектора.

Знакомство с чертежами, по которым велось строительство дворца, не обнаруживает прямого заимствования молодым Растрелли приемов и методов архитекторов более старшего поколения. В этом особенность таланта Растрелли, который, воспринимая своим пылким воображением чужие открытия, создавал свое творение, ни на что не похожее и неповторимое.

В конце февраля 1741 года Растрелли подготовил проект нового Летнего дворца, а в июне того же года в торжественной обстановке состоялась его закладка.

В ноябре 1741 года произошел очередной дворцовый переворот, который привел на царский трон дочь Петра I Елизавету Петровну. Новое царствование для Растрелли поначалу не предвещало ничего хорошего. В первые два месяца о нем никто не вспоминал. Затем от него потребовали объяснений, почему он числится обер-архитектором. В добавление ко всем неприятностям последовал устный указ: никаких заказов итальянцу не давать. Всеми архитектурными делами теперь стал заправлять Земцов, хорошо знавший Растрелли и пытавшийся всячески привлечь его к работе.

В такой неопределенности прошло два года. Поскольку Елизавета Петровна жаждала иметь собственные роскошные дворцы, она вынуждена была обратиться к Растрелли. Весной 1744 года она поручает ему довести до конца сооружение и внутреннюю отделку Летнего дворца, а через несколько месяцев — продолжить строительство Аничкова дворца, начатого ещё Земцовым. Кроме того, императрица прибавляет к его жалованью ещё триста рублей, и теперь оно составляет полторы тысячи рублей.

Так Елизавета Петровна оценила заслуги зодчего за создание Летнего дворца — первого собственного дома императрицы, выстроенного специально для нее. К сожалению, этот Летний дворец простоял лишь до 1797 года, когда Павел I повелел на месте Летнего дворца возвести для себя Михайловский замок.

Растрелли был очень требователен к себе в работе и того же требовал от своих помощников. Особой жалости к людям у Растрелли, видимо, не было. Условия жизни и семейные обстоятельства подручных мало волновали обер-архитектора. Единственный критерий — быстрота, четкость и качество исполнения порученного дела. С честолюбивым, эгоистичным и вспыльчивым обер-архитектором, вероятно, было не так легко и просто работать.

Вот, например, перечень работ Растрелли за 1748 год — проект и чертежи убранства помещений Петергофского дворца, разработка проекта Смольного монастыря, строительство дворца в подмосковном селе Перово, проект сооружения Андреевского собора в Киеве, завершение строительства Аничкова дворца, проект убранства его покоев, мебели, проект иконостаса Преображенского собора в Петербурге, украшения для банкетных столов праздничных императорских обедов, строительство большого дворца для гофмаршала Шепелева.

Иногда такая загруженность работой приводила Растрелли к некоторым просчетам. В частности, известны неудачные решения Растрелли при строительстве киевского храма в честь Андрея Первозванного (1744–1752). Исследователи считают, что Андреевская церковь Растрелли — это поиск решения, идея будущего собора, воплощенная затем в Смольном монастыре.

В 1749 году Елизавета Петровна издает указ о строительстве Смольного монастыря в Петербурге и поручает его Растрелли. Наиболее значительной частью ансамбля Смольного монастыря является собор. Растрелли осуществил план собора в виде квадрата с выступами на двух противоположных сторонах — восточной (алтарь) и западной (главный вход). Внутреннее пространство собора расчленено очень четко, оно легко обозримо, в нем нет никаких неожиданных иллюзорно-пространственных эффектов, к которым так любили прибегать архитекторы итальянских храмовых зданий эпохи барокко. Можно утверждать в этом смысле, что план Смольного собора несет на себе печать реалистического мышления его автора, тяготевшего к ясным и четким построениям, всегда чуждавшегося приемов иллюзии, пространственного «обмана» зрителя. Однако движение, наполняющее композицию Растрелли, существенно отличается от пресловутой «динамичности» храмовых зданий итальянского барокко.

Растрелли не пришлось закончить здание собора: в 1757 году строительство (начатое в 1748 году) приостановилось в связи с Семилетней войной. Несмотря на незавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и по исполнению остается одним из самых значительных и цельных произведений Растрелли, одним из замечательных архитектурных ансамблей XVIII века.

Работая над сооружением Смольного монастыря в декабре 1745 года, Растрелли получает новое распоряжение императрицы Елизаветы Петровны — начать строительство Верхних палат в Петергофе.

После поездки в Петергоф и тщательного изучения состояния дворца Растрелли представил царице свой проект, который в марте 1746 года был утвержден. Но сам архитектор был недоволен этим проектом, и через некоторое время он предлагает императрице построить новые каменные флигели с галереями и куполами. После разборки деревянных корпусов дворца стало ясно, что необходима полная перестройка обветшалого дворца.

Тогда-то и рождается у Растрелли замысел — разобрать флигели и галереи дворца, сооруженного ещё Н. Микетти, сохранить сложившийся петергофский ансамбль, сделать петровский дворец центром нового здания, построить новые галереи с двумя флигелями и возвести два новых корпуса. Окончательный проект Растрелли был утвержден 7 апреля 1747 года.

Все основные работы по перестройке Большого Петергофского дворца архитектор завершил через три года. Растрелли выполнил также проекты декоративного убранства интерьеров. На это ушло ещё пять лет трудов.

15 июня 1752 года Елизавета Петровна впервые устроила в обновленном Петергофском дворце прием. Присутствовавшие на нем придворные и приглашенные гости были в восторге от внешнего великолепия и внутреннего убранства дворца.

За сооружение дворца в Петергофе, которым императрица, кстати, была очень довольна, Растрелли не получил никакой награды. Некоторые исследователи это объясняют происками любимца Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова, первого министра. Он, как известно, был поклонником искусства рококо. Может быть, поэтому свой дворец он поручил строить С. И. Чевакинскому, хотя все дворцы знатным вельможам строил именно Растрелли. Кроме того, создав в 1757 году Академию художеств, Шувалов не распорядился принять в её члены оберархитектора, что, конечно, было несколько странным.

Но Петергофский дворец служил как бы подготовкой к гораздо более значительному и цельному произведению зодчего — Большому (Екатерининскому) дворцу Царского Села.

Работы Растрелли в Царском Селе начались в 1748 году. Первоначально они заключались главным образом в переделках старого дворца. С 1752 года Растрелли приступил к новой перестройке всего здания. Екатерининский дворец Царского Села — одна из грандиознейших дворцовых композиции XVIII века. По своим масштабам, цельности пространственного построения, единству фасадных мотивов и отделки интерьера, по необычной насыщенности архитектурных форм пластикой и цветом — это произведение Растрелли представляет собой явление единственное в своем роде.

В основу общего плана Екатерининского дворца положен тот же тип блокагалереи, что и в основу дворца в Петергофе, но здесь этот блок принял размеры гораздо более значительные. Принцип «регулярности», правильности, четкости архитектурной композиции со всей определенностью выразился в строго прямолинейном плане Екатерининского дворца, в его простой и ясной пространственной схеме.

Для Растрелли весьма характерна композиция дворца в виде единого объема, без резкого выделения отдельных частей здания и его центральной оси. Ритм фасада определяется не столько объемными членениями сколько мощным рельефом колонн, чередующихся с оконными проемами. Фасадные стены галерей превращаются в сплошную колоннаду, в которой громадные окна занимают почти полностью междуколонные промежутки. В этом сочетании прозрачности с массивностью, в этом совмещении стены, пронизанной светом, со стеной, выступающей в виде мощного цоколя и колонн колоссального ордера — характерная особенность композиции Екатерининского дворца.

По своему внутреннему убранству Екатерининский дворец представлял собой, бесспорно, одно из самых замечательных дворцовых зданий мира.

Замечательным памятником архитектуры, творением рук Растрелли является Зимний дворец. У дворца были предшественники: два деревянных и четыре каменных. Совершенно точно известно, что пятый Зимний дворец Растрелли строил вместе со своим отцом.

16 февраля 1753 года Елизавета Петровна издает указ о строительстве нового Зимнего дворца. Однако прошло больше года, прежде чем был окончательно утвержден четвертый по счету проект Зимнего дворца. Растрелли пришлось приложить немало сил, потратить время и нервы, чтобы убедить царицу строить не просто дворец, а создавать ансамбль, в котором дворец хоть и главная, но все же часть этого ансамбля. По замыслу Растрелли, Зимний строится на Дворцовом лугу. Площадь перед дворцом окружит галерея с широким разрывом напротив него.

В июле 1754 года Елизавета Петровна издает именной указ о начале строительства, при этом императрица рассчитывает на срок в два года. Сам же обер-архитектор с учетом всех факторов реально оценивает строительство в пять лет. Так оно в действительности и получилось. Осенью 1759 года здание дворца только подвели под крышу. Началась внешняя отделка. Эскизы простых украшений готовили помощники оберархитектора, а более сложные — сам Растрелли.

К этому времени Растрелли одолевают болезни. Годы брали свое. В конце 1760 года оберархитектора постигают и неудачи. Начатое по его проекту в 1758 году строительство Гостиного двора вдруг было остановлено. Формально это объяснялось нехваткой рабочих рук. Ведь одновременно шло строительство и Зимнего дворца, и Смольного монастыря. Истинная же причина заключалась в неприятии купцами проекта Растрелли. Им нужно было не пристанище для мудрецов и философов, как это получалось по Растрелли, а удобное, практичное место для торговли. Вскоре, 25 мая 1761 года, Шувалов добился подписания указа о строительстве Гостиного двора по проекту Валлен-Деламота.

Для Растрелли это был тяжелый удар. Впервые за многие годы так откровенно пренебрегли его искусством. Прозвучал первый, но достаточно грозный сигнал будущей отставки обер-архитектора. Растрелли не заметил, как общественное мнение и вкусы при дворе стали формировать новые люди, которые были невысокого мнения о стиле барокко.

25 декабря 1761 года Елизавета Петровна скончалась, так и не переехав в Зимний дворец. Новый император Петр III приказал повоенному быстро отделать дворец к 6 апреля 1762 года. Удивительно, но за такой небольшой промежуток времени удалось отделать около ста комнат, театр, церковь и галерею.

Ни один европейский дворец того времени не может равняться с Зимним по внушительности и грандиозности. Дворец — вершина русского барокко середины XVIII века, его завершение и начало конца. Именно в Зимнем Растрелли довел до совершенства те композиционные и архитектонические приемы, которыми пользовался все предыдущие годы. Применение многочисленных колонн, мощных фронтонов, усложненных наличников — все способствует созданию трехмерного пространства и насыщает фасад такой динамической силой, что дальнейшее её нагнетание грозит переходом в статичность. Вместе с тем Зимний дворец геометрически четок в своем плане. А все его четыре фасада, наружных и дворовых, решены в едином архитектоническом ключе. И в этом сочетании заданной строгости и нагнетенной до предела динамики ощущается некая противоречивость, скрытая и, может, до конца не осознанная борьба нового художественного мировоззрения с барочными традициями, преодолеть которые оберархитектор не мог.

Как это ни парадоксально, но именно Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил Растрелли, кто удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Св. Анны. Это была последняя благосклонность фортуны к итальянцу.

28 июня 1762 года к власти пришла Екатерина II. С этого времени над головой Растрелли начали сгущаться тучи. Ему перестали давать заказы, считая, что его стиль барокко стал немодным. Обер-архитектор просит дать ему отпуск, и 10 августа 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ. Растрелли с семьей отправляется к себе на родину, в Италию. Через год он возвращается с тайной надеждой, что опять вернется к работе. Но за время его отсутствия ситуация ухудшилась. Растрелли узнает, в частности, о том, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. Он подает прошение об отставке. 23 октября 1763 года Екатерина II принимает решение об отставке обер-архитектора Франческо Бартоломео де Растрелли с назначением ему пенсиона — тысяча рублей в год.

В 1764 году Растрелли отправляется в Митаву, столицу Курляндии, к своему старому покровителю и доброжелателю Эрнсту Иоганну Бирону завершать и отделывать начатый им когдато дворец. Почти год он проработал в Митаве и Руентале. Но вскоре сын Эрнста Иоганна Бирона Петр, который теперь управлял всеми делами, дал понять, что хочет взять молодого архитектора. Это означало не что иное, как вежливый отказ от услуг Растрелли. Он, правда, в это же время попробовал предложить свои услуги прусскому королю Фридриху II. Однако барочные дворцы Растрелли не входили в планы практичного короля, которого интересовали только финансы, политика и военное дело. 13 февраля 1767 года умерла жена Растрелли. Он прожил с ней вместе свыше тридцати лет. В феврале 1769 года Растрелли вновь отправляется в Италию с коммерческой целью — купить там картины итальянских живописцев с тем, чтобы потом перепродать их в Петербурге. Хоть таким образом он мог позволить себе просуществовать какое-то время без заботы о хлебе насущном.

Кончина

Нет никаких известий, насколько удачной была эта коммерческая акция, но известно другое — прошение Растрелли о принятии его в члены Императорской Академии художеств было удовлетворено 9 января 1771 года. Через семьдесят девять дней Франческо Бартоломео Растрелли умер.

Санкт-Петербург - Советы и полезная информация

Общая информация
История и культура
Персоны
Развлечения и отдых
Покупки
Еда и напитки
Транспорт
Безопасность
Схемы
Прочее

Экскурсии в Санкт-Петербурге

Все экскурсии на русском языке. Можно сразу выбрать необходимую категорию экскурсий.

Все (1390) | По дворам и парадным (119) | Групповые (547) | Пешком (639) | Доходные дома (77) | Коммуналки (11) | Недорогие (70) | Интерьерные (137) | Прогулки (639) | На выходные (565) | Для школьников (1107) | Улица Рубинштейна (17) | Тематические (1399) | Экспресс-экскурсии (873) | Для пенсионеров (756) | Для студентов (756) | Что ещё посмотреть (775) | Пешеходные (550) | Летом (403) | Зимой (1109) | Со скидкой (285) | Необычные маршруты (355) | Необычные дома (105) | Нескучные (214) | Весной (793) | Обзорные (188) | Невский проспект (106) | Казанский собор (67) | Дом Зингера (26) | Спас на Крови (76) | Елисеевский магазин (16) | Гостиный двор (11) | Летние (1124) | В августе (1064) | Пожить как местный (41) | Увидеть главное (263) | Александровская колонна (24) | Дворцовая площадь (109) | Авторские (241) | Осенью (919) | На Рождество (332) | Для детей (121) | Эрмитаж (87) | Зимний дворец (104) | Индивидуальные (807) | Лучшие (584) | Эрмитаж для детей (26) | Искусство и музеи (156) | Усадьбы и дворцы (218) | Индивидуальные в Эрмитаж (42) | Исаакиевский собор (101) | Мифы и легенды (60) | Мистические (38) | Медный всадник (66) | Адмиралтейство (54) | Переулки и улицы (233) | Распутин (13) | Новая Голландия (19) | На выходных (199) | Михайловский замок (65) | Мраморный дворец (14) | Масоны (21) | Вечерние (534) | На английском языке (176) | Активности (80) | Уникальный опыт (124) | От Невского проспекта (10) | Для школьных групп (47) | Петропавловская крепость (81) | Заячий остров (29) | Интерактивные (76) | На автомобиле (239) | Набережные (181) | Марсово поле (11) | Ночные (216) | Канал Грибоедова (37) | В главной роли: Петербург (11) | Фотосессии (49) | История и архитектура (415) | Петроградка (36) | Мини-группы (153) | Главный штаб (12) | Атланты Эрмитажа (14) | Квесты (50) | Развлечения (95) | Необычные темы и маршруты (22) | Игры (39) | Квесты для взрослых (22) | Музеи и искусство (206) | Дворцы и особняки (230) | Увидеть самое главное (52) | Разводные мосты (28) | Белые ночи (15) | Релакс и романтика (42) | Новогодние (23) | Блокадный Ленинград (20) | Экскурсии к 23 февраля (9) | Военные (23) | Особняк Румянцева (3) | Для подростков (44) | Смольный собор (25) | Домик Петра I (23) | Соборы и храмы (100) | Строгановский дворец (6) | Юсуповский дворец (18) | Шереметевский дворец (17) | Монастыри, церкви, храмы (129) | На автобусе (214) | За городом (296) | Парки (194) | Экскурсионные туры (294) | Однодневные (179) | За городом и природа (83) | В Карелию (27) | В Карелию на автобусе (17) | Приозерск (5) | Сортавала (21) | «Рускеала» (23) | По барам (18) | Неформальные (41) | С дегустацией (8) | Гастрономические (25) | Дегустации (20) | Летний сад (29) | Квесты для подростков (26) | Квесты для детей (21) | Чижик-Пыжик (30) | Фонтанка (63) | Васильевский остров (58) | Аптека Пеля (5) | Кронштадт (53) | Петергоф (58) | Индивидуальные в Петергоф (22) | Петергоф и Кронштадт (6) | Фонтаны Петергофа (26) | Морской Никольский собор в Кронштадте (21) | Парки Петергофа (38) | Иммерсивные (10) | Заводы (4) | Криминальный Петербург (14) | Серебряный век (8) | Литературные (35) | Царское Село (54) | Места Пушкина (29) | Царскосельский лицей Пушкина (10) | Екатерининский парк (36) | Романтические (45) | Крейсер «Аврора» (28) | Стрелка Васильевского острова (68) | Телебашня (4) | Забытые острова (2) | Каменный остров (15) | Форты Кронштадта (24) | Кронштадт на автобусе (13) | Прогулки на теплоходе (20) | Николо-Богоявленский морской собор (20) | По крышам (22) | Смотровые площадки (28) | Павловск (21) | Павловский дворец (13) | Природа (23) | Пушкин и Павловск (5) | Гроты Петергофа (6) | От Московского вокзала (24) | От площади Восстания (15) | Петропавловский собор (28) | Заброшенные места (13) | Ленинградская область (44) | Екатерининский дворец (30) | Янтарная комната (23) | Монетный двор (6) | Дацан Гунзэчойнэй (2) | В Петергоф на автобусе (15) | Экскурсии к 8 марта (8) | Почувствовать себя местным (7) | На минивэне (17) | Уличные фотосессии (26) | Александро-Невская лавра (5) | Дом Бака (5) | Ростральные колонны (28) | Трансферы (5) | Ораниенбаум (19) | По каналам (38) | На катере (31) | Индивидуальные водные (18) | Развод мостов на катере (8) | Аренда катера (19) | Речные прогулки (51) | Круизы однодневные (37) | Водные для детей (36) | Достоевский (21) | Гоголь (5) | По местам Раскольникова из романа «Преступление и наказание» (8) | Ладожское озеро (13) | Дорога жизни (2) | Толстовский дом (7) | Яндекс Путешествия: по местам «Преступления и наказания» (5) | Метро (3) | Гранд Макет (2) | Музей-макет «Петровская Акватория» (4) | Мариинский дворец (5) | Таврический дворец (6) | На велосипеде (9) | Александринский театр (16) | Семимостье (13) | Дворец Белосельских-Белозерских (5) | Аничков дворец (17) | В помещении (60) | Витебский вокзал (9) | Гатчина (24) | Обзорные на автобусе (79) | Активный отдых (80) | На мотоцикле (13) | Места силы (3) | Императорские дворцовые конюшни (2) | Стрельна (10) | В Пушкин на автобусе (11) | «Лахта Центр» (5) | «Севкабель-порт» (7) | Выставки (12) | Крепость Орешек (5) | Шлиссельбург (7) | Финский залив (58) | Парк «Александрия» (6) | Дамба (18) | Дворец Бобринских (1) | Кладбища (11) | Маяки (10) | Выборг (24) | От Гостиного двора (4) | Елагин остров (7) | Крестовский остров (6) | Водные по каналу Грибоедова (5) | Фотосессии на крыше (6) | Фотопрогулки (26) | Ночные на автобусе (7) | Ночные на теплоходе (16) | Ледокол «Красин» (2) | Дом учёных (4) | Дворец Меншикова (11) | Рок (14) | Искусство (32) | Анненкирхе (2) | Мариинский театр (6) | Дом купцов Елисеевых (6) | Кресты (1) | Новый год и Рождество (6) | Холод не помеха (10) | На самолете (4) | дворец Монплезир (2) | Академия Штиглица (6) | Русский музей (30) | Квесты для большой компании (9) | Фотосессии в Эрмитаже (1) | Музей Фаберже (26) | Севкабель порт (4) | Кино (7) | Речной трамвайчик (38) | Усадьба Знаменка (2) | Аудиогиды (29) | Морской собор святителя Николая Чудотворца (2) | Хоральная синагога (1) | В Великий Новгород (4) | Православные (17) | Дом Радио (3) | Мастер-классы (10) | Мастер-классы по рисованию (4) | Мастер-классы для взрослых (4) | Мастер-классы для двоих (1) | Ночные прогулки по Неве (14) | Развод мостов на теплоходе (12) | Ночные на теплоходе по Неве (13) | Кунсткамера (8) | Шуваловский парк (3) | Особняк Штиглица (2) | Самокаты (1) | Смоленское кладбище (6) | Сестрорецк (7) | Зеленогорск (8) | Курортный район (3) | Перезагрузка (53) | Вырица (4) | Билеты в Эрмитаж (16) | Новогодние экскурсии в Санкт-Петербурге (8) | Рождественские (10) | Свирский монастырь (3) | Конные прогулки (5) | Петергоф ночные (4) | Дом Бенуа (5) | Особняк Матильды Кшесинской (8) | Особняк Половцова (5) | Лахта Центр (12) | SUP-прогулка (8) | Зенит Арена (7) | На кораблике (12) | Репино (4) | Форт Александр (2) | Открытие фонтанов (2) | Метеор до Петергофа (6) | Рускеала (12) | Карелия на 1 день (18) | Рускеала на 1 день (17) | в Приозерск (3) | Канонерский остров (3) | Комарово (6) | Утренние (9) | Осиновецкий маяк (1) | Константиновский дворец (5) | Комендантский дом (2) | В «Рускеалу» на ретропоезде (2) | Особняк Кельха (3) | Еврейские (1) | Старая Ладога (13) | Билеты в Петергоф (8) | На яхте (2) | Дворец Елисеевых (1) | Рускеала на 2 дня (2) | Ладожские шхеры (5) | Карелия на 2 дня (2) | Выставки в Эрмитаже (2) | Набережная (1) | Развод мостов на музыкальном теплоходе (4) | Западный скоростной диаметр (2) | Групповые туры (68) | На 2 дня (23) | Авторские туры (68) | Автобусные туры (62) | Новые экскурсии (1) | Метеор (8) | Метеор в Кронштадт (2) | Музей «Эрарта» (4) | На ноябрьские праздники (20) | На праздники (19) | Семейный тур (20) | Водопады (1) | Водопады Ахинкоски (1) | Мраморный каньон (2) | Билеты в музеи (21) | Билеты (2) | 3 дня (32) | На 3 дня (22) | Билеты в Кунсткамеру (1) | В Екатерининский дворец на автобусе (11) | Недорогие квесты (6) | Большой дворец (Петергоф) (10) | Петрозаводск (5) | Кижи (4) | Туры на 23 февраля (6) | Аудиогид по Эрмитажу (5) | В Псков, Печоры, Изборск и Пушгоры (1) | Изборск (2) | Печоры (2) | в Псков (2) | Николаевский дворец (4) | Дом ученых (1) | Мандроги (1) | На вертолёте (1) | Тверь (2) | Торжок (2) | Ржев (1) | В октябре (9) | В сентябре (12) | В июне (18) | Старая Русса (4) | Воскресенский собор (1) | Церковь Георгия Победоносца (1) | Новгородский кремль (2) | Софийский собор (1) | Ярославово дворище (1) | 2 дня (8) | Ленфильм (1) | Киностудии (3) | Выставки в «Эрарте» (1) | Выставки современного искусства (1) | 5 дней (6) | Военно-морской музей (2) | Билеты в Исаакиевский собор (1) | Крейсер Аврора (6) | Выставки в «Севкабель-порт» (1) | Выставки картин (2) | Особняк Брусницыных (3) | Никольский морской собор (1) | Линия Маннергейма (1) | Билеты в Русский музей (7) | Ростовский кремль (1) | На 4 дня (10) | Шоколадная фабрика (2) | Богословка (1) | Соборная мечеть (1) | Петергоф для детей (2) | Петрикирхе (1) | На майские праздники (6) | На 9 мая (6) | Каменноостровский дворец (3) | Елагин дворец (1) | Артиллерийский музей (1) | Елагин Дворец (1) | Двухдневные (1) | Билеты на Аврору (2) | Ивангород (1) | Крепость Копорье (1) | Театры (1) | 8 марта (17) | На 5 дней (4) | Автобусные для школьников (7) | Новые (114) | Карелия (1) | Водопад Кивач (1) | Онежская набережная (2) | Мастер-классы для детей (2) | Ретро-поезд (1) | 4 дня (5) | Парк Монрепо (1) | Саблино (1) | Чесменский дворец (3) | Золотое кольцо (1) | По Золотому кольцу (1) | Владимир (2) | Суздальский кремль (1) | Боголюбово (2) | Церковь Покрова на Нерли (2) | Успенский собор (2) | Золотые ворота (2) | Покровский монастырь (1) | Парк «Монрепо» (1) | Итальянский дворец (1) | Выборгский замок (1) | Пивоварни (2) | Квесты для детей по Петропавловской крепости (2) | Шопинг (1) | Воронцовский дворец (1) | Лекции (1) | На двухэтажном автобусе (2) | Петербург глазами инженера (3) | Квесты для двоих (1) | Онлайн-прогулки (1) | Тихвинский монастырь (1) | в Тихвин (1) | Мастер-классы для подростков (1) | «Ленфильм» (2) | Автобусные (7) | Усадьба Демидовых (1) | Места силы Карелии (1) | Коневец (1) | Брест (1) | 7 дней (9) | На 7 дней (3) | Большое путешествие (5) | Валдай (1) | Ярославль (1) | Спасо-Преображенский собор (2) | Кулинарные мастер-классы (2) | Морской собор (1) | Марциальные воды (1) | Пушкинские Горы (1) | Михайловское (1) | Псково-Печерский монастырь (1) | Обзорные с посещением Эрмитажа (1) | Выставки в Русском музее (2)

Санкт-Петербург - Список достопримечательностей

Дворцы, замки, усадьбы, дома
Исторические места
Мосты
Музеи
Ночная жизнь, рестораны, кабаре
Памятники, скульптуры, статуи
Парки и природные достопримечательности
Площади, улицы, фонтаны, районы
Пляжи, аквапарки, купальни, бани, аквариумы
Спортивные сооружения
Театры и концертные залы
Храмы, соборы, монастыри
Активный отдых, аттракционы, развлечения
Прочее

В списке обозначено:
- Топ-достопримечательности
- Для детей