Склеп Деметры [Крым]
Crypt of Demetra/Склеп Деметры
Описание
Одна из достопримечательностей Керчи — Склеп Деметры, который является уникальным памятником античной погребальной архитектуры и фресковой живописи. По художественной ценности декоративной живописи с мифологическими сюжетами росписи, выполненной в наиболее характерном для боспорской живописи I-II веков нашей эры цветочном стиле, склеп сравним с Казынлыкской гробницей IV века до нашей эры (Болгария).
Склеп Деметры, расположенный в центральной части Керчи недалеко от автовокзала, на улице братьев Перепелиц, был случайно открыт в 1895 году на территории частной усадьбы Зайцевых. Впервые склеп Деметры детально исследовал археолог К.Е. Думберг.
Склеп, представляющий собой почти квадратную в плане комнату (2,20 на 2,75 метра), находится под землей и вырыт в естественном грунте. К погребальной камере ведет узкий, длиной около 4 метров, дромос. Небольшая погребальная камера имеет прямоугольное основание и покрыта полуцилиндрическим сводом. Оштукатуренные стены, в которых имеются три ниши, и свод украшены фресковой живописью по сюжетам мифов о богине плодородия и земледелия Деметре.
Линия начала свода условно обозначена декоративным сухарным карнизом. Роспись карниза создает иллюзию его скульптурной рельефности. Вся поверхность стен до него оставлена в цвете штукатурки и не имеет росписи, подражающей кладке или облицовке стен. По обеим сторонам каждой ниши написаны лишь ветки винограда. Направо от входа изображена женская фигура Калипсо с наброшенным на голову в знак траура покрывалом. Слева от входа представлен обнаженный, но обутый в сандалии с крылышками бог Гермес, держащий в руке свой жезл — кадуцей. Гермес и Калипсо, как представляли греки, встречали души умерших у входа в Аид и провожали их в загробное царство под землей. Поэтому они изображены у входа в склеп Деметры.
Полукруглое поле стены (люнетка) над входом расписана изображением пышных ярких гирлянд, состоящих из скомбинированных с различными плодами (гранаты, груши, яблоки) растительных веток. Это должно было символизировать райскую обитель блаженных, в которую попадают души после смерти.
Противоположная люнетка занята изображением мифологической сцены увоза Персефоны, дочери богини Деметры, похитившим ее богом преисподней Плутоном. Все свободное пространство люнетки, не занятое фигурами, заполнено, как и на потолке, разбросанными лепестками и листьями.
В колеснице, запряженной четверкой коней, стоит придерживающий маленькую куклообразную фигурку Персефоны полуобнаженный Плутон. Над лошадьми видна миниатюрная фигурка парящего в воздухе возничего, держащего в одной руке поводья, в другой — кнут. Внешность Плутона имеет восточные черты: лицо обрамлено сливающейся с пышной курчавой шевелюрой густой окладистой бородой.
Сводчатый потолок склепа Деметры украшен изображением перехваченных лентой плодов, пучков маков, растительных гирлянд и сидящих на них птиц. В центральной части свода находится окаймленный венком круглый медальон. Внутри него на голубоватом темнооливковом фоне написано погрудное изображение богини Деметры. Пышные каштановые волосы окаймляют строгое лицо богини и падают на ее плечи. Шея Деметры охвачена золотым ожерельем, ниже видна часть покрывающего плечи и грудь синего хитона. Сжатые губы, широко открытые скорбные глаза, устремленный вдаль взор убедительно и с большой экспрессией передают душевное состояние матери, бродящей в поисках дочери и напряженно вглядывающейся вдаль.
Изображение Деметры — исполненной чувством потери матери, страдающей, но не примирившейся со своей потерей — ставят роспись склепа в ряд лучших образцов древнегреческой живописи. Высокое мастерство, с которым написано изображение богини Деметры, подтверждает существование в Пантикапее живописцев-портретистов. Вероятно, в этом жанре там работали художники, вполне владевшие лучшими традициями эллинистического искусства, что нашло свое отражение и в работе мастера, писавшего портрет богини.
Картина увоза Персефоны выполнена в ином стиле. Здесь наблюдаются значительная обобщенность и плоскостность фигур, стремление к геометризации форм, несоблюдение пропорций и, как следствие этого, анатомические неправильности. Вместе с тем художник старается тщательно передать некоторые детали, которыми он как бы желает подчеркнуть реальность изображенных образов и предметов (таковы кнут и поводья в руках возничего, узоры на колеснице и другие детали).
Картина выполнена мастером, у которого античные греческие приемы живописи уже в значительной мере переработаны в духе боспорского искусства, формировавшегося под все более усиливавшимся влиянием местных вкусов. Так происходило, впрочем, всюду, где античный греко-римский мир тесно соприкасался с варварскими обществами.
Культ богини Деметры был одним из самых почитаемых в Боспорском царстве. В склепе были похоронены жрицы этой богини. Первые захоронения в нем совершены еще до середины I века нашей эры. Предположительно, в конце того же столетия при повторном использовании склепа прах ранее погребенных людей был изъят из саркофагов и сложен в преддверие гробницы, а в саркофаги были помещены тела других умерших. Вместе с ними в склепе появилась повешенная на одной из стен лошадиная уздечка.
Склеп Деметры, как одно из немногих исключений, был открыт неразграбленным. Вдоль боковых стен стояли деревянные саркофаги. Возле восточного саркофага найдены синий с белыми пятнами стеклянный сосуд, украшенный рельефными орнаментами (произведение сидонской фабрики в Сирии), а также высокий бронзовый канделябр и лежавшая рядом с ним серебряная раковина. Под самим саркофагом обнаружены два золотых перстня. Возле западного саркофага были найдены золотые дутые бусы, две золотые бляшки, воспроизводящие монеты начала I века нашей эры, погребальный золотой лавровый венок, а также сосуд из бледно-зеленого стекла с рельефными украшениями, подобный тому, что стоял с восточной стороны.
В начале XX столетия склеп Деметры был приобретен Археологической комиссией и стал считаться филиалом Керченского музея древностей, а с 1908 года стал открыт для посетителей. По свидетельству М.И. Ростовцева, автора описания гробницы того периода, «влажность в склепе оставалась постоянной, а краски сохраняли свою свежесть». Но уже в 1914 году в склепе было замечено появление повышенной влажности и шелушение красочного слоя.
В 1927 году, руководствуясь выступлениями участников Всесоюзной конференции археологов 1926 года об угрожающем состоянии росписей склепа, было принято решение ограничить доступ посетителей в гробницу. Проведенная в 1938 году комиссия обнаружила увеличение осыпей красочного слоя по сравнению с 1927 годом. Основными причинами продолжающегося разрушения были названы повышение влажности в склепе и отложение солей на штукатурке и красочном слое. Керченскому музею предложили вести постоянные наблюдения за влажностью в гробнице.
В годы Великой Отечественной войны местные жители использовали склеп Деметры как бомбоубежище, установив в нем печь и пробив в потолке дромоса отверстие для трубы. Из-за этого сохранившаяся часть живописи оказалась покрыта слоем копоти.
В послевоенные годы проводилась реставрация, и предпринимались попытки осушить склеп. Но ни один из проектов по спасению склепа так и не был осуществлен. В 1970 годах строительство рядом со склепом жилого микрорайона резко ухудшило состояние памятника. В склеп стали поступать грунтовые воды. В 1980-1990 годах их уровень в погребальной камере колебался от 50 до 90 сантиметров. Благодаря усилиям созданного в Керчи в середине 1990 годов благотворительного фонда «Деметра» весной 2001 года был проведен дренаж и ряд других работ, направленных на осушение склепа и спасение сохранившихся фрагментов живописи. Эти работы продолжаются и в настоящее время.
Источник информации: Сайт "mycrimea.su"
Адрес: 1-я Продольная ул., 23, Керчь, Крым
Что посмотреть в Крыму
Дворцы, замки, усадьбы, дома
- Вилла Ксения
- Воронцовский дворец
- Дача Стамболи
- Дворец Дюльбер
- Дворец эмира Бухарского
- Дом Ф.Ф. Мельцера
- Кузнецовский дворец
- Ласточкино гнездо
- Ливадийский дворец
- Массандровский дворец
- Ханский дворец
- Юсуповский дворец
Исторические места
- Графская пристань
- Дача Милос
- Кара-Тобе
- Карадаг
- Караимские кенассы
- Крепость Алустон
- Крепость Горзувиты
- Крепость Ени-Кале
- Крепость Каламита
- Крепость Чембало
- Купальни Роффе
- Мавзолей Эски-Дюрбе
- Мелек-Чесменский курган
- Мыс Айя
- Мыс Фиолент
- Руины древнего Пантикапея
- Руины Неаполя-Скифского
- Склеп Деметры
- Тридцать пятая батарея
- Херсонес Таврический
- Царский курган
Медицинские места
Музеи
- Аджимушкайские каменоломни
- Алуштинский историко–краеведческий музей
- Военно-исторический музей Черноморского флота
- Военно-морской музей
- Дом-музей А. П. Чехова
- Дом-музей академика А.Н.Бекетова
- Дом-музей Максимилиана Волошина
- Картинная галерея
- Краеведческий музей
- Крымский этнографический музей
- Литературно-мемориальный музей Александра Грина
- Литературно-мемориальный музей С.Н.Сергеева-Ценского
- Мемориальный музей Леси Украинки
- Музей А.С.Пушкина
- Музей аптеки
- Музей денег
- Музей писателя И.С.Шмелева
- Музей шоколада
- Симферопольский художественный музей
- Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
- Этнографический музей Быт Керчи
- Ялтинский историко-литературный музей
Ночная жизнь, рестораны, кабаре
- Cowboy Club
- Клуб "Матрица"
- Клуб Magma
- Клуб Malibu – Ultra Club
- Клуб «Sound club»
- Клуб Версаль
- Ночной клуб "Morpheus"
- Ночной клуб "Как ты бель"
- Ночной клуб "Пещера"
- Ночной клуб "Прибой"
- Ночной клуб Butterfly
- Ночной клуб Chocolate
- Ночной клуб Глобус
- Ночной клуб Цеппелин
Памятники, скульптуры, статуи
- Башня Ветров
- Мемориал "Матрос и Солдат"
- Памятник А. И. Куприну
- Памятник английским воинам
- Памятник Екатерине II
- Памятник затопленным кораблям
- Памятник капитан-лейтенанту А. Казарскому
- Памятник Нахимову
- Памятник солдатам Сардинского королевства
- Панорама "Оборона Севастополя 1854-1855 гг."
- Турецкий военный мемориал
Парки и природные достопримечательности
- Ай-Петри
- Аю-Даг
- Водопад Джур-Джур
- Водопад Учан-Су
- Гора Караул-Оба
- Гора Кастель
- Долина Привидений
- Золотые Ворота
- Карадагский природный заповедник
- Курортный парк
- Мисхорский парк
- Мыс Ай-Тодор
- Мыс Хамелеон
- Никитский ботанический сад
- Парк «Крым в миниатюре»
- Парк Победы
- Пещера Чокурча
- Пещера Эмине-Баир-Хосар
- Подземная Керченская крепость
- Пятиствольный каштан
- Руины крепости Харакс
Площади, улицы, фонтаны, районы
Пляжи, аквапарки, купальни, бани, аквариумы
- Аквапарк "Зурбаган"
- Аквапарк "Миндальная роща"
- Алуштинский аквариум
- Городской пляж Гурзуфа
- Жемчужный пляж в Феодосии
- Коктебельский аквапарк
- Лисья Бухта
- Массандровский пляж
- Пляж Лазурный берег
- Судакский аквапарк
- Царский пляж
- Яшмовый пляж
Театры и концертные залы
Храмы, соборы, монастыри
- Армянская церковь Святой Рипсиме
- Армянская церковь Сурб-Никогайос
- Введенская церковь
- Владимирский (Адмиралтейский) собор
- Воскресенская церковь
- Георгиевский монастырь
- Инкерманский пещерный монастырь
- Католический храм Успения Богородицы
- Косьмо-Дамиановский монастырь
- Лютеранская церковь Св. Марии
- Мечеть Джума-Джами
- Мечеть Кебир-Джами
- Монастырь дервишей
- Покровский собор
- Собор Николая Чудотворца
- Собор Святого Александра Невского
- Церковь Афанасия Великого
- Церковь Всех Святых
- Церковь Двенадцати Апостолов
- Церковь Илии Пророка
- Церковь Иоанна Предтечи
- Церковь Михаила Архангела
- Церковь Св. Иоанна Златоуста
- Церковь Святой Екатерины
Активный отдых, аттракционы, развлечения
- Аквапарк "Банановая Республика"
- Аквапарк "Голубой залив"
- Евпаторийский "Диснейленд"
- Евпаторийский дельфинарий
- Эко-парк «Лукоморье»
- Ялтинский Крокодиляриум
Прочее
- Ай-Тодорский маяк
- Байдарские ворота
- Башня Св. Константина
- Братское кладбище
- Генуэзская крепость
- Дворец и парк Харакс
- Дом шампанских вин Новый Свет
- Завод марочных вин и коньяков "Коктебель"
- Малахов курган
- Массандровский винзавод
- Мраморная пещера
- Немецкое кладбище
- Пещерный город Чуфут-Кале
- Страусиная ферма "Экзотик"
- Часовня Георгия Победоносца
- Часовня Михаила Архангела
- Часовня Николая Чудотворца
В списке обозначено:
- Топ-достопримечательности
- Для детей
Крым - Советы и полезная информация
Общая информация
- Вина Крыма
- Выходные и праздники в России
- Крымские экскурсии
- Ограничения по ввозу и вывозу денежных средств
- Пляжи восточного Крыма
- Пляжи северо-западного Крыма
- Пляжи южного берега Крыма
- Этнический состав Крыма
История и культура
- Длинная крепость на мысе Казантип
- Интересные факты Крымской истории
- История крымского виноделия
- Крым в составе Российской империи
- Легенда о живых скалах (Бахчисарай)
- Легенда о Кара-Даге
- Легенда о мамаевой могиле
- Легенда о происхождении Бахчисарая
- Легенда о русалке и фонтане (Мисхор)
- Легенда о черном докторе
- Легенда. Как возникла Ялта
- Легенда: Ай-Петри - обитель ветров
- Легенда: Геракл и Скифы
- Легенда: Тайна черного моря
- Легенда: тополь, гранат и кипарис
- Легенда: Фонтан слез в Бахчисарае
- Понт Аксинский и Понт Эвкинский
- Черноморский флот: 233 года на службе Отечеству
Персоны
Развлечения и отдых
- Велотуризм в Крыму
- Виндсерфинг в крыму
- Зимний отдых в Крыму
- Конный туризм в Крыму
- Охота в Крыму
- Пешеходный туризм в Крыму
- Планеризм в Крыму
- Рыбалка в Крыму
- Скалолазание в Крыму
- Спелеотуризм в Крыму
Покупки
Транспорт
- Аэропорт в Симферополе
- Железнодорожный транспорт в Симферополе
- Приложения для заказа такси
- Схема автодорог Крыма
- Схема транспорта Крыма
- Схема транспорта Севастополя
- Схема транспортной сети Ялты
- Такси в Крыму
Безопасность
Схемы
- 3D-схема Бахчисарайского дворца
- 3D-схема Воронцовского дворца
- 3D-схема музея Херсонес Таврический в Севастополе
- 3D-схема пос. Гурзуф
- Карта-Схема Крыма для туристов
- Карта-схема Никитского ботанического сада с обозначениями местоположения растений
- Карта-схема Судакской крепости
- План-схема Чуфут Кале
- Схема аквапарка города Судак
- Схема Ливадийского дворцово-паркового комплекса
- Схема мыса Казантип