Исаакиевский собор [Санкт-Петербург]

Saint Isaac's Cathedral / Исаакиевский собор
Крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея.

Описание

Первая Исаакиевская церковь

Первая деревянная Исаакиевская церковь появилась в Санкт-Петербурге еще в первые годы существования города. В одном из сараев, находившихся на территории адмиралтейского гласиса, в 1707 году устроили церковь и осветили ее именем Исаакия Далматского - святого, день поминовения которого совпадал с днем рождения Петра I (30 мая по старому стилю).

Простая постройка была увенчана небольшой луковичной главой и башенкой со шпилем. Находилась эта церковь, примерно на том месте, где сегодня мы видим прекрасный фонтан в Александровском саду перед башней Адмиралтейства.

В 1710 году церковь обновили и государь сам вновь осветил ее. В этой первой Исаакиевской церкви 19 февраля 1712 года Петр I обвенчался официально с Екатериной Алексеевной (Мартой Скавронской), которая после смерти супруга в 1725 году взошла на русский престол как императрица Екатерина I. Деревянный храм ветшал и было принято решение о перестройке церкви в камне. Строительство велось по проекту архитектора Г.И. Маттарнови, вторая по счету Исаакиевская церковь была построена на месте, где сегодня находится знаменитый конный монумент Петру I - «Медный всадник».

Показать больше

Во второй половине XVIII века, из-за близости здания к Неве, частично был подмыт фундамент Исаакиевской церкви, так же были обнаружены иные технические повреждения.

Строительство

В 60-е годы XVIII века при Екатерине II, храм разобрали и начали строительство нового Исаакиевского собора. Разместили третий храм дальше от берега Невы там, где сегодня стоит следующий - четвертый по счету Исаакиевский собор.

Строительство началось в 1768 году. Согласно проекту архитектора А.Ринальди собор должен был иметь купол и четыре башни по углам, а так же высокую изящную колокольню. Строительство слишком затянулось и было завершено лишь в 1800 году. Павел I поручил достройку архитектору В.Бренне, который внес значительные изменения в первоначальный проект.

По повелению Павла I, олонецкий мрамор, которым планировалось облицевать здание, был передан на строительство Михайловского замка, а Исаакиевский собор достраивали в кирпиче без облицовки.

В те годы ходила эпиграмма: «….Двух царствований памятник приличный. Низ - мраморный, а верх кирпичный…». 30 мая 1802 года храм был открыт, но просуществовал не долго, так как не соответствовал парадному облику центра столицы.

Возведение четвертого по счету Исаакиевского собора, началось в период правления Александра I. Был проведен конкурс на лучший проект в котором принимали участие ведущие архитекторы того времени. Победил в конкурсе никому не известный французский архитектор О.Монферран, который представил двадцать четыре проекта Исаакиевского собора, выполненных в различных стилях. Сооружение самого большого Петербургского храма велось на протяжении сорока лет с 1818 по 1858 годы.

Перед южным и северным фасадами постепенно сформировалось две взаимосвязанные площади Сенатская и Исаакиевская.

Оформление храма и устранение технических ошибок, допущенных в ходе строительства, заняло немало времени, окончательно строительные леса были сняты лишь в 1916 году. Строительство «опекали» два императора: Александр I, затем Николай I.

Исаакиевский Собор стал одним из крупнейших соборов в мире, он вмещает 12000 человек. По объему купола это четвертый в мире храм, после собора Св. Петра в Риме, собора Св. Павла в Лондоне и собора Св. Марии во Флоренции.

После своего открытия Исаакиевский собор стал выполнять функции Главного Кафедрального собора России.

Оформление собора

Симметричность композиции Собора подчеркнута монументальными колонными портиками, расположенными по всем четырем фасадам. Венчает собор - традиционное для православных храмов - пятиглавие, четыре симметричные звонницы с маленькими главками и огромный центральный купол, который доминирует не только над ними, но и над всей композицией сооружения.

На фасадах изобилие скульптуры на библейские сюжеты: отдельно стоящие фигуры и бронзовые барельефы. В создании моделей для скульптурных композиций приняли участие видные ваятели того времени: И.П.Витали, Н.С.Пименов, П.К.Клодт и др..

Из них наиболее важная роль досталась скульптору И.П.Витали, исполнившему более 300 скульптур, среди которых - статуи апостолов на фронтонах, группы ангелов со светильниками, размещенные на углах основного объема. Он так же автор горельефов южного и западного фронтонов.

Тема южного - «Поклонение волхвов». Западный - иллюстрация к житию византийского монаха Исаакия Далматского «Святой Исаакий благословляет императора Феодосия». Здесь, в число изображенных, включены портреты самого Монферрана, в левом нижнем углу - с моделью собора в руках. В почтительном поклоне, правее - президент Академии Художеств - А.Н.Оленин и министр императорского Двора П.М.Волконский.

Колонны Исаакиевского собора

В строительстве Исаакиевского собора участвовали сотни тысяч людей. Возведение столь грандиозного сооружения стало, по тем временам, прорывом в развитии строительной техники. Все колонны, в том числе и колонны на барабане купола (их 72, высота 14 м.) выполнены из монолитных блоков гранита. Вес каждой из них достигает несколько десятков тонн (64-114). Гранит добывался в каменоломнях на берегах Финского залива, особым новым способом.

Впервые в истории русского зодчества колонны таких габаритов поднимались под купол на высоту более сорока метров. Необычным стало и то, что колонны портиков, высота которых составляет 17 метров, устанавливались раньше, чем возведены были стены. Это было связано с тем, что проект предусматривал включение в объем нового храма остова предыдущего сооружения.

Особый интерес вызвал подъем первой колонны, которую установили на восточном углу северного портика. Это событие произошло в марте 1828 года в присутствии императорской фамилии при небывалом скоплении народа. Огромную колонну подняли и поместили на место за 45 минут.

Исаакиевский собор строили в основном, крепостные и государственные крестьяне. Особенно опасной была работа позолотчиков. Применялся так называемый огневой способ: на медные листы наносили раствор ртути и золота, затем листы нагревали жаровнями, ртуть испарялась, а золото тонким ровным слоем ложилась на поверхность медного листа.

На основании архивных данных можно предположить, что из 400000 рабочих, принимавших участие в строительстве собора, умер от болезней и травм каждый четвертый.

Снаружи стены Исаакиевского собора облицованы олонецким мрамором. Для внутреннего убранства применены облицовочные камни разных пород и золочение деталей.

Интерьер собора

Интерьер украсила многочисленная декоративная скульптура, живопись, мозаика. Работы по внутреннему оформлению здания начались в 1841 году. На украшение главного храма империи пошло 400 килограммов золота, 1000 тонн бронзы. Для облицовки архитектурной части алтаря затрачено 16000 килограммов малахита и более 11 квадратных метров бадахшанского лазурита. Для покрытия пола, стен и пилонов применены полудрагоценный шокшинский порфир, черный сланец, разноцветный мрамор: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский. Выдающийся российский минералог академик А.Е.Ферсман считал Исаакиевский собор сокровищницей цветного камня.

Особая роль в убранстве интерьера принадлежит живописи. Создатели живописных панно в соборе крупнейшие представители академического искусства: Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов и др.

Руководил всеми живописными работами профессор и ректор Академии Художеств В.К.Шебуев. Общий проект содержания и расположения росписей принадлежал Монферрану, но за работами следил государь и Святейший Синод. Живописные работы продолжались с 1855 по 1858 года.

В общей сложности собор вместил 150 произведений монументальной живописи. В западной части здания находятся картины на ветхозаветные сюжеты, в восточной - на евангельские.

Самая большая из них площадью 800 квадратных метров - главного купол-начата К.Брюлловым и завершена Басиным - "Богоматерь во Славе".

Росписи в исаакиевском соборе плохо сохранялись из-за отсутствия отопления и высокой влажности. В 1851 году начались работы по переведению росписей в «вечную живопись» - мозаику.

Работы эти продлились до начала Первой мировой войны. Часть живописных произведений была переведена в мозаику, мастерами мозаичной мастерской Академии Художеств.

В Исаакиевском соборе три алтаря. Главный - во имя Святого Исаакия Далматского; с правой стороны- Святой великомученицы Екатерины; слева - Святого Благоверного Великого князя Александра Невского.

Иконостас главного алтаря, насчитывающего 65 образов, отделан белым мрамором, расчленен малахитовыми колоннами. Колонны полые внутри, но производят впечатление монолитов. Они имеют бронзовую основу, покрытую пластинами драгоценного материала, который тщательно подобран по рисунку и цвету.

Две центральные колонны выполнены из бадахшанского лазурита. Иконостас главного алтаря (Его) украшают бронзовые позолоченные скульптуры, выполненные по моделям Н.С.Пименова, П.К.Клодта, И.П.Витали.(Драгоценные колонны из бадахшанского лазурита поставлены по сторонам от царских врат.)

В окне за престолом главного алтаря цветной витраж - образ воскресшего Спасителя. Витраж был установлен по предложению архитектора Л.Кленце.

Заказ на изготовление витража был поручен выдающемуся мастеру - витражисту из Мюнхена М.-Э.Айнмиллеру, работа выполнялась с 1841 по 1843 годы.

Художественное оформление боковых алтарей не менее эффектно, чем главного.

Их иконостасы увенчаны золочеными скульптурными группами: «Воскресение» - в пределе Св. Екатерины и «Преображение» - в приделе Св. Александра Невского, выполненными Н.С.Пименовым.

Замечательны три большие бронзовые, напоминающие по композиции «Золотые врата» двери Флорентийского баптистерия, работы Л.Гиберти. Тематика сюжетов задана Синодом - три периода становления православной церкви.

Каждая створка разбита на кессоны. Скульптурные композиции южных дверей посвящены событиям из истории Древней Руси. Тематика правой створки - эпизоды из жизни князя Владимира, левой-из жизни Александра Невского. Северные двери оформлены на сюжеты легенд о святых Исаакие Далматском и Николе Мирликийском, западные-жизнеописаний апостолов Петра и Павла.

Ведущая роль в создании скульптурного убранстве интерьеров Исаакиевского собора принадлежала И.П.Витали. Среди святынь собора наиболее чтимой была икона - Спас Нерукотворный, написанная в 1693 году, принадлежавшая Петру I.

Частица древа Креста Господня

В соборе хранилась частица древа Креста Господня и часть мощей Апостола Андрея Первозванного. В год открытия собора на одной из окраин города была обнаружена чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

В 1859 году ее торжественно перенесли в Исаакиевский собор. Во внешнем облике огромный центральный купол явно преобладает над четырьмя небольшими боковыми главками, что делает пятиглавый православный собор похожим на западноевропейские одноглавые храмы эпохи Возрождения.

Подобный прием заимствования из различных архитектурных стилей, стал характерной чертой эклектики. Поэтому здание Исаакиевского Собора по праву считается памятником переходного периода от высокого классицизма к эклектике.

Вскоре после революции Исаакиевский собор был разграблен, только в мае 1922 года власти изъяли из собора 45 кг. золотых изделий, 2230 кг. серебряных украшений, около 800 драгоценных камней.

Маятник Фуко

С 1931 года храм использовался как музей. 12 апреля 1931 года Исаакиевском соборе был установлен и запущен маятник Фуко. Тогда это назвали триумфом науки над религией, так как маятник доказывал вращение Земли.

В конце XX века Исаакиевский собор вернули верующим и маятник Фуко был снят. Свое место под куполом вновь занял бронзовый посеребренный голубь - символ Святого Духа.

Легенды Исаакиевского собора

Исаакиевский собор строился необычайно долго, в связи с чем, в Петербурге ходили слухи о намеренном затягивании стройки. Говорили, что приезжий ясновидец предсказал О.Монферрану смерть сразу после окончания строительства, поэтому архитектор так долго строил собор.

Слухи эти неожиданно получили подтверждение в реальной жизни. Архитектор на самом деле скончался вскоре после завершения строительства Исаакиевского собора.

В связи с этим, в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра II к архитектору. Якобы, во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание Александра II на рельеф западного фронтона, о котором упоминалось выше.

Здесь О.Монферран оставил своеобразный портрет, изобразив себя среди группы святых и своих современников с макетом собора в руке. Причем все персонажи склонили голову, приветствуя Св. Исаакия Далматского, лишь Монферран держит голову прямо.

Обратив внимание на данный факт, император не подал руки архитектору, проходя мимо него, не сказал ни слова благодарности за работу. Архитектор не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц скончался.

Монферран завещал похоронить его в своём главном детище - Исаакиевском соборе, но Александр II это по желание не одобрил.

Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, отпевание происходило в костеле Св. Екатерины на Невском проспекте, после чего вдова увезла его в Париж.

Еще при жизни архитектора в России по его замыслу был создан конный памятник Николаю I. Замысел О.Монферрана воплотил в жизнь выдающийся скульптор Клодт. Монумент был торжественно открыт на Исаакиевской площади перед собором в 1859 году.

Еще одна легенда повествует о том, как во время блокады Исаакиевский собор оказался невредим, не пострадал от бомбёжек.

Когда оказалась реальной угроза оккупации Ленинграда фашистами, поднялась проблема эвакуации ценностей из города. Всё вывезти не успели, стали искать место для надёжного хранилища скульптуры, мебели, книг, фарфора. Один пожилой офицер предложил устроить хранилище в подвалах Исаакиевского собора. При обстреле города немцы должны были использовать купол собора как ориентир и не стрелять по нему. Так и вышло. Все 900 дней блокады музейные сокровища пролежали в этом хранилище и ни разу не подверглись прямому артобстрелу.

О Великой Отечественной войне сегодня напоминают следы от осколков снарядов, оставленные на колоннах западного портика Исаакиевского собора.

 Адрес: Исаакиевская пл., 4, Санкт-Петербург, 190000
 Телефон(ы): 8 (812) 315-97-32

Достопримечательности рядом

Памятник Николаю I | Музей В.В. Набокова | Центральный музей связи имени А. С. Попова | Синий мост | Республика кошек | Медный всадник | Гости ресторан | Сенатская площадь | Мариинский дворец | Главное адмиралтейство | Музей русской водки | Петровская акватория, исторический театр-макет | Юсуповский дворец | Дворцовая площадь | Строгановский дворец | Канал Грибоедова | Государственный Эрмитаж и Зимний дворец | Меншиковский дворец | Каменный мост | Львиный мост | Музей М. В. Ломоносова | Центральный военно-морской музей | Кунсткамера | Библиотека | Старая таможня | Терраса | Поцелуев мост | Сфинксы на Университетской набережной | Зоологический музей Зоологического института РАН | Михайловский театр | Пышечная

Исаакиевский собор на карте

Как найти «Исаакиевский собор» в Санкт-Петербурге

Мы разработали специальное мобильное приложение-путеводитель для iPhone и iPad, в котором есть все необходимое! Подробнее   


Купить по цене чашки кофе

Что посмотреть в Санкт-Петербурге

Дворцы, замки, усадьбы, дома
Исторические места
Мосты
Музеи
Ночная жизнь, рестораны, кабаре
Памятники, скульптуры, статуи
Парки и природные достопримечательности
Площади, улицы, фонтаны
Пляжи, аквапарки, купальни, бани, аквариумы
Спортивные сооружения
Театры и концертные залы
Храмы, соборы, монастыри
Активный отдых, аттракционы, развлечения
Прочее

В списке обозначено:
- Топ-достопримечательности
- Для детей

Экскурсии в Санкт-Петербурге

Ниже приведены ссылки как на все имеющиеся экскурсии, так и на отдельные категории. Все экскурсии на русском языке.

Все (250) | По дворам и парадным (28) | Обзорные (36) | Невский проспект (8) | Казанский собор (12) | Необычные маршруты (84) | По крышам (16) | Музеи и искусство (17) | Эрмитаж (9) | Зимний дворец (11) | Дворцы и особняки (28) | Для детей (22) | Школьные (18) | Исаакиевский собор (8) | Мариинский дворец (3) | Мистические (15) | Мифы и легенды (22) | Михайловский замок (10) | Петропавловская крепость (8) | Фотосессии (17) | На автомобиле (23) | История и архитектура (60) | Квесты (8) | На автобусе (13) | Ночные (8) | Разводные мосты (6) | Блокадный Ленинград (3) | За городом (30) | Гастрономические (8) | Вечерние (11) | По барам (6) | Летний сад (3) | Васильевский остров (4) | Кронштадт (10) | Петергоф (10) | Александро-Невская лавра (2) | Соборы и храмы (11) | Литературные (12) | Криминальный Петербург (3) | Кунсткамера (5) | Крейсер Аврора (10) | Царское село (10) | Павловск (6) | Екатерининский дворец (7) | Адмиралтейство (1) | По каналам (8) | Трансфер (1) | Ораниенбаум (2) | Достоевский (4) | Дворец Меньшикова (1) | На велосипеде (3) | Гатчина (4) | Мотоцикл (1) | Крепость Орешек (2)

Санкт-Петербург - Советы и полезная информация

Общая информация
История и культура
Персоны
Развлечения и отдых
Покупки
Еда и напитки
Транспорт
Безопасность
Схемы
Прочее

Россия. Другие города и интересные места:

Москва, Казань, Крым, Сочи, Самара