Мраморный дворец [Санкт-Петербург]

Marble Palace / Мраморный дворец
Одно из самых знаменитых зданий XVIII века. Первое здание в Петербурге, в отделке фасада которого применялся естественный материал — мрамор. Для строительства использовалось 32 вида мрамора, привезенного из разных стран.

Описание

Мраморный дворец был построен в 1768-1785 годы по проекту А.Ринальди, и стал подарком Екатерины II одному из ее фаворитов-Григорию Орлову.

В Петровское время, на этом месте находилось здание деревянного Почтового Двора, сведения о котором встречаются в книге М.И.Пыляева «Старый Петербург»: «В мазанковом почтовом дворе сначала была открыта виноторговля, где, по обычаю голландских городов, в полдень играло двенадцать музыкантов на рожках и трубах. Впоследствии сюда был выписан из Данцига почмейстер, которому было приказано за деньги кормить и давать помещение приезжающим в Петербург.»

Внешнее и внутреннее убранство

Внешний облик Мраморного дворца, построенного во второй половине XVIII века необыкновенно наряден и неповторим, благодаря тому, что два верхних этажа облицованы светло-серым сердобольским гранитом.

Показать больше

Нижний этаж отделан розовым гранитом и гармонично сочетается с гранитом Дворцовой набережной. Для отделки фасадов и интерьеров этого старейшего здания, архитектор Антонио Ринальди щедро использовал цветной мрамор, что и подчеркнуто названием дворца. Стены второго и третьего этажей объединены ордером. Коринфские пилястры из полированного тивдийского мрамора розоватых оттенков выделяются на фоне гранитных стен.

По своему архитектурному облику здание относится к периоду раннего классицизма. Внутри Мраморный дворец был оформлен богато и изыскано.

Парадная лестница вела от входа на площадку среднего этажа к парадным помещениям: Лаковому залу, «Собранному залу», Галерее (Орловский зал), Мраморному и Китайскому залу.

Стены «Собранного зала» были обиты бархатом с вензелями Екатерины II, смысловым ядром этой гостиной, позднее названной Царской, стал размещавшийся на западной стене под резным золоченым балдахином с короной, парадный портрет императрицы. Перед ним стоял своеобразный жертвенник-пьедестал с вазой, украшенной военными трофеями.

Орловский зал украшали бюсты братьев Орловых и посвященные их деяниям мраморные барельефы. У дверей с мраморными наличниками стояли две фигуры весталок, хранительниц божественного огня.

Над скульптурным убранством Мраморного дворца работал выдающийся скульптор Ф.И.Шубин. Это 42 произведения, которые он исполнил с итальянцем Валли и австрийским ваятелем Дункером. Потолок Орловского зала украшал живописный плафон, работы С.Торелли «День, прогоняющий ночь».

Мраморный зал был рассчитан для многолюдных собраний и имел богатейшее убранство. Потолок украшал плафон С.Торелли «Свадьба Купидона и Психеи».

Лаковый зал получил такое название потому, что три двери и коробки трех окон были отделаны разноцветным полированным деревом. Стены зала украшали деревянные резные рельефы «изображавшие историю Александра Великого» (в настоящее время в Эрмитаже). В перекрытии живописный плафон И.Криста «Суд Париса».

Китайский зал использовался – как парадная столовая. Помимо парадных помещений были жилые покои и картинная галерея.

В одном из пяти залов картинной галереи размещалась портретная-девяносто один портрет всех представителей Дома Романовых и всех царствующих в это время императоров европейских государств, а так же конные портреты братьев Орловых.

На среднем этаже находился спортивно-оздоровительный комплекс, который включал ванную, парную, зал для игры в мяч, ряд залов, служебные помещения. Комплекс отличался своеобразием, так как ни в одном Петербургском богатом доме бани не размещались на втором этаже.

В Мраморном дворце стремление к комфорту достигло своего апогея. В 1780 году было принято решение о строительстве Служебного дома. Здесь разместились конюшни, сенные и каретные сараи, манеж и другие служебные помещения. Служебный корпус полностью заслонил один из боговых фасадов Мраморного дворца, обращенный в сторону нынешней Суворовской площади.

В 1795 Мраморный дворец был пожалован Великому князю Константину Павловичу.

В 1797-98 во дворце жил бывший король Речи Посполитой С.Понятовский.

Распоряжением Николая I в 40-е годы XIX века Мраморный дворец был передан во владение его сыну – великому князю Константину Николаевичу в качестве свадебного подарка.

Перестройка дворца

В 1843-1849 годах архитектором А.П.Брюлловым была осуществлена значительная переделка ряда интерьеров Мраморного дворца.

Брюллов создал дом для великокняжеской семьи, а так же надстроил стоявший между дворцом и Суворовской площадью Служебный корпус Мраморного дворца.

К началу перестройки Мраморный дворец менял не раз отделку интерьеров и назначение помещений. К 1840-м годам большую часть занимали квартиры, владельцы которых переделывали интерьеры по своему вкусу.

Брюллов реконструирует обветшавший Мраморный дворец, вводя при этом техническое новшество – воздушное отопление, размещая в цокольном этаже здания «пневматические печи».

Так же в цокольном этаже было размещено «устройство, приводящее в движение подъемную машину»-прообраз лифта, хозяйственные помещения: винные погреба, сервизная кладовая, комната для жарения кофе, ледник и баня с полками и «механизмом для дождя». Наличие бани не исключило оборудованных ванных с подводом горячей и холодной воды.

Обновленный Мраморный дворец после перестройки стал называться «Константиновским» по имени нового владельца - это был богатый дом нового типа.

На протяжении XIX века вместе с жизнью семьи менялось функциональное назначение ряда покоев, декор интерьеров, вводились технические новшества, например электрическое освещение.

Первый и третий этажи дворца и Служебного корпуса занимали комнаты штата придворных Малого Двора и служебные помещения.

Хозяева занимали второй этаж. По южной стороне, где устроен лифт: приемный зал, камердинерская, кабинет «Его Высочества», уборная и ванна; ванна и уборная «Ея Высочества», опочивальня, малая столовая, будуар «Ея Высочества», кабинет «Ея Высочества», гостиный зал.

Стены и потолок в кабинете великого князя Константина Николаевича были обиты деревянными панелями хвойных пород, напротив окон находился изразцовый камин. В оформлении нашли проявление черты «русского стиля», который получил широкое развитие позднее в 60-70 годы XIX века.

Комнаты великой княгини Александры Иосифовны были оформлены в стиле западноевропейской готики. В северо-западной части дворца размещалась библиотека, здесь же: Турецкая комната, цветник и зимний сад, соединенный галереей с Большим залом. В северо-восточной части размещались парадные апартаменты дворца-пять помещений, среди которых знаменитый Мраморный зал.

В России XIX века модным было органное домашнее музицирование. В 1857 году орган, изготовленный петербургским мастером Г. Мельцелем, появился и в Мраморном дворце.

Великий князь Константин Николаевич, генерал-адмирал, председатель географического и археологического обществ был страстным поклонником классической музыки.

Для участия органа в концертах инструмент перевозился из дворца.

В 1933 году орган был передан в Государственный Эрмитаж и его установили в Эрмитажном театре. С 1935 году инструмент был передан в театр Музыкальной комедии, затем его перевезли в Малый зал филармонии, где в разобранном виде он хранился в подвале. Дальнейшая судьба музыкального инструмента не известна.

Служебный корпус Мраморного дворца, так же был перестроен А.Брюлловым к 1850 году. Отделка фасадов Служебного корпуса значительно скромнее по сравнению с дворцовым зданием. Так как в Служебном корпусе располагались и каретные сараи и конюшни, то верхнюю часть его западного фасада Брюллов украсил длинным многофигурным скульптурным фризом, тема которого-лошадь на службе человека. Фриз был создан знаменитым скульптором П.К. Клодтом в 1848 году.

Служебный корпус удачно сформировал западную границу Марсова поля.

Творческая жизнь дворца

В период последней четверти XIX-начала XX века в Мраморном дворце проживали уже три поколения великокняжеской семьи.

Среди многочисленных Константиновичей самой яркой фигурой был великий князь Константин Константинович-второй сын Константина Николаевича и Александры Иосифовны, известный литератор (литературный псевдоним К.Р.), драматург, переводчик, музыкант, Президент Академии Наук, начальник военно-учебных заведений России, член различных обществ и обладатель еще множества почетных званий.

Великокняжеский дворец стал одним из центров литературной и музыкальной жизни Санкт-Петербурга. Здесь бывали личные гости Константина Константиновича поэты К.К.Случевский, А.А.Фет, композитор П.И.Чайковский, художник В.М.Васнецов; ставились пьесы хозяина дворца. Личная половина К.Р. размещалась на первом этаже, на южной стороне, выходящей на Миллионную улицу.

Существенные переделки были проведены в 1883-1884 годах в связи со свадьбой Константина Константиновича с Елизаветой Маврикиевной. Работы велись несколькими архитекторами: Н.Я. Потоловым, гражданским инженером В.В.Николя, неклассным художником архитектуры А.К. Джиоргули, архитектором Д.Д.Зайцевым. Интерьеры некоторых помещений квартиры К.Р сохранились до сегодняшнего дня.

В советское время

После октябрьской революции 1917 года в Мраморном дворце размещался Наркомат труда, в 1919-36 годы - Государственная академия истории материальной культуры. С 1937 года в здании располагался Центральный музей Ленина. Под нужды музея интерьеры были переделаны архитектором Н.Е. Лансере.

В Служебном корпусе Мраморного дворца после революции было устроено общежитие для ученых. Здесь вместе со своим вторым супругом В.К. Шилейко с 1918 года проживала А.А. Ахматова.

Ученый ассириолог, специалист по древним клинописным языкам Месопотамии получил в общежитии две комнаты-одно окно было обращено на Суворовскую площадь, другое на Марсово поле. (Развелись Шилейко и Ахматова в 1926 году, а последние вещи Ахматова вывезла из своей комнаты в декабре 1929 года).

С 1950-х до конца 1980-х перед Мраморным дворцом, на постаменте стоял бронеавтомобиль - Остин-Путиловец (в 1970-х он находился в вестибюле дворца), установленный в память о выступлении Ленина с похожего броневика по прибытии в Петроград в апреле 1917 года.

Затем броневик был передан в Артиллеристский музей, а освободившийся постамент в 1997 году занял памятник Александру III работы П.П.Трубецкого.

Первоначально с 1909 по 1937 годы монумент находился на (Знаменской площади) пл.Восстания.

В 1937 году в связи с реконструкцией площади Восстания и прокладкой трамвайных путей по Невскому проспекту памятник сняли и передали Русскому музею. Хранился он во дворе музея и во время Великой Отечественной войны едва не был разрушен.

В настоящее время Мраморный дворец является филиалом Государственного Русского музея и представляет собой памятник архитектуры второй половины XVIII века, сохранивший уникальные фасады. В здании сохранился ряд интерьеров в том виде, как они были реконструированы А. Брюлловым в середине XIX века. Это парадная лестница дворца, Мраморный зал, парадный кабинет великого князя Константина Николаевича, Белый зал, зимний сад и интерьеры квартиры князя Константина Константиновича.

 Адрес: Миллионная ул., 5/1, Санкт-Петербург, 191186
 Телефон(ы): 8(812)595-42-48

Достопримечательности рядом

Марсово Поле | Летний сад | Музей-квартира А. С. Пушкина | Храм Спаса-на-Крови | Летний дворец Петра I | Эрмитажный театр | Михайловский сад | Государственный музей истории Санкт-Петербурга | Памятник Чижику-Пыжику | Петропавловская крепость | Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда | Государственный Русский музей | Михайловский замок | Пышечная | Государственный Эрмитаж и Зимний дворец | Домик Петра I | Лютеранская церковь Святого Петра | Дворцовая площадь

Мраморный дворец на карте

Как найти «Мраморный дворец» в Санкт-Петербурге

Мы разработали специальное мобильное приложение-путеводитель для iPhone и iPad, в котором есть все необходимое! Подробнее   


Купить по цене чашки кофе

Что посмотреть в Санкт-Петербурге

Дворцы, замки, усадьбы, дома
Исторические места
Мосты
Музеи
Ночная жизнь, рестораны, кабаре
Памятники, скульптуры, статуи
Парки и природные достопримечательности
Площади, улицы, фонтаны
Пляжи, аквапарки, купальни, бани, аквариумы
Спортивные сооружения
Театры и концертные залы
Храмы, соборы, монастыри
Активный отдых, аттракционы, развлечения
Прочее

В списке обозначено:
- Топ-достопримечательности
- Для детей

Экскурсии в Санкт-Петербурге

Ниже приведены ссылки как на все имеющиеся экскурсии, так и на отдельные категории. Все экскурсии на русском языке.

Все (251) | По дворам и парадным (27) | Обзорные (36) | Невский проспект (8) | Казанский собор (12) | Необычные маршруты (85) | По крышам (16) | Музеи и искусство (18) | Эрмитаж (9) | Зимний дворец (11) | Дворцы и особняки (28) | Для детей (21) | Школьные (18) | Исаакиевский собор (8) | Мариинский дворец (3) | Мистические (15) | Мифы и легенды (22) | Михайловский замок (10) | Петропавловская крепость (8) | Фотосессии (17) | На автомобиле (23) | История и архитектура (60) | Квесты (8) | На автобусе (13) | Ночные (8) | Разводные мосты (6) | Блокадный Ленинград (3) | За городом (31) | Гастрономические (8) | Вечерние (11) | По барам (6) | Летний сад (3) | Васильевский остров (4) | Кронштадт (10) | Петергоф (10) | Александро-Невская лавра (2) | Соборы и храмы (11) | Литературные (12) | Криминальный Петербург (3) | Кунсткамера (5) | Крейсер Аврора (10) | Царское село (10) | Павловск (6) | Екатерининский дворец (7) | Адмиралтейство (1) | По каналам (9) | Трансфер (1) | Ораниенбаум (2) | Достоевский (4) | Дворец Меньшикова (1) | На велосипеде (3) | Гатчина (4) | Мотоцикл (1) | Крепость Орешек (2)

Санкт-Петербург - Советы и полезная информация

Общая информация
История и культура
Персоны
Развлечения и отдых
Покупки
Еда и напитки
Транспорт
Безопасность
Схемы
Прочее

Россия. Другие города и интересные места:

Москва, Казань, Крым, Сочи, Самара