Эрмитажный театр [Санкт-Петербург]

Hermitage Theatre/Эрмитажный театр
Театр, построенный в 1783—1787 гг. по проекту архитектора Дж. Кваренги в традициях античной архитектуры

Описание

Эрмитажный театр входит в знаменитый архитектурный ансамбль Эрмитажных зданий. Здание театра было построено в 1783-1787 годы для Екатерины II по проекту архитектора Дж.Кваренги. Эрмитажный театр считали во второй половине XVIII века одним из лучших камерных театров в мире. Сюда могли попасть только важные гости и узкий круг приближенных императрицы. Ранее придворный театр находился в юго-западном ризалите Зимнего дворца.

Строительство

Дворец был построен в 1754-1762 годы по проекту обер-архитектора графа Ф.-Б.Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны. Первый спектакль в этом театре, как его называли - Оперном доме, состоялся в 1763 году. К этому времени на троне уже была Екатерина II, которая ценила театр и считала его полезным для воспитания общества. Во второй половине XVIII века на смену пышному стилю барокко в искусстве пришел рациональный классицизм, менялись вкусы и Екатерина II приказала создать на месте Оперного дома в Зимнем дворце жилые покои, а для театра строить новое здание. Проектирование было поручено итальянскому архитектору Джакомо Кваренги, который к тому времени уже создал целый ряд прекрасных произведений архитектуры в Петербурге.

Показать больше

Приказ о возведении при Эрмитаже каменного театра был подписан 23 сентября 1783 года. Императрица хотела, чтобы театр был построен между Зимним дворцом и Ламотовым павильоном (Малый Эрмитаж), недалеко от ее личных покоев. Однако в ноябре 1783 года вышел новый указ Екатерины о постройке Каменного театра на месте Лейб-Компанского корпуса. Для перехода в новое здание должна была быть сооружена «через канал арка с галереею».

Д. Кваренги спроектировал зрительный зал нового театра в виде амфитеатра, так как в этом случае открывался прекрасный обзор не только сцены, но и зрительных мест. Каждый зритель получал возможность видеть всех окружающих.

Проект напоминал театральный зал, созданный А. Палладио (его последователем был Кваренги) в городе Виченце. Перед сценой должен был разместиться партер, за которым поднимались стройные ряды зрительских мест.

Интерьер оформляли десять свободно стоящих колонн, за которыми располагались ниши с декоративной скульптурой. Строительство Каменного театра шло в три этапа. Первоначально возвели зрительный зал и сцену. Кваренги включил в объем театра - здание Лейб-компанского корпуса.

Стены старого здания стали опорой для нового сооружения. Этот строительный этап был почти завершен к лету 1784 года, однако Екатерина дважды распоряжалась «учинить переделку» и в первоначальный проект вносились изменения. Сцена была увеличена, проходы между рядами расширены, зрительный зал от остального пространства был отделен галереей. Для создания галереи между колоннами возвели стены и они превратились в полуколонны. Над карнизом, который полуколонны поддерживали, разместилась лепная гирлянда.

Стены Эрмитажного театра были облицованы искусственным мрамором серого и белого цветов, на их фоне эффектно выделялись ярко-розовые с прожилками полуколонны, выполненные так же из искусственного мрамора. Простенки между полуколоннами имели разную ширину-большие напоминали своими очертаниями арки, в малых находились ниши с полукруглыми завершениями в которых разместили статуи Аполлона и девяти муз, работы скульптора К.Альбани.

Интерьеры театра

Пространство над нишами в малых простенках украсили декоративные медальоны с рельефными профилями знаменитых деятелей театра: Мольера, Ж.Расина, Вольтера, А.П.Сумарокова и др.

Капители полуколонн коринфского ордера украшали театральные маски – по образцу античных капителей, найденных Кваренги при раскопках Помпеи. Для улучшения акустических свойств помещения над авансценой и под оркестром были устроены полукруглые своды из сосны.

Освещали театральный зал десять люстр, которые для замены сгоревших свечей опускали при помощи специальной системы блоков. Механиком Т. Дампьери были созданы механизмы для сценических эффектов. Театральный занавес был оформлен по эскизу знаменитого художника-декоратора П. Гонзага, который был приглашен в Петербург по рекомендации Кваренги.

Вместо привычной декоративной живописи на занавесе был изображен фасад Эрмитажного театра. Так как оформление фасада здания не было завершено, то художник использовал рисунки и чертежи Кваренги (занавес не сохранился). Подобный новаторский прием Гонзага уже применял незадолго до отъезда из Италии, где он оформил занавес для миланского театра Ла Скала.

Сам Кваренги считал здание Эрмитажного театра своей творческой удачей. После окончания строительства архитектор долгие годы следил за зданием-это входило в его обязанности, он так же вносил изменения в облик театра.

В 1796 году в театре появился новый занавес, созданный по эскизу художника Г.Ф.Дуайена. На занавесе был изображен Аполлон и аллегорические фигуры Искусства, Добродетели и Науки на фоне полукруглого храма с колоннами.

Переделки и оформление интерьера стали вторым этапом в строительстве театра. В обязанности архитектора входило поддержание театра в порядке. Одна из театральных лож стала пожизненно личной ложей Кваренги. Зодчий мог спуститься в театр непосредственно из своей квартиры, которая была так же ему предоставлена в театральном здании (во флигеле на Зимней канавке).

В 1786 году Кваренги составил документ о надзоре за театром с штатом служащих. Так как театр соединялся с императорской резиденцией, то была предусмотрена охрана. В штат также входили два истопника, смотритель (отвечал за все вещи, относящиеся к театру-меблировка, реквизит). Смотритель должен был владеть несколькими языками, так как в его обязанности входило общение с иностранными актерами.

Первым смотрителем Эрмитажного театра стал И. Гонзалес - отставной танцовщик придворного балета.

Третий этап строительства-возведение фасада здания театра, который завершился в 1789 году. До его начала зал и сценическая коробка возвышались над старым зданием Лейб-компанского дома.

Фасад Эрмитажного театра своим колонным портиком вторит павильону Малого Эрмитажа. Но скульптурное убранство здесь богаче - это статуи и бюсты древнегреческих драматургов и поэтов. В 1802 году на фасаде театра была сооружена балюстрада у полукруглого выступа и в нишах установлены шесть статуй и шесть бюстов известных древнегреческих поэтов, выполненных по рисунку Кваренги. Таким образом, лишь в 1802 году строительство театра было полностью завершено.

Спектакли и маскарады

Первая генеральная репетиция в Эрмитажном театре прошла 16 ноября 1785 года, когда еще не была закончена отделка. Это была опера по пьесе А.О. Аблесимова «Мельник-колдун, обманщик и сват» на музыку М.М.Соколовского.

При Екатерине II театральный сезон начинался в августе-сентябре, репертуар Эрмитажного театра был разнообразен. Итальянские, французские, немецкие и русские трагедии, комедии, оперы-сериа (серьезные) и оперы комические. Французские комедии обычно шли по четвергам на, так называемых-«больших эрмитажах». На эти приемы приглашались придворные, военные и государственные деятели и знатные иностранные гости – всего более двухсот человек.

Балетные представления шли на фоне декораций П.Гонзага. Часто представления становились частью торжественных дворцовых приемов с ужинами, балами и маскарадами. Гости приходили на спектакль в костюмах и масках, чтобы после окончания спектакля отправиться на маскарад.

Спектакли «Средних эрмитажей» шли без балета, на таких приемах присутствовало 50-60 персон. В дни «Малых эрмитажей» часто представлялись «пословицы» - нравоучительные пьесы. Екатерина Великая нередко писала такие пьесы сама в соавторстве с придворными, например, с графом А.С.Строгановым или с французским послом графом Ф.де Сегюром и др.

На сцене Эрмитажного театра играли известные русские актеры: И.А.Дмитревский, С.Н. и Е.С. Сандуновы, Я.Д.Шумский и др. Зарубежное театральное искусство представляли композиторы Д.Чимароза и Д.Сарти, танцовщик К.Лепик и Г.Росси (мать архитектора К.И.Росси).

Для императрицы и специально приглашенных гостей ставили кресла в партере, остальные зрители занимали места по своему желанию. По словам Кваренги - «В этом театре нет ни одного привилегированного места, отсюда изгнан всякий этикет, каждый может усаживаться там, где ему заблагорассудится».

После смерти Екатерины II по указанию Павла I Эрмитажный театр был закрыт. Через год представления возобновили, но из театрального зала Павел повелел убрать медальоны с профилями французских просветителей и «смутьяна» А.П.Сумарокова. Посещение театра было строго регламентировано-амфитеатр разделили на половины для дам и кавалеров, дамы должны были приходить лишь в «русских платьях», стоячие места предназначались для камер-юнкеров. Появились двери, которые соединили театр с новыми казармами. Под казармы первого батальона Преображенского полка была переделана часть старого Лейб-компанского дома.

При Александре I с 1808 года в театре стали устраивать придворные маскарады. Сцена соединялась с нижними рядами амфитеатра специальным помостом, над которым была возведена «хрустальная палатка». Палатка состояла из нитей, составленных из граненых стеклянных стволиков, сплетенных в узоры. Внутри палатки танцевали, или накрывали столы для царской семьи.

В 1823 годы Александр I приказал открыть двери, ведущие в казармы, а театральный зал превратился в манеж и военный плац. За три года, пока здесь хозяйничали военные, зал и его декор были повреждены-разбиты статуи и мраморные стены, почти полностью уничтожен плафон.

При Николае I в 1826 возобновились в Эрмитажном театре представления, через год возобновились и представления с «хрустальной палаткой», в спешке провели восстановительные работы. Реставрационные работы в театре постоянно прерывались и шли на протяжении почти всего XIX века.

Новый расцвет Эрмитажный театр пережил на рубеже XIX-XX веков. В 1894 году началась генеральная реконструкция здания под руководством архитектора А.Ф.Красовского. Не все было возможно восстановить, но театральному залу вернули почти «Кваренгиевский» облик.

В 1902 году был создан новый интерьер театрального фойе. В начале XX века для Эрмитажного театра работали известные художники: А.Я.Головин, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, К.А.Сомов. На сцене блистали: Н.Н.Фигнер, Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, М.Ф.Кшесинская, А.П.Павлова, А.Я.Ваганова.

После революционных событий 1917 года нарком просвещения А.В.Луначарский подписал постановление об устройстве в театре представлений для народа. Сотрудничать с театром начал режиссер В.Э.Мейерхольд, но открыть театр ему так и не удалось. В 1926 году в городе шло строительство домов культуры и все необходимое для их оснащения решили взять из Эрмитажного театра-сцена была демонтирована. В театре разместился Рабочий университет им. Луначарского. На сцене повесили экран, в зале установили проектор и начали проводить лекции.

С.Л.Гинзбург-музыковед, виолончелист, в будущем профессор Ленинградской консерватории выступил с предложением о создании в бывшем придворном театре Государственного музыкального музея. За годы работы в филармонии он собрал коллекцию старинных музыкальных инструментов, в 1932 году она была передана в Эрмитаж. Директор Эрмитажа Б.В.Легран поддержал предложение Гинзбурга, новый проект получил название «Исторические концерты-выставки». Концерты должны были сопровождаться выставками скульптуры и живописи.

Пробный концерт, состоявшийся 27 декабря 1931 года, прошел с большим успехом. В Эрмитаже были проведены строительно-монтажные работы для увеличения вместимости зрительного зала и осенью 1932 года Эрмитажный театр открыл свой первый концертный сезон.

Из-за нехватки материальных средств в феврале 1935 был закрыт. Коллекция музыкальных инструментов была передана в музей Института театра, музыки и кинематографии, орган-в Малый зал Филармонии. Долгие годы театр оставался лекторием Эрмитажа, служебные помещения театра заняли научные отделы и службы Эрмитажа.

В 1980-е годы проводилась реконструкция и капитальный ремонт здания. В ходе работ в зале появилась система синхронного перевода и компьютерное управление освещением сцены и зала. Под залом Эрмитажного театра были проведены археологические раскопки, открывшие сохранившие фрагменты Зимнего дворца Петра I-парадный двор, лестница, комнаты, сени. 7 января 1991 года Эрмитажный театр открыл свои двери для зрителей.

В настоящее время здесь выступают знаменитые музыканты со всего мира, проходят спектакли Мариинского театра, проводятся научные конференции, семинары, симпозиумы. В фойе театра проводятся выставки, посвященные тем, чья деятельность связана с Эрмитажем.

 Адрес: Дворцовая наб., 32, Санкт-Петербург, 191186
 Телефон(ы): (812) 710-90-79
 Купить билеты

Достопримечательности рядом

Музей-квартира А. С. Пушкина | Государственный Эрмитаж и Зимний дворец | Дворцовая площадь | Мраморный дворец | Пышечная | Храм Спаса-на-Крови | Стрелка Васильевского острова | Библиотека | Лютеранская церковь Святого Петра | Петровская акватория, исторический театр-макет | Зоологический музей Зоологического института РАН | Строгановский дворец | Главное адмиралтейство | Музей М. В. Ломоносова | Кунсткамера | Марсово Поле | Гости ресторан | Дом компании Зингер | Старая таможня | Кафе Зингеръ | Михайловский сад | Государственный музей истории Санкт-Петербурга | Петропавловская крепость | Государственный Русский музей | Казанский собор | Терраса
Показать «Эрмитажный театр» на карте

Эрмитажный театр на карте

Как найти «Эрмитажный театр» в Санкт-Петербурге

Мы разработали специальное мобильное приложение-путеводитель для iPhone и iPad, в котором есть все необходимое! Подробнее   

  • Для каждой достопримечательности помимо описания имеются еще: часы работы, стоимость билетов, месторасположение и многое другое.
  • Все достопримечательности отмечены на карте, имеются описания. Всегда можно посмотреть, какие достопримечательности рядом. Соединение с Интернет не требуется!
  • Полезная информация (транспорт, шопинг, безопасность, еда и напитки,...) и советы.
  • Дополнительно: разговорник, схема транспорта, точки интереса (магазины, пункты питания, банкоматы, аптеки, туалеты, ...), возможность самостоятельно отмечать нужные места на карте (гостиницу, место парковки, интересные места и т.п.).

Купить по цене чашки кофе

Экскурсии в Санкт-Петербурге

Все экскурсии на русском языке. Можно сразу выбрать необходимую категорию экскурсий.

Все (317) | По дворам и парадным (29) | Групповые (94) | Пешком (205) | Со скидкой (61) | Обзорные (42) | Невский проспект (10) | Казанский собор (10) | Необычные маршруты (99) | Крыши и панорамы (21) | Исаакиевский собор (10) | Мариинский дворец (3) | Мифы и легенды (19) | Михайловский замок (8) | Индивидуальные (223) | Мистические (12) | Для детей (23) | Петропавловская крепость (11) | Школьные (19) | На автомобиле (58) | Фотосессии (15) | Зимний дворец (5) | Квесты (10) | Музеи и искусство (22) | Эрмитаж (4) | Ночные (13) | Разводные мосты (10) | Дворцы и особняки (25) | История и архитектура (78) | Блокадный Ленинград (4) | На автобусе (23) | За городом (41) | Бары и ночная жизнь (7) | Летний сад (4) | Васильевский остров (7) | Кронштадт (12) | Петергоф (10) | Александро-Невская лавра (3) | Соборы и храмы (12) | Литературные (13) | Криминальный Петербург (3) | Царское село (11) | Павловск (8) | Екатерининский дворец (7) | Кунсткамера (5) | Адмиралтейство (1) | По каналам (12) | Крейсер Аврора (9) | Трансферы (2) | На кораблике (6) | Достоевский (5) | Гастрономические (11) | Ораниенбаум (2) | Дворец Меньшикова (1) | На велосипеде (7) | Вечерние (8) | Гатчина (4) | На мотоцикле (4) | Крепость Орешек (3) | Мастер-классы (1) | Онлайн-прогулки (1) | Онлайн (1)

Отзывы на ««Эрмитажный театр»» (Санкт-Петербург)

Общий рейтинг Гугл (4.8). Ниже приведено несколько последних отзывов, полученных от Гугла.

Shivva Rudra, 2020-01-20

Из положительного и интересного стоит отметить само историческое здание, сохранившиеся интерьеры, отличную акустику, великолепные голоса исполнителей и постановочную часть в целом. Остальное негатив. Вход в здание со стороны набережной. При входе после лестницы рамка с вахтёршей, чуть проходишь и поднимаешься опять пост с рамкой, теперь уже с просвечиванием сумочек. Россия страна рамок. Идя сюда следует помнить, что рассадка в зале свободная и сесть можно на любое место, а не на то, которое указано в билете. При покупке электронного билета система может вас ввести в заблуждение, предложив выбрать место. Свободная рассадка подразумевает, что кто первый встал того и тапки. И значит либо ты приходишь сильно заранее и можешь выбрать место, либо ты сидишь там где оно есть. В силу особенностей зала партер и боковые места у сцены, а так же места перед оркестром самые неудобные. Либо видно полсцены, либо всё глушит музыка. Второй момент это очень тесный гардероб. Тут опять таки, либо шевели булками, либо наслаждайся интерьерами и глазей на статуи. Поглазеть, к слову, есть на что))) Отдельная история с антрактом. Зачем пускать в зал после третьего звонка я не понимаю. Тем паче в зал, где свободная рассадка... Отдельный вопрос зачем ставить стулья в партере и на верхнем ряду. По сути это жлобство. Давайте ещё стоячие места продавать. Но поют хорошо и костюмы хороши...
Виктория Палкина, 2020-03-15

Очень атмосферное и яркое впечатление от исторического предназначения театра. От балетной постановки Лебединого озера крайне негативное впечатление: халтурная труппа и исполнение всех партий. Оркестр играл прилично, ну если не считать казусов у валторн?. Все было бы не так грустно, если бы за этот театральный примитив "драли бы три шкуры" за билеты. Стоимость на сайте от 3500 до 8000. Стыдно за такое искусство...
Альбина Кужина, 2020-02-19

Посетили Эрмитажный театр, Лебединое озеро - восхитительный балет! В театре свободная посадка, красиво, звук превосходный. В кафе довольно недорого: пирожное 150р, капучино 150р, вода 100р. Рекомендуем!
Мария Любимова, 2019-11-29

Маленький театр, классические спектакли, хорошее исполнение труппы. Особенности: свободная рассадка. Из минусов: куда-то пропали швейцары (раньше гостей встречали мужчины в исторических костюмах), отсутствие парковки, очень много гостей из Китая шумных и одетых как будто пошли на рынок.
Павел Петров, 2019-11-03

Эрмитажный театр – часть комплекса зданий Государственного Эрмитажа. Его фасад выходит на Дворцовую набережную и примыкает к основному дворцовому корпусу аркой-переходом через Зимнюю канавку. Камерность театра (вместимость всего 280 мест), объемы зала, расположение зрительных рядов обусловлены его исходным предназначением. Он строился как придворный театр, для императорской семьи и избранной дворцовой знати. Сам зрительный зал, главное помещение театра, отличается изяществом и великолепием своего оформления и убранства. Глубокий амфитеатр зрительного зала, задуманный по античному принципу, в своих пропорциях гармонично сочетается с рядами мраморных полуколонн, обрамляющих полукруглый зал.

Что посмотреть в Санкт-Петербурге

Дворцы, замки, усадьбы, дома
Исторические места
Мосты
Музеи
Ночная жизнь, рестораны, кабаре
Памятники, скульптуры, статуи
Парки и природные достопримечательности
Площади, улицы, фонтаны, районы
Пляжи, аквапарки, купальни, бани, аквариумы
Спортивные сооружения
Театры и концертные залы
Храмы, соборы, монастыри
Активный отдых, аттракционы, развлечения
Прочее

В списке обозначено:
- Топ-достопримечательности
- Для детей

Санкт-Петербург - Советы и полезная информация

Общая информация
История и культура
Персоны
Развлечения и отдых
Покупки
Еда и напитки
Транспорт
Безопасность
Схемы
Прочее

Россия. Другие города и интересные места:

Москва, Казань, Крым, Сочи, Самара, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Красноярск, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Барнаул, Ижевск, Ульяновск, Владивосток, Ярославль, Иркутск, Тюмень, Махачкала, Хабаровск, Оренбург, Новокузнецк, Кемерово, Рязань, Томск, Астрахань, Пенза, Набережные Челны, Липецк, Тула, Чебоксары, Калининград, Брянск, Курск, Иваново, Магнитогорск, Улан-Удэ, Тверь, Ставрополь, Симферополь, Нижний Тагил, Белгород, Архангельск, Владимир, Севастополь, Курган, Смоленск, Калуга, Чита, Орел, Волжский, Череповец, Владикавказ, Мурманск, Сургут, Вологда, Саранск, Тамбов, Стерлитамак, Грозный, Якутск, Кострома, Комсомольск-на-Амуре, Петрозаводск, Таганрог, Нижневартовск, Йошкар-Ола, Братск, Новороссийск, Дзержинск, Шахты, Нальчик, Сыктывкар, Ангарск, Старый Оскол, Великий Новгород, Балашиха, Прокопьевск, Химки, Псков, Бийск, Энгельс, Рыбинск, Балаково, Армавир, Подольск, Королев, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Сызрань, Норильск, Златоуст, Каменск-Уральский, Мытищи, Люберцы, Волгодонск, Абакан, Находка, Уссурийск, Березники, Салават, Электросталь, Железнодорожный, Миасс, Первоуральск, Рубцовск, Альметьевск, Ковров, Коломна, Керчь, Майкоп, Пятигорск, Хасавюрт, Новомосковск, Кисловодск, Серпухов, Нефтеюганск, Нефтекамск, Черкесск, Орехово-Зуево, Дербент, Камышин, Невинномысск, Красногорск, Муром, Сергиев Посад, Кызыл, Ачинск, Северск, Новокуйбышевск, Елец, Евпатория, Арзамас, Обнинск, Элиста, Жуковский, Артем, Междуреченск, Ленинск-Кузнецкий, Ессентуки, Воткинск, Ногинск, Тобольск, Ухта, Суздаль, Выборг, Анапа, Феодосия